Поученіе въ день св. Пятидесятницы. Архіеп. Николай Зіоровъ

Июнь 3rd 2012 -

О Богѣ, Его свойствахъ и о томъ, какъ должно кланяться Богу и жить, чтобы не оскорблять Его святость.

Празднуемъ, братіе, сегодня великій день, день сошествія Святаго Духа на учениковъ и Апостоловъ Христовыхъ, или, какъ еще говорятъ, — день Святой Троицы. Днемъ Святой Троицы день этотъ называется потому, что въ сошествіи Святаго Духа принимали участіе всѣ лица Пресвятой Троицы — Отецъ, Сынъ и Святый Духъ.

Духъ Святый посылается Сыномъ отъ Отца, отъ Котораго Онъ предвѣчно исходитъ, — посылается въ міръ, какъ Утѣшитель, какъ источникъ даровъ благодатныхъ для освященія людей. Духъ Святый сошелъ на Апостоловъ; но Онъ пребываетъ съ тѣхъ поръ и на всѣхъ вѣрующихъ — въ Церкви; сообщается всѣмъ чрезъ таинства, — наипаче же чрезъ таинство мѵропомазанія...

Ученіе о Богѣ — какъ Троичномъ въ лицахъ, есть, по преимуществу, ученіе христіанское; но единственно правильное ученіе объ этомъ находится въ Православной Церкви: другія христіанскія церкви и общины, за немногими исключеніями, погрѣшаютъ — уча, согласно съ Римскою церковью, что Духъ Святый исходитъ и отъ Сына такъже, какъ и отъ Отца, т. е., — изъ существа...

Остановимся, братіе, нѣсколько минутъ на ученіи нашей Церкви о Святой Троицѣ и выведемъ для себя назиданіе изъ него.

Богъ есть Духъ: слѣдовательно, Существо безтѣлесное, неограниченное ни пространствомъ ни временемъ; Онъ есть Существо безначальное, т. е. Онъ не имѣетъ ни начала, ни конца Своего бытія; но всегда былъ, есть, и будетъ... Богъ есть Духъ, Премудрый, Всеблагій, Правосудный, Вездѣсущій, Всевидящій, Всеблаженный: Онъ все видитъ и знаетъ прежде нашего бытія; отъ Него не могутъ быть сокрыты не только дѣла наши, но и помышленія, и даже самыя легкія движенія нашего сердца... Онъ есть Творецъ всего міра — видимаго и невидимаго, земнаго и небеснаго; Онъ есть и Промыслитель всего міра, т. е., Онъ заботится о сохраненіи его въ порядкѣ, о поддержаніи его... Богъ есть Духъ, единый по существу, но троичный въ лицахъ: — Отецъ, Сынъ и Святый Духъ. Отецъ ни отъ Кого не рождается и не исходитъ; Сынъ предвѣчно рождается отъ Отца, а Духъ предвѣчно исходитъ отъ Отца... Всѣ же суть не три Бога, а единъ Богъ, — нѣтъ между Ними ни большаго, ни меньшаго, а всѣ равны, всѣ единосущны, равночестны и совѣчны; всѣ имѣютъ одну волю, одно хотѣніе; и всѣ одинаково всегда и во всемъ дѣйствуютъ. Сынъ Божій сходилъ на землю нашего ради спасенія и, пріявъ плоть отъ пречистыхъ кровей Пресвятой Дѣвы Маріи, страдалъ, умеръ, воскресъ и вознесся на небеса съ прославленною плотію Своею и сидитъ одесную Отца; а Духъ Святый, согласно обѣтованію Сына, сошелъ въ міръ благодатію Своею въ видѣ огненныхъ языковъ на учениковъ и Апостоловъ Христовыхъ и, не разлучаясь ѵпостасно съ Божествомъ Отца и Сына, пребываетъ въ св. Церкви благодатію Своею, наставляя ее на всякую истину и оживотворяя... Постигнуть тайну отношеній лицъ Св. Троицы — для нашего ограниченнаго ума въ настоящее время не возможно; постигнемъ быть можетъ въ другой жизни, если сподобимся лицезрѣть (1 Іоан. 3, 2) Тріѵпостасное Божество; въ настоящее же время должны довольствоваться только тѣмъ, что открыто намъ для нашей вѣры въ Словѣ Божіемъ и въ явленіи Отца и Сына и Святаго Духа при крещеніи на Іорданѣ, — на Ѳаворѣ, и при другихъ событіяхъ св. исторіи Новаго Завѣта. Для насъ теперь Оно непостижимо; но мало-ли непостижимыхъ для насъ есть тайнъ и въ нашей собственной природѣ, и въ природѣ всего міра?! — Вотъ я сейчасъ говорю съ вами, т. е шевелю губами и языкомъ, отъ чего происходитъ движеніе воздуха, доходящее до вашего уха; изъ всего этого происходитъ то, что въ вашей головѣ начинается какое-то еще особенное движеніе въ мозгу и нервахъ и рождается мысль-слово... Но спросите любаго мудреца, пусть разскажетъ вамъ, какъ совершается рожденіе мысли-слова въ нашей головѣ: и едва-ли кто отвѣтитъ вамъ на это удовлетворительно, ибо и это есть тайна, еще не постигнутая никѣмъ... Но не постигая этой тайны, мы не отвергаемъ, однакоже, ни возможности говорить, ни возможности мыслить; почему же будемъ отвергать ученіе св. Церкви о предвѣчномъ рожденіи Бога отъ Отца?! Зажигаешь ты одну свѣчку отъ другой, — третью, четвертую, и т. д. безъ конца: посмотри, уменьшается-ли отъ этого пламя у первой свѣчи? — наоборотъ, не остается-ли объемъ его тѣмъ же, какимъ былъ, и такимъ же, какъ и у другой свѣчи?! Такъ рождается свѣтъ отъ свѣта; почему же тебѣ не понять, что такъ, или подобно этому, рождается и Сынъ отъ Отца, т. е рождается, неистощая нѣдръ Отчихъ; что подобно же исходитъ и Духъ Святый, не уменьшаясь въ Своей сущности и не уменьшая сущности Отчей!.. — Есть много и другихъ тайнъ, — напримѣръ, ты самъ въ своей природѣ... Ты сознаешь, что ты имѣешь душу и тѣло, но мыслишь себя не какъ двухъ, а какъ одного; ты не знаешь, какъ сочетаваются въ тебѣ эти два начала: однакоже ты не сомнѣваешься въ ихъ бытіи! Не знаешь и того, какъ ты могъ родиться изъ капли матеріи живымъ организмомъ — съ душею разумною и свободною, съ языкомъ и пр. Но, не зная этого, ты, однакоже, не сомнѣваешься въ своемъ бытіи; почему же тебѣ не перенести такого же взгляда и на лице Богочеловѣка, соединяющаго въ Своей Ѵпостаси два естества — Божеское и человѣческое и рождающагося отъ Пресвятой Дѣвы?!

Итакъ, отъ непостижимости тайнъ въ ученіи Христіанскомъ никогда не слѣдуетъ заключать къ отрицанію ихъ возможности и дѣйствительности, ибо въ противномъ случаѣ, тебѣ придется отвергнуть и твою собственную дѣйствительность.

Итакъ, Богъ есть Духъ, Единый по существу, но Троичный въ лицахъ... Нѣкое подобіе этой троичности, ты, христіанинъ, можешь усматривать въ себѣ самомъ, въ тройственной способности твоей души... Въ душѣ твоей есть сила познавательная, или умъ, — сила желательная, или воля, сила чувствительная, или сердце; но ты не чувствуешь въ себѣ тройственнаго раздѣленія; напротивъ, всегда сознаешь себя единымъ — я; подобно тому и въ Божествѣ: всѣ три Лица дѣйствуютъ всегда въ полномъ и взаимномъ согласіи, именно: чего желаетъ Отецъ, того-же желаютъ и Сынъ и Святый Духъ, — короче: у всѣхъ — одна мысль, одно желаніе, одно дѣйствованіе, а не три.

Богъ есть Духъ; слѣдовательно и покланяться Ему должно, какъ учитъ Спаситель, не тѣломъ только, но и духомъ и истиною (Іоан. 4, 24)... Что же это значитъ? — Это значитъ, что когда ты производишь движеніе губами, шепча молитвы, или склоняешься тѣломъ на землю: то и умъ твой и сердце твое, словомъ — всѣ силы твоей души должны точно такъже возноситься къ Богу; это значитъ: всегда быть какъ бы предъ лицемъ Божіимъ, — всякое движеніе и духа и тѣла своего представлять какъ бы предъ очами Божіими... Тотъ не кланяется, духомъ, кто, шепча устами молитвы и дѣлая поклоны, — сердцемъ своимъ далече отстоитъ отъ всего этого, думаетъ совсѣмъ о другомъ, или-что еще хуже — имѣетъ вражду противъ брата своего... Кто же кланяется истиною? — Тотъ, кто правильно, по преданію св. отецъ, исповѣдуетъ св. православную вѣру, кто не погрѣшаетъ въ ученіи вѣры, или догматахъ, подобно еретикамъ и раскольникамъ, или подобно той женѣ Самарянкѣ, въ бесѣдѣ съ которою и сказалъ Господъ сіи слова.

Богъ есть Духъ; слѣдовательно, всѣмъ, имѣющимъ печать дара Духа Святаго, слѣдуетъ жить не по плоти, а по духу (Гал. 5, 10-26), — слѣдуетъ творить плоды духовные, яже суть: любы, миръ, радость, долготерпѣніе, кротость, благость, воздержаніе и пр. Кто не творитъ этихъ плодовъ духа, — кто, наоборотъ, творитъ плоды плоти: ненависть, вражду, зависть, блудъ, невоздержаніе, ярость и пр., тотъ оскорбляетъ Духа Святаго, живущаго въ немъ (Ефес. 4, 30), — и Онъ можетъ оставить такого человѣка, ибо кое общеніе свѣту ко тьмѣ?

Помолимся же, братіе, Святому Духу Утѣшителю, — помолимся, да пріидетъ Онъ къ намъ, вселится въ насъ и очиститъ насъ отъ всякія скверны, и спасетъ души наша. —Аминь.

17-го Мая, 1893 г. Крейсеръ «Рында». Филадельфія.

Проповѣди Преосвященнаго Николая, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго. — Нью-Іоркъ: Типографія «Православнаго А. Вѣстника», 1897. — С. 179-184.

Источникъ: «Русскiй Порталъ

Метки: ,

Комментарии закрыты.