google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в пятницу 4-й недели Великого Поста, прп. Иоанна Лествичникаю Священника Георгия Полякова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в пятницу 4-й недели Великого Поста, прп. Иоанна Лествичникаю Священника Георгия Полякова

Март 31st 2011 -

Проповедь в пятницу 4-й недели Великого Поста, прп. Иоанна Лествичникаю Священника Георгия Полякова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Святая Церковь в течение всего года, а особенно в дни Великого Поста, напоминает своим чадам многие примеры великих учителей молитвы, подвижников веры и благочестия. вся четвертая неделя Святой Четыредесятницы посвящена одному из ярких личностей духовного делания преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайского монастыря.

Еще в IV веке Синайские горы служили местом постоянного пребывания множества пустынников, которых привлекали туда и священные воспоминания ветхозаветных чудес Моисея и Илии, а также безмолвие гор и малонаселенность полуострова. В первые времена у подвижников Синайских не было общего монастыря. Они жили в кельях, рассеянных по горам и долинам, и только в субботу вечером собирались в храм, построенный по преданию царицей Еленой на том самом месте, где Бог явился пророку Моисею в горящей и несгораемой купине.

В этом храме пустынники проводили всю ночь в общей молитве, а в воскресенье утром причащались Святых Христовых Таин и потом снова расходились по своим кельям. В IV и V столетиях Синайские пустынники неоднократно подвергались нападению сарацин, от которых многие приняли мученическую кончину.

По вступлении на престол благоверного царя Юстиниана I, Синайские отцы, услышав о его благоговении к святым местам, просили его создать им укрепленный монастырь. Юстиниана тронула горячая просьба подвижников, и по его повелению у подножия Синайской горы был воздвигнут Синайский монастырь, который сохранился до наших дней.

Великую славу этому монастырю принес величайший подвижник и аскет VII века, его игумен, преподобный Иоанн Лествичник. Родился Иоанн около 525 года и в шестнадцать лет поступил в Синайский монастырь. Впоследствии он удалился в уединенную келью, а потом в пещеру у подножия горы. 40 лет прожил отшельник Иоанн в свой (пещере?). Свой подвиг он прервал по настоянию монахов, которые избрали его своим настоятелем. Преподобному шел в то время 75-ый год. Несколько лет он ревностно духовно окормлял свою любящую братию, но впоследствии снова удалился в уединение, в котором пребывал до конца своей земной жизни.

Игумена Иоанна в течение его жизни по-разному называли: то Синаит, то Схоластик, но более всего он вошел в историю Церкви под именем Лествичник, как автор широко известной и весьма популярной книги, называемой «Лествица». Эта книга была им написана в глубокой старости, на самом закате монашеского подвига. Поводом к ее написанию послужило ходатайство игумена Раифской обители Даниила. Он просил прославленного Синайского подвижника составить такую книгу, которая смогла бы стать руководством для иноков, возводящим их к вершинам духовно-нравственного совершенства.

Преподобный Иоанн, имея великую любовь к иноческому чину и подвижническому образу жизни, откликнулся на просьбу и прислал в Раиф через некоторое время свой труд, содержащий указание конкретного деятельного пути к христианскому совершенству. Путь этот по предначертанию игумена Иоанна состоит из 30 ступеней, соответствующих 30 годам земной жизни Спасителя. Каждая ступень представляет собой ту или иную христианскую добродетель. Опираясь на свой богатый духовный опыт, автор Лествицы подробно описывает внешние и внутренние признаки каждой страсти и каждой добродетели, а также указывает непогрешимое безошибочное направление, как для преодоления пороков, так и для достижения плодов доброделания.

Величайшая заслуга преподобного Иоанна заключается в том, что он расположил все человеческие страсти и все христианские добродетели в строгой иерархической последовательности и установил внутреннюю взаимосвязь между ними. В своем труде он выстроил стройный порядок постепенного духовного восхождения. Он указал, с какой добродетели следует начинать свое шествие по лествице, ведущей к Богу, и что должно считать вершиной христианского благочестия. Своим подвижническим опытом он установил, что ни одной добродетели невозможно достичь без приобретения предыдущей и убедительно показал, как из приобретенной добродетели вытекает последующая.

Характерно, что в Лествице нельзя найти указаний о приемах внешнего делания. В ней ни слова не говорится ни о количестве земных поклонов, ни о строгости поста, ни о продолжительности молитвословий и тому подобное. Эта книга от начала до конца повествует о внутреннем делании православного подвижника.

Осторожность и умеренность во внешнем подвиге была средством преподобному Иоанну избегать духовной кичливости и в то же время не погашала и не умаляла в нем пламени Божественной любви, которой была объята душа великого учителя Церкви Христовой.

«Лествица» игумена Синайской горы по праву считается мировым шедевром духовной литературы. Заслуги этой книги для Православия неоценимы. Она является непревзойденным учебником монашеской жизни, в котором ясно и просто, глубоко и всесторонне раскрыты непреложные законы духовной жизни.

По своему содержанию «Лествица» разделяется на две части, из которых в первой говорится о пороках, противных христианской жизни. Это главы с 1 по 23, а вторая часть повествования раскрывает нам понятия о нравственных и богословских добродетелях. Это главы с 24 по 30.

По изображению «Лествицы» христианское совершенствование начинается с отвержения мира и борьбой со страстями. От рассеивающих удовольствий и чувственных наслаждений дух обращается к покаянию и печали, пребывая в постоянном памятовании смерти. Спасительная печаль смягчает сердце подвижника силою слез, освобождает его от себялюбия и снимает с него греховные наросты.

Таким путем покаявшийся достигает состояния молчания, когда он находит слова только для молитвы, песнопения и выражения любви. Дух и душа освобождаются от уз грубой чувственности, утончаются, получая действительную способность к общению с миром духовным, небесным, Божественным.

Блаженное смирение ведет по стезям следования Христу и отверзает дверь в Небесное Царство. Победивший страсти получает высшую способность различения, которая помогает человеку замечать и распознавать в себе и других злые и добрые движения, подавлять страсти и развивать добродетели.

В высшем состоянии богоподобного бесстрастия и спокойствия подвижник вступает уже на земле в прославленное состояние(?) и созерцает райские блага. Строгого и точного психологического анализа внутреннего самосовершенствования «Лествица» не дает, ибо ее автор, конечно, и не ставит себе этой цели. В переходе от одной ступени к другой иногда трудно указать логическую или психологическую последовательность, а сами ступени не всегда ясно разграничены. Цель сочинения не теоретическая, а практическая: дать руководство в прохождении духовной жизни. И, как хорошо удовлетворяющее такой цели, оно издавна пользуется вполне заслуженной славой.

Изложение «Лествицы» чуждо риторической напыщенности. Вообще, Иоанн Лествичник предпочитал афористическую форму и в немногих словах говорит о многом. Источником при написании этого произведения, кроме Священного Писания и личного подвижнического опыта, служили, несомненно, труды предшествовавших ему аскетов, из которых он сам называет Евагрия Понтийского, Кассиана, Григория Великого и Георгия Арселаита.

Произведение Иоанна Лествичника сделалось любимой книгой по всему пространству Православия. Уже в X, XI веках «Лествица» была переведена на славянский язык в Болгарии. А в XIV веке появился перевод в Сербии, сделанный под руководством митрополита Савватия. Этот перевод распространился и в России.

30 ступеней лествицы являются гармоничным сводом духовно выверенных и отточенных правил формирования и воспитания христианского духа. Эта книга раскрыла всему миру красоту иноческой жизни. Она вдохновила на высший подвиг не одну человеческую судьбу. Своей духовной глубиной она до сих пор продолжает пленять человеческие сердца и возжигать в них огонь Божественной любви.

Но когда мы сегодня обращаемся к «Лествице», то нас невольно охватывает ужас. Вчитываясь в нее, мы понимаем, насколько мы далеки от той жизни, которой она наполнена. Листая ее страницы, мы не можем не осознавать, какая громадная пропасть пролегла между благочестием нашего времени и тем далеким древним подвижничеством, вождем которого являлся преподобный Иоанн Лествичник.

Однако сей справедливый ужас не должен навевать на нас гнетущего уныния и останавливать в нашей решимости хотя бы немного приблизить свою жизнь к строкам, написанным рукой аввы Иоанна. Пусть христианский подвиг веры преподобного Иоанна Лествичника, породивший жемчужину духовной литературы, послужит нам надежным уверением в том, что всякий раз, когда мы из послушания Христу решаемся следовать невозможному, Бог, взирающий на нашу веру, свершает Своим действием великое чудо преображения нашей души. Аминь.

Комментарии закрыты.

лечение алкоголизма в Днепропетровске народными способами