Проповедь митрополита Сурожского Антония

Февраль 5th 2011 -

Проповедь митрополита Сурожского Антония

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

На прошлой неделе мы слышали рассказ о слепом Вартимее. Этим рассказом Церковь напоминала нам о том, что мы все слепы. Не физической слепотой, а духовной. И напоминает нам о том, что избыть эту духовную слепоту мы можем только если обратимся к Единственному, Который имеет власть нас исцелить, Который является светом во тьме, Который является жизнью и целостью жизни.

Если мы над этим задумались, как мы должны были сделать на прошлой неделе, то мы теперь начинаем, может быть, прозревать нечто в себе, хотя бы нашу греховность, хотя бы нашу несостоятельность, хотя бы то, что у нас голод есть, но что побеждается этот голод косностью, ленью, страхом.

И сегодня в рассказе о Закхее мы видим, в чем заключается этот страх. Чего мы ищем больше: одобрения людей или встречи с Богом? чего мы хотим больше: того чтобы не стать посмешищем, чтобы никто от нас не отворачивался из-за того, что мы выбрали Бога против всего, или хотим мы Бога любой ценой?

Святой Иоанн Лествичник говорит нам, что тщеславие, то есть искание одобрения человеческого при безразличии к Суду Божию, является ненавистью к Богу и трусостью перед людьми.

Каково наше положение? Конечно, не люди над нами смеются в обществе, в котором мы живем, не они нам страшны. Но нам страшно столько в нас самих. Люди нас простят за то, что мы ищем Бога, лишь бы мы не были им вызовом и оскорблением.

Готовы ли мы на это? готовы ли мы всем строем нашей жизни быть вызовом и оскорблением? Готовы ли мы на это?

Готовы ли мы всем строем нашей жизни быть вызовом той жизни, которую безбожный мир и каждый из членов безбожного мира, включая нас самих, строит?

Готовы ли мы встретить в себе самих противоречия нашего искания Бога? Готовы ли мы отвергнуть помышления, чувства, желания, страхи, которые действуют в нас, ради того, чтобы сказать: нет, пусть смеются надо мной люди, пусть все, что во мне есть прошлого, безбожного, чуждого Богу восстает, а я все-таки буду искать Бога, Который Единственный может быть праведным Судией надо мной.

Тщеславие мы должны отринуть, как отвержение Божьего суда, как отрицание права нашей собственной совести с нами говорить именем Божиим.

В другом месте Евангелия сказано: Примиряйся с твоим соперником, пока ты еще на пути, пока он тебя не поставил перед лицом Судии, потому что тогда будет поздно. И отцы нам говорят, что соперник этот – наша совесть, которая в течение всей жизни нашей нас обличает в том, чего мы не делаем или в том, что творим.

Обратим внимание на это. Это второе предупреждение на пути, который нас ведет к началу Великого Поста. Теперь время покаяния. Теперь время очнуться. Теперь время начать.

Положим же начало благое снова, если положили его на прошлой неделе. Или положим его теперь, если еще не клали. И изо дня в день, из недели в неделю будем слушать, прислушиваться к нашей совести, искать Бога и правды Его, и только тогда сможем мы вступить очищенными или, во всяком случае, готовыми в Великий Пост. Аминь.

Комментарии закрыты.