google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в Понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в Понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова

Июнь 12th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Именно такими словами мы начинаем с вами молитву, благословляя что-либо в этом мире. И перечисляя имена Отца и Сына и Святого Духа, мы исповедуем веру в Единого и в то же время Триипостасного Бога. Поистине Новый Завет — во всех смыслах новый. Ибо это совершенно новое откровение, которого Ветхий Завет не знал. Не знал о Боге, едином по существу и троичном в Лицах. Хотя есть, конечно, там некоторые прикровенные указания, можно их найти в Ветхом Завете, но это не сказано так явно, как в Новом Завете. И не только благодаря пришествию Бога на землю, но и потому что через десять дней после Его вознесения произошло снисхождение Святаго Духа на Его учеников и апостолов.

И день Святаго Духа Церковь празднует сегодня. По сути, сегодняшний день завершает то духовное путешествие, которое началось с Рождества Христова, затем Крешение, продолжалось весь Великий Пост, Страстную неделю, Пасхальный период и Вознесение.

Вот в течение всего этого периода мы вспоминали то, что называется домостроительством Христа Спасителя. То есть его спасительным делом, которое началось Рождением Богочеловека, а закончилось Вознесением и ниспосланием Святаго Духа на апостолов. День Святого Духа на первый взгляд немного странный праздник. Это праздник одной из ипостасей Святой Троицы. Но тогда было бы, наверное, логично установить праздник в честь Бога Отца и Бога Сына.

Дело в том, что Духов день явился следствием тринитарных споров, которые бушевали в церкви в IV веке и оставили неизгладимый след в богослужении.

Все попытки человеческого разума как-то логично осмыслить и представить себе божественное Триединство непременно приводили к заблуждению.

В начале IV века Александрийский епископ Арий выступил с учением, что Сын не Бог, как Отец, а самое первое и самое высшее творение Божие. Это лжеучение подрывало основу христианской веры, потому что если не Бог действовал во Христе, воссоединяя мир с Собою, то, значит, мы не спасены.

Арианство было осуждено на Первом Вселенском Соборе 325 году. А уже к середине IV века разгорелись новые страсти вокруг вопроса о том, а кто такой Дух Святой. И ариане крайнего толка считали Его тварным существом, находящимся в подчиненном отношении к Отцу и Сыну.

И окончательно определить и оформить православную христианскую веру выпало на долю трем каппадокийским отцам: Василию Великому, его брату, Григорию Нисскому и Григорию Богослову. Именно они сформировали одобренное II Вселенским Собором учение о Троице, в котором подчеркивалось, что Бог есть одна сущность и три Лица, абсолютно равные между Собой; но не три бога, а Один Бог.

И в противовес еретикам, отвергавшим божественность Святаго Духа, в Церкви появился специальный праздник, которым особым образом подчеркивает божественность третьего Лица Святой Троицы.

Так что происхождение этого дня Святого Духа связано с борьбой Церкви с ересями, которые искажали учение о Святой Троице и о равенстве лиц Святой Троицы.

Самое первое действие Святого Духа, которое видимым образом проявилось на апостолах, это дары языков. Это то, что люди, пришедшие в Иерусалим на праздник Пятидесятницы со всех концов земли, услышали проповедь о Христе каждый на своем родном языке. Но конечно не стоит воспринимать этот дар языков, как способность говорить на иностранных языках, которую вдруг неожиданно обрели апостолы. Дар языков это не знание иностранных языков, а это способность быть понятыми. То есть не апостолы говорили на иностранных языках, они говорили на своем родном, на еврейском языке, а каждый слышал апостолов, говорящих на их родном языке. Каждый из присутствующих услышал то, что он должен был услышать и, естественно, на том языке, который он понимал.

Конечно, это чудо, которое совершил Господь, было глубоко обосновано. Ибо перед Своим Вознесением он заповедовал апостолам, говоря им: идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я заповедал вам.

Но, а как учить? Как проповедовать, на каком языке? Апостолы ведь университетов не заканчивали и языков иностранных они не знали. Они были простыми рыбаками. Ну, может быть, конечно, они что-то и понимали из греческого языка, поскольку он имел очень широкое употребление. Но одно дело понимать какие-то отдельные слова или фразы, а другое дело – проповедовать на иностранном языке. Да к тому же еще, кому? Образованным грекам и римлянам, где ораторское искусство в то время имело очень высокий стандарт.

Римляне были культурными наследниками древней Эллады, и проповедовать им на примитивном языке это значит заранее обрекать свое слово к ним на неудачу. А апостол Фома вообще в Индии проповедовал. Индия это и сегодня не ближний свет, а в то время это просто край вселенной. Из Палестины туда надо было годами добираться, и европейских языков там никто не знал.

Поэтому способность быть понятными, или, как мы говорим, дар языков, было средством, необходимым для апостольской миссии и проповеди Слова Божия всем народам земли.

В кондаке праздника Пятидесятницы мы находим такие слова: егда снисшел языки слия, разделяше языки Вышним. Егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва и согласно славим Всесвятаго Духа.

Вот в этих словах кондака праздника проводится параллель между тем, что происходило на заре человеческой истории, столпотворением вавилонским, и тем, что произошло в пятидесятый день по Воскресении Христовом, сошествием Святого Духа на апостолов.

Тогда в древности люди, одержимые безумной идеей построить башню, которая достигала бы до неба, были наказаны Богом — они заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга. А в день Пятидесятницы произошло обратное, и каждый из сотен людей, пришедших в Иерусалим, услышал апостолов, говорящих на их родном языке.

Значит вот это безбожное строительство, попытка достичь неба без Бога стала причиной разъединения человечества. А сошествие Святого Духа объединило опять всех людей в едином теле, в единую церковь, где люди без слов иногда понимают друг друга. Если они проникнуты одним духом и если они живут ради одной цели.

День Святого Духа напоминает нам, что сила Божия в немощи человеческой свершается. Ведь когда мы читаем евангельскую историю, то часто становимся свидетелями малодушия апостолов, их какой-то непонятливости, иногда пререканий друг с другом, как, например, в эпизоде, когда они спорили, кто из них и по какую руку от Христа сядет в Царстве Божием, и так далее. Но после дня Пятидесятницы апостолы – это уже другие люди. Они получили дары от Бога и не только этот дар языков, они совершали великие чудеса именем Христа и содействием Святого Духа. Конечно не своими собственными способностями. Человеческие способности они имеют значение, безусловно, но это значение относительное, а не абсолютное. Потому что абсолютное значение имеет только действие Святаго Духа, которое просвещает человека. Да, человек может что-то разъяснить, помочь, может быть, навести на какую-либо мысль, но усвоить это, сделать основой своей жизни можно только при содействе благодати Святаго Духа.

И успех апостольской проповеди обуславливался не их личными качествами, а действием через них и в них силы Духа Святаго, Который просвещает вселенную и силой Которого многие люди и сегодня обретают веру в Господа Иисуса Христа и познание истины. Аминь.

Метки: ,

Оставьте комментарий!