google-site-verification: google21d08411ff346180.html Искушения Христа | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Искушения Христа

Январь 20th 2017 -

Иисуса Христа в пустыне.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В канун праздника Крещения Господня мы говорили о проповеди Иоанна Крестителя. О том, что эта проповедь давала понять израильскому народу о необходимости закончить с их прежним стилем жизни: «Уже и секира при корне дерев лежит. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь», — говорил Иоанн Креститель.

А вот что такое добрый плод и как его обрести, мы слышали уже из сегодняшнего евангелия, где повествуется об искушении Господа Иисуса Христа в пустыне. Событие это очень значительное. Хотя бы потому, что Господь счел нужным рассказать об этом Своим апостолам, а через них и всем нам.

Ведь никто не видел этой истории с искушением. Свидетели отсутствовали. Значит Сам Христос поведал об этом Своим ученикам, об этой борьбе Его с силами зла, дабы дать пример того, как надо противостоять в жизни своей темной силе.

Все три искушения, направленные ко Христу в форме предложений, помимо своей основной цели содержат в себе еще и вопрос. Дьявол, искушая Христа, как бы пытается разрешить и собственное недоумение. Ведь сорок дней назад во Иордане во время крещения Бог свидетельствовал о том, что Крещаемый есть Его Сын, на Котором Его благоволение.

А если у Бога есть Сын, то значит, Он – тоже Бог. Ведь при рождении-то передается природа. Звери передают своим детенышам звериную природу, люди своим детям человеческую, следовательно, если у Бога есть Сын, то Он обладает всей полнотой Божественной природы, значит, Он – Бог. но ведь Бог-то не связан никакими ограничениями. Он не может захотеть есть, пить или устать. А дьявол-то видит перед собой изнеможденного и голодного человека. И это, конечно, приводит его в недоумение.

Вот почему и искушения свои он предлагает как бы с оговоркой, с вопросом: «Если Ты – Сын Божий…», то есть если Ты — действительно Бог, о чем было свидетельство на Иордане, то докажи это. Покажи Свое всемогущество: преврати камни в хлеб, прыгни с горы и не разбейся, то есть прояви Свою Божественную сущность.

Некоторые отцы Церкви высказывали мнение, что дьявол при всей своей хитрости и уме, опыте так все-таки и не смог проникнуть в тайну Богочеловечества Спасителя. Он считал, что Христос это, да, великий пророк, праведный человек, но тем не менее, который как все люди после смерти попадет в его власть, в царство тьмы, в шеол. И только после смерти на кресте, когда человеческая душа Спасителя, нераздельно и неразлучно соединенная с Его Божеством, сошла во ад, тогда, как говорит церковная песнь, Он ад умертвил блистанием Божества. Он изнутри разрушил его. дьявол в его мрачном царстве впервые встретился с силой большей, нежели он сам. Не падшего и ограниченного человека воспринял ад, а всемогущего Бога.

И, видимо, только тогда дьявол понял свое поражение. Он увидел, что есть сила больше его силы. И что он, будучи князем мира сего, оказался посрамлен, как говорил Господь перед Своими страданиями.

Ну а что же за искушения предлагает дьявол Христу? На самом деле ничего нового. Все то же самое, что он предлагает и нам. Но вот какие основные два устремления рода человеческого оставили самый кровавый и самый мрачный след в истории? Это стремление к власти и стремление к богатству.

Ведь сколько мы знаем случае, когда люди поднимаются на вершину власти буквально по трупам своих конкурентов. Я думаю, что здесь даже и объяснений особых не надо. Совершенно очевидно, что борьба за власть и борьба за деньги очень часто связаны с преступлением, с ложью, с предательством, то есть с поклонением дьяволу. Бывают, конечно, исключения, когда люди отказываются и от власти, и от денег, потому что путь достижения того или другого не соответствует их убеждениям, религиозным и нравственным принципам, но такое бывает нечасто.

Обычно действуют по известной поговорке: цель оправдывает средства. И, отрицая Божий Закон, игнорируя Христовы заповеди, кланяются дьяволу, используют те средства, которые он предлагает, не гнушаясь ни коварством, ни преступлением, ни обманом для достижения своей цели.

По версии евангелиста Матфея второе искушение это искушение чудом: «Потом берет Его дьявол в святый город, и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею».

Вот здесь очень интересный факт. Дьявол искушает Господа, приводя слова Священного Писания, к тому же 90-того псалма, который в церковной практике принято читать как раз против нечистой силы. Я в своей приходской практике нередко сталкиваюсь с вопрошанием как и своих постоянных прихожан, так и людей по случаю зашедших в храм, и вопрос звучит приблизительно так: какую надо читать молитву, чтобы, например, бизнес шел удачно, или чтобы дети хорошо учились, или чтобы муж не гулял и так далее, всякие разные вопросы. И сама эта постановка вопроса дает понять, что очень часто человек воспринимает молитву, как некую магическую формулу, от комбинации слов которой зависит успех, или неуспех его просьбы.

Так вот, читать текст молитвы и молиться – это не одно и то же. как мы слышали из Евангелия, цитировать Священное Писание может и дьявол, а вот молиться он не может. Наша молитва, любая, будет только тогда иметь силу и смысл, когда мы оживотворим букву этой молитвы духом, когда она будет выражением нашего внутреннего обращения к Богу, открытости Ему и послушания Ему, с готовностью всегда принять Его волю. Ведь именно Своим послушанием Богу Христос и победил дьявола в пустыне: «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». Тогда оставляет Егодиавол; и се, Ангелы приступили и служили Ему».

Да, ангелы заняли то место, которое оставил дьявол. Но в данном случае ангелы это выражение присутствия и помощи Божией. Господь отверг власть, богатство, способность к сверхъестественному, не потому что это само по себе плохо, и не потому что Он в принципе это отрицает. В конце евангельской истории перед Своим Вознесением Христос, обращаясь к ученикам, говорит: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». Да нет, облечен Он властью, не отрицает Он ее. Способность к сверхъестественному? Во время Своей земной жизни Христос явил множество чудес, да еще какие – мертвых воскрешал. Только делал Он это не для того чтобы поразить чье-то воображение, а по любви и по жалости к людям.

Христос отверг искушения потому что они исходили от дьявола. А ведь дьявол просто так никогда и никому ничего не предлагает, придется отдавать долг, придется отрабатывать, надо будет служить ему. И сегодняшним евангельским примером Господь показал, как надо отринуть дьявольское искушение, дабы не мы служили ему, а ангелы служили нам. Аминь.

Проповедь  протоиерея Александра Глебова

Комментарии закрыты.