google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в четверг 2-й седмицы Великого поста. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в четверг 2-й седмицы Великого поста. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Март 16th 2011 -

Библия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

И снова читаем книгу Притчей царя Соломона. Она будет целиком прочитана за время Великого Поста. Где-то приходилось читать благочестивый совет особо набожным людям: поскольку эта книга состоит из 31 главы, полезно было бы прочитывать ее от начала до конца каждый месяц по одной главе в день, читая не спеша и вдумчиво. Надо думать, это занятие и в самом деле было бы полезным, да только у кого же найдется на это время. К тому же в Священном Писании много и других не менее значительных книг, которым тоже стоило бы уделить время.

И все-таки книга Притчей наряду с книгой Бытия и пророчествами Исаии прочитывается каждый год в Посту. Почему? Что в ней такого особенного? Наверное дело в том, что время Поста есть время сосредоточенного наблюдения над собою, время бдительной собранности, а главное – время труда и усилий в преодолении искушений, начиная от самых простых, носящих материальный характер? и кончая искушениями нравственными и даже религиозными.

Книга Притчей, пожалуй, как ни какая другая, лучше всего подходит для такого самонаблюдения. Здесь в очень простой и доходчивой форме говорится о самых разных аспектах материальной и нравственной жизни. В центре внимания Притчей жизненный путь человека. В книге собраны плоды жизненного опыта. В ней преподается искусство жить. Вот как в сегодняшнем чтении, в котором человек призывается к той бдительной собранности и к той работе над собой, которые и предполагаются временем Великого Поста.

Пост открывается знаменитым песнопением Великого Канона: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаше смутитися; воспряни убо». Вот и в сегодняшнем чтении наставление дается преимущественно ленивым: «не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим», «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь» и придет бедность и нищета. «Доколе, — вопрошает Премудрость, — доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?» Возьми пример с заботливого труженика муравья. Он неустанно делает запасы, чтобы не погибнуть в ненастье.

Притчи учат сообразовываться с порядком мироздания, то есть с правдой Божией. Вот маленький муравей – он не идет против этой правды, он праведен. А человек, который в очах Божиих значит куда как больше муравья, противится правде – он неправеден. Притчи учат праведности. Муравей поступает мудро. А человек в своей свободе – безумно. Здесь премудрость отождествляется с праведностью. Она непременно ведет к благополучию, счастью и успеху. А безумие, нечестие — к беде и разорению. Ибо Богу свойственно награждать добрых и праведных и наказывать нечестивых и злых.

Так в притчах. Однако жизненный опыт как будто противоречит такому взгляду. Мы прекрасно сознаем, что оптимизм подобных настроений наивен, ибо хорошие советы далеко не всегда приводят к желаемому результату. И в этом веке праведники чаще всего страдают, а нечестивые благоденствуют и торжествуют.

Книга Притчей — очень древнее сочинение. Наивный оптимизм сменился в дальнейшем более трезвым взглядом на реальность, подчас граничащим с пессимизмом книги Экклезиаста. Однако, и то, и другое в христианстве сменяется новым словом Божиим «во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением», — написано в Первом послании к Коринфянам святого апостола Павла. В Нем, во Христе, крест — трагедия этого мира — завершился воскресением, торжеством мира нового.

Отнюдь не отрицая практической, житейской пользы наставлений книги Притчей, Церковь нас учит понимать эти наставления не только буквально – это было бы слишком по-мирски, но как прообразы, указующие нам путь к новой правде и новой премудрости; не ветхозаветной мудрости здравого смысла, но к новозаветной мудрости, бесконечно превосходящей здравый смысл века сего.

Муравей да послужит нам примером. Потому что он послушен воле Божией, не противится ей. Но что есть воля Божия для нас, людей? Есть ли это желание Бога, чтобы мы неустанно заботились, как муравьи, и постоянно тащили в свой дом деньги, вещи, запасы на черный день? Но ведь сказано Христом: «не заботьтесь и не говорите, что нам есть, или что пить, или во что одеться, потому что всего этого ищут язычники. Ищите же прежде Царствия Божия и правды его». вот, оказывается, в чем воля Божия о нас.

Муравью положено от Бога собирать запасы земные, тленные; и он это прекрасно делает. Людям же, если они не хотят оставаться муравьями, положено собирать сокровища небесные, нетленные – и они ленятся это делать. Они, сотворенные по образу Божию спят в своей животной бессознательности, буквально уподобляясь муравьям или каким-нибудь жвачным животным, или, еще хуже, вполне сознательно идут против воли Божией. Они собирают себе не сокровища небесные, но гнев Божий на Судный день, когда каждый будет судим по делам его, когда и будет соблюдена та мера справедливости Божией, которую книга Притчей наивно ожидала уже от жизни в этом лукавом веке.

Сегодня нам были перечислены некоторые «сокровища» греховного мира, ненавистные Господу: гордость, ложь, убийство, коварство, злобность, клевета, подстрекательство к раздору. Эти, и подобные им дела и помышления, и есть тот ночной сон, восстать от которого и призывает нас книга Притчей, дабы день Господень не застал нас, как тать в нощи. Не спи, трудись, — наставляет нас ветхозаветный автор, — муравьи заготовляют летом хлеб свой, собирают во время жатвы свой муравьиный плод.

Новозаветный автор уточняет, каков плод приносит нам наше бодрствование и труд во Христе. Это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание. Это именно те нетленные сокровища, собирать которые и призывает нас Бог для получения спасения через Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Оставьте комментарий!