Проповедь на Евангелие от Луки 24 зач., VI, 17-23

Октябрь 16th 2011 -

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня евангелист Лука приводит нам отрывок из Нагорной проповеди Спасителя. Для того, чтобы принять то, что мы слышали, надо сначала понять, что сказал Господь, разобраться в этой вести. Потому что просто поверхностное прочтение этого текста вызывает только одно чувство – чувство недоумения, а вслед за ним – и неприятие слов Христа.

  • Зач. 24.] 17. Изшéдъ съ ни́ми, стá на мѣ́стѣ рáвнѣ: и нарóдъ учени́къ егó, и мнóже­с­т­во мнóго людéй от­ всея́ Иудéи и Иерусали́ма и помóрiя ти́рска и Сидóнска,
  • и́же прiидóша послýшати егó и исцѣли́тися от­ недýгъ сво­и́хъ, и стрáждущiи от­ дýхъ нечи́стыхъ: и исцѣля́хуся.
  • И вéсь нарóдъ искá­ше при­­касáтися емý: я́ко си́ла от­ негó исхождá­ше и исцѣля́ше вся́.
  • И тóй воз­вéдъ óчи сво­и́ на ученики́ своя́, глагóлаше: блажéни ни́щiи дýхомъ: я́ко вá­ше éсть цáр­ст­вiе Бóжiе.
  • Блажéни, áлчущiи ны́нѣ: я́ко насы́титеся. Блажéни, плáчущiи ны́нѣ: я́ко воз­смѣéтеся.
  • Блажéни бýдете, егдá воз­ненави́дятъ вáсъ человѣ́цы, и егдá разлучáтъ вы́, и понóсятъ, и пронесýтъ и́мя вá­ше я́ко злó, Сы́на человѣ́ческаго рáди.
  • Возрáдуйтеся въ тóй дéнь и взыгрáйте: сé бо мздá вáша мнóга на небеси́. По си́мъ бо творя́ху прорóкомъ отцы́ и́хъ.

Господь говорит: «Горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо».

Складывается такое впечатление, что Господь вообще отвращает нас от нормальной жизни, призывает нас просто к какому-то мазохизму, издевательству над самим собой, к какой-то унылой, нищей и скорбной жизни. Горе вам, если вы богаты, если сыты, если смеетесь, если о вас говорят хорошо… Но почему горе-то? Что плохого в человеческой радости, в достатке? Разве это грех? Кстати, эти тексты часто использовались врагами Церкви. Уже в четвертом веке император Юлиан Отступник, который пытался возродить язычество в империи, конфисковывал имущество обеспеченных христиан и с усмешкой говорил, что он просто борется за их спасение, за спасение их душ, поскольку Христос ведь сказал, что горе богатым, и что они не спасутся. Ну, а атеистическая пропаганда говорила следующее: церковники специально сочинили Евангелие, выдумали его, чтобы с помощью этого Евангелия эксплуатировать простой и доверчивый народ, чтобы держать его в подчинении, а самим жить за их счет; чтобы народ оставался в нищете, в скорбях, и при этом не роптал, потому что, дескать, так Богу угодно. А вот награду за свои испытания они получат в будущей жизни. А здесь, на земле, надо не радоваться, а плакать; не богатым быть, а бедным; не сытым, а голодным – и вот тогда ты спасешься и будешь наслаждаться духовными благами в Царствии Божием. И при этом противники Церкви ссылались в том числе и на этот текст, о котором мы сегодня говорим, где, действительно, черным по белому написано, что богатые, сытые, радующиеся в этой жизни будут страдать в жизни будущей, и наоборот.

Для того, чтобы правильно понять эти грозные и, наверное, смущающие многих слова Спасителя, надо начать разбирать их на несколько стихов раньше – не с 25-го стиха 6-й главы Евангелия от Луки, а с 20-го стиха, где Господь излагает Заповеди блаженств. Постоянным прихожанам, наверное, хорошо знаком этот текст; он часто читается за Литургией в дни памяти очень многих святых. Начинается он по-славянски так: «Во время оно ста Иисус на месте равнем…» и так далее. Так вот, евангелист Лука приводит четыре заповеди блаженств; у Матфея этих заповедей девять. А что это за заповеди? Первая начинается так: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие». Кто такие «нищие духом»? – это люди смиренные, люди, которые в жизни своей уповают не на свои силы, не на свои достоинства, таланты, а на помощь Божию, которые понимают, что без содействия Божественной благодати им будет сложно проплыть по волнам житейского моря, где случаются и бури, и штормы. Нищие духом – это люди, осознающие свою слабость и уповающие на Бога. Сегодня это нуждается в пояснении, а первые слушатели Нагорной проповеди (а первыми слушателями были евреи, иудеи) прекрасно понимали, о каких нищих идет речь. Эти нищие часто упоминаются в Ветхом завете, в псалмах, в других книгах, например, «Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его» (Псалом 13); или: «Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время»(Книга пророка Исайи, 25 глава); или: «Не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет» (Псалом 9) и многие-многие другие тексты. Кстати, у евангелиста Луки в греческом оригинале стоит просто: «Блаженны нищие, ибо их есть Царство Небесное». А добавление «блаженны нищие духом» было сделано позднее, чтобы отсечь эти ненужные толкования, потому что для язычников слово «нищие», как и для нас сейчас, имело скорее социальный оттенок и не несло тот смысл, который был понятен иудеям. И вот этим нищим Господь противопоставляет богатых: «Блаженны нищие духом…» «Блаженный» — по-гречески «макариос», то есть человек счастливый, которому Господь дарует спасение. А богатому – горе. Но богатому не материально, потому что и материально богатый человек в то же время может быть нищий духом. А здесь богатым, в отличие от нищего духом, называется тот, кто только на себя надеется, кто забыл о Боге и рассчитывает только на свои собственные силы; в сердце которого нет смирения. Здесь, в данном случае, богатый – значит, гордый, самодовольный, самонадеянный, который не имеет нужды в Боге и не вспоминает о Нем. И вот так же идет противопоставление и трех остальных заповедей блаженств с тремя этими предупреждениями, начинающимися грозными словами «Горе вам…». «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» — и Господь противопоставляет: «Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете…» И здесь речь идет не о сытости желудка. В более полной версии заповедей блаженств у евангелиста Матфея сказано: «Блаженни алчущие и жаждущие правды». Здесь речь идет о стремлении человека к правде, к истине, к Богу, потому что Бог и есть Правда и Истина, а дьявол – это кривда и ложь.

Далее. «Блаженни плачущие ныне, ибо воссмеетеся» — и Господь противопоставляет: «Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете». И здесь имеется в виду плач о своих грехах, сокрушение сердца, покаяние: блажен тот, кто осознает свой грех, приносит плоды покаяния, и горе тому, для кого грех – норма жизни, когда человек, творя зло, не то, что плачет, а даже угрызений совести не испытывает.

То же самое и дальше: «Блаженни вы, когда возненавидят вас люди, и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное за Сына Человеческого» — и вновь Господь противопоставляет: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». Здесь противопоставляется свидетельство за Имя Божие, которое в истории было часто связано с гонениями, со страданиями – противопоставляется малодушию и боязни. Достаточно вспомнить историю нашей страны ХХ века – а люди старшего поколения это прекрасно помнят – когда открытое исповедание веры в Бога несло за собой не то, что трудности, а страдания, иногда смерть, всеобщее поношение. И если кто-то хотел, чтобы о нем говорили хорошо, чтобы его не «разбирали» на партсобрании, чтобы у него не было проблем, то он должен был отказаться от Бога и желательно публично. Или отказаться от родных и близких людей, которые твердо держались своих убеждений.

Другими словами, Христос провозглашает горе не материально богатым и сытым, и не просто смеющимся от радости, и не тем, о которых говорят хорошо за их достоинства и добрые дела; Он провозглашает горе гордым, лживым, не имеющим нужды в покаянии и не твердым в вере.

Вторая часть сегодняшнего евангельского чтения не менее сложна, чем первая. Господь говорит: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословите проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому просящему у тебя давай и от взявшего твое не требуй назад». Эти слова служили камнем преткновения для всех поколений людей. Как же так? Ударит тебя хулиган, и вместо того, чтобы дать ему сдачи, надо предложить ему ударить тебя еще и по другой щеке? Какой нормальный человек так поступит?

Нет, конечно, хулигану надо давать сдачи. И давать так, чтобы у него больше не возникало желания безобразничать. Но речь здесь идет вот о чем: для того, чтобы прекратить конфликт, кто-то должен первый остановиться. Бесконечная война приведет к самоуничтожению, и кто-то должен понять, что для того, чтобы ее прекратить, надо не новый удар наносить, за которым обязательно последует ответ, а садиться за стол переговоров. И вот тот, кто это понял и сделал, и таким образом прекратил конфликт, на образном языке Библии – «подставил щеку». Он в какой-то момент не стал отвечать ударом на удар, а предложил мир и сохранил жизнь, быть может, миллионам людей. Это если рассуждать в глобальном, международном масштабе. А на личном, бытовом уровне это просто призыв не мстить. Сделал тебе человек что-то дурное — да Бог с ним. Не надо становиться с ним на один уровень, не надо быть таким же, как он, надо быть выше его. И если тот, кто причинил вам зло, окажется в какой-то тяжелой жизненной ситуации и ему понадобится ваша помощь, то окажите ему эту помощь. Ответьте добром за зло. И, как знать, может быть, со временем через ваше незлобие этот человек осознает и свою неправду, и раскается в содеянном. Это и будет исполнением слов Христа: «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим…»

А что касается второй подставленной щеки, или, как Господь говорит: «Отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» — это вообще один из приемов изложения Нагорной проповеди. Христос прибегает к преувеличениям, чтобы оттенить смысл. И этот прием употребляется и в других местах Нагорной проповеди – например, Господь говорит, что надо «возненавидеть отца и мать, чтобы быть достойным Меня». Понятно, что Христос, Который призывает любить даже своих врагов, не может призывать к ненависти к близким людям. Или, например, в другом месте Он говорит, что лучше отсечь руку или вырвать глаз, чем впасть в прелюбодеяние – и опять-таки понятно, что Христос не призывает нас к членовредительству, но Он использует столь экстравагантный язык, чтобы вызвать у слушателей чувство серьезности и важности Его вести. И размышляя над Словом Божиим, работая над ним, вникая в суть сказанного Спасителем, это чувство серьезности и важности Его слов должно в нас укрепляться, дабы из области нашей веры и нашего знания оно перешло в сферу нашей повседневной жизни и практики. Аминь.

протоиерей Александр Глебов

Комментарии закрыты.