google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в пятницу 26-й седмицы по Пятидесятнице священника Георгия Полякова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в пятницу 26-й седмицы по Пятидесятнице священника Георгия Полякова

Декабрь 8th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Только что прочитанный текст Евангелия от Луки повествует нам, как Христос рассказал дивную и весьма глубокую по своему содержанию притчу о минах. Поводом для ее произнесения послужили слова, сказанные Иисусом в доме Закхея: «ныне пришло спасение дому сему».


Его слушателями были не только ученики, а вероятно и бывшие у Закхея гости, которые поняли это возвещение в том смысле, что Христос скоро откроет Царство Божие для всего иудейского народа. В это время в иудейском обществе царил дух ожидания политических и исторических перемен. Победоносные слова Христа были восприняты как надежда о скорейшем освобождении евреев от ненавистного ига Римской Империи. Чтобы рассеять их ложный восторг и направить размышления собравшихся к более глубокому пониманию сказанного, Иисус и рассказал им притчу о минах.

Речь идет о человеке высокого рода, который отправлялся в дальнюю страну для того, чтобы получить себе царство и снова возвратиться. Подобный образ взят, скорее всего, от положения в то время царской власти в Иудее. Иудейские цари должны были отправляться для утверждения в своем царском достоинстве в Рим. Так делал Архелай, сын Ирода Великого, так поступил и Ирод Антипа, тетрарх Галилеи. Но перед отъездом богатый господин призвал к себе 10 рабов своих и дает каждому мину, приказав, чтобы серебро, данное им, было пущено в оборот. Мина – это 100 драхм, около 25 рублей. Одна мина в то время равнялась оплате за три месяца работы на полях.

Но вот, граждане, получив наказ господина, возненавидели высокорожденного своего хозяина и послали вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

Прошло определенное время. И господин тот возвратился в свою страну и настойчиво требует дать ему отчет, кто и как использовал свое серебро. «Заметьте, — говорит Ориген, — не к господину идут на отчет, а сам господин приходит к ним». А это значит, никуда не скрыться, никуда не спрятаться и придется держать ответ перед всемогущим хозяином о его поручении. Одни догадались, что от них будет потребован отчет, и поступили благоразумно, приумножив свою мину, пустив ее в оборот. Ростовщичество у евреев было строго запрещено, но оно дозволялось по отношению к язычникам.

В книге Второзакония указывается: «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост». И далее: «с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата, прости». Несмотря на все подобные постановления в то время, однако, ростовщичество процветало неограниченно, пишут многие историки. Не подлежит сомнению, что еврейские ростовщики по всей Палестине занимались такого рода предприятиями. Хорошо зная подобное проявление жизни, господин и указывает своим рабам совершать финансовые сделки. В переводе с греческого подобное выражение более точно означает рождение, рост, прибыль.

«Первый пришел, — повествует евангелист Лука, — и сказал: «господин! мина твоя принесла десять мин». «Хорошо, добрый раб! — незамедлительно последовала похвала, — за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов».

Да, это была воистину царская награда, достойное достойному, заслуженное заслуженному. Но вот пришел ленивый раб, и прежние ласковые, нежные, тихие речи сменяются грозным дыханием бури. От радости с первым верным тружеником не оставалось и следа. Лукавый раб закопал свою мину в землю и еще обвинил хозяина в жестокости и несправедливости по отношению к нему.

Закопать талант – это был обычный способ того времени, чтобы сохранить деньги в потаенном месте, известном только самому закапывающему. В ответ звучит грозный приговор: «Возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин…приведите и избейте его пред моим взором».

У евангелиста Матфея повествуется подобная притча по содержанию, но она заканчивается так: «выбросите его в тьму внешнюю». Подобное выражение встречается только у евангелиста Матфея. Тьма внешняя это тьма вне дома. Это образное выражение указывает на темные улицы восточного города и на положение человека вне Царства, вне радости, вне жизни. Тьма – это состояние мучения, смерти, ада, где нет Господа, где нет Бога, Творца и Подателя всего видимого и невидимого.

Притча о десяти минах ярко и проникновенно изображает всемирную историю всего человечества до второго пришествия Христова. Прежде всего она обращена к израильскому народу, который отверг Мессию, как Бога, как Спасителя. Еврейский народ, доверившись своим лицемерным и духовно слепым религиозным законодателям, был тем лукавым и ленивым рабом, участь которого предрешена. Пройдет немного времени и громогласное «распни» полностью затмит разум иудеям.

Возможно эту трагедию предвидел Христос, сказав в этой притче такие слова: «твоими устами буду судить тебя, лукавый раб». А в момент Своей крестной агонии с болью и состраданием добавит: «прости им, Отче, ибо не ведают, что творят».

«Притча о минах не оставляет своих рассуждений на внешней одной мысли, — пишет святой Василий Великий, — но предполагает шествие ума к предмету рассуждения». Христос, Который вчера, сегодня той же и вовеки обращается с глубоким проникновенным и живым Своим словом и к нашему поколению, ко всему человечеству в целом. Сказанная Христом притча о минах затрагивает основную и важную сторону бытия: как жить в этом мире? Различные дары Господь щедро преподает каждому человеку и его задача свободно использовать в своей жизни степень Божественной благодати. В каждом прожитом дне, в каждом совершенном поступке, в каждом сказанном слове, в каждой выраженной мысли надо стремиться приумножать данный Богом талант. Это творческий акт, добровольный, но обязательный.

Никто в этом мире не забыт. Каждому дается проявление духа на пользу. «Одному дается Духом слово мудрости, — пишет апостол Павел в своем Послании к Коринфской Церкви, — другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».

Таланты, данные Богом каждому человеку, изо дня в день надо приумножать в поте лица, чтобы они влились в общую Божественную стихию. Ибо в этом и заключается смысл и завершение человеческой жизни. В этом предел человеческих исканий и полнота человеческого счастья. В этом его блаженство и несказанная радость. Там, на Синайских высотах, через древний Израиль Бог поставил перед человечеством право выбора. «Жизнь или смерть предложил Я тебе, благословение или проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое».

Наверное самый тяжелый труд задал Бог человеку — научиться отличать истинную жизнь от ложной, которая есть смерть. Люди зажигаются горячей верой, душа как чаша переполняется радостью от благодати Божественной, умиротворением, детской невинностью, девством, святостью, но эта ревность постепенно угасает, остывает, охлаждается. Наступает полная духовная деградация, неверие, распущенность, откровенная безнравственность, утрата страха Божия, реальное слабоумие.

В чем причина? В чем корень непостоянства Творцу? Где и когда человек стал лукавым и ленивым делателем нивы Божией? Наверное, оттого, что человек, соблазняясь своей техногенной жизнью, оценив свои достижения и достоинства, возомнил себя центром своей жизни, стал глух к голосу неба.

Духовное делание прекратилось. Требование к себе смягчилось. Гордыня возымела его на мнимый пьедестал святости. В результате сам человек лишает себя дара благодати, духовной крепости, чистоты жизни. Он становится сосудом порока и греха.

Никто не знает, когда придет Судия, никто не знает, когда вострубит Ангел с небес, но будет это точно. Поэтому нам не надо расслабляться, впадать в духовную спячку. Надо быть всегда бдительным, быть подвижником. Нельзя верить и духовно жить время от времени в зависимости от своего настроения, желания, разумения.

Христос сказал: Я есть путь. И этот путь есть вся наша жизнь в Нем без остановки, без передышки, без остатка. Путь туда через Гефсиманию к Голгофе, на крест, к Богу, ибо только там и с Ним воскресение, Пасха, вечность в Царстве Небесном. На этом нелегком пути встречаются сомнения, колебания, овраги, пустыри, перекрестки и коварные развилки, падения, возвращения. Но главное, не совершать одно – губительной остановки, мертвого внутреннего застоя, быть глухим к голосу своей совести, избегать(?) смертельной беспечности и самовозвышения.

И Господь ответит на крик нашей души, наполнит дни нашей жизни смыслом и содержанием, коснется светлым и живительным даром наше сердце божественной благодатью. И тогда мы убережемся от участи нерадивого раба, зарывшего талант своей жизни в прахе земном. Аминь.

Комментарии закрыты.