google-site-verification: google21d08411ff346180.html Поученіе Преподобный Ѳеодоръ Студитъ | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Поученіе Преподобный Ѳеодоръ Студитъ

Ноябрь 24th 2012 -

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Честна предъ Господомъ смерть преподобныхъ Его.

I. Преподобный Ѳеодоръ Студитъ, память коего нынѣ, жилъ въ VIII вѣкѣ, когда въ греческой имперіи господствовало гоненіе на почитателей св. иконъ, возбужденное императоромъ Константиномъ Копронимомъ. Какъ только началось иконоборство, родители Ѳеодора роздали свое имѣніе неимущимъ и постриглись въ иночество; ихъ примѣру вскорѣ послѣдовалъ Ѳеодоръ.

Преподобный Ѳеодоръ велъ самый строгій образъ жизни. Хотя онъ былъ воспитанъ среди всякихъ удобствъ жизни, такъ какъ родители его были люди богатые, но онъ нашелъ въ себѣ достаточно твердости духа, чтобы подвергнуть себя всѣмъ лишеніямъ, которыя испытывали другіе иноки. Онъ постоянно молился, трудился для братіи и соблюдалъ строгій постъ. Константинопольскій патріархъ Тарасій посвятилъ Ѳеодора въ пресвитера, а въ 794 году братія упросила его управлять монастыремъ, гдѣ онъ жилъ. Въ 789 году началъ царствовать Константинъ VI. Новый императоръ пожелалъ расторгнуть свой бракъ и вступить въ бракъ съ своею родственницею Ѳеодотою. Такъ какъ такой поступокъ не дозволялся уставами церкви, то патріархъ Тарасій отказался дать благословеніе на вѣнчаніе; когда же вѣнчаніе все-таки состоялось, Тарасій сначала пытался расторгнуть этотъ бракъ, но вслѣдствіи угрозъ императора — снова начать иконоборство не рѣшился ничего предпринять. Не такъ дѣйствовалъ Ѳеодоръ. Онъ отлучилъ императора отъ церкви. Константинъ, думая привлечь Ѳеодора на свою сторону, послалъ ему богатые подарки, но Ѳеодоръ не принялъ ихъ. Константинъ, раздраженный этимъ, послалъ Ѳеодора и съ нимъ десять иноковъ въ Солунь. Однако твердость Ѳеодора нашла себѣ многихъ подражателей среди духовенства, и даже папа Левъ III въ письмѣ къ Ѳеодору одобрялъ его мужество и терпѣніе.

По смерти Константина Ѳеодоръ былъ возвращенъ изъ Солуня, къ общей радости и мірянъ и иноковъ, и по просьбѣ императрицы Ирины принялъ санъ игумена Студійскаго близъ Константинополя монастыря (откуда и наименованіе Ѳеодора Студитомъ). Въ Студійскомъ монастырѣ Ѳеодоръ жилъ до 809 года, когда императоръ Никифоръ возвратилъ священство пресвитеру Іосифу, отлученному отъ церкви за то, что вѣнчалъ императора Константина съ Ѳеодотою. Преподобный Ѳеодоръ обличалъ императора, говоря, что безъ покаянія не слѣдовало прощать преступника, и тогда императоръ сослалъ Ѳеодора и многихъ другихъ Студійскихъ иноковъ въ заточеніе.

Освобожденный на два года изъ заточенія, Ѳеодоръ снова подвергся преслѣдованіямъ при царствованіи Льва Армянина. Новый императоръ, прежде всего хотѣлъ искоренить иконопочитаніе въ государствѣ и пригласилъ патріарха съ духовенствомъ, чтобы объявить имъ свое намѣреніе. Напрасно возражалъ Ѳеодоръ и другіе защитники святыхъ иконъ: императоръ оставался непреклоннымъ. Патріархъ былъ низложенъ и сосланъ въ изгнаніе; за нимъ послѣдовали многіе епископы. Православные подверглись гоненію и бѣдствіямъ, святыя иконы поруганію и истребленію. Чтобы воодушевить гонимыхъ, Ѳеодоръ въ недѣлю ваій совершилъ крестный ходъ съ иконами вокругъ Студійскаго монастыря, съ пѣніемъ: «пречистому Твоему образу поклоняемся, Благій.» Узнавъ объ этомъ, императоръ подвергъ Ѳеодора жестокимъ истязаніямъ и сослалъ сначала въ Метопъ, потомъ въ Смирну.

Изгнаніе Ѳеодора кончилось со смертію Льва Армянина. Новый императоръ Михаилъ, хотя также иконоборецъ, не одобрялъ гоненія, и освободилъ заточенныхъ и сосланныхъ. Святый Ѳеодоръ и патріархъ убѣждали царя отказаться отъ ереси; но императоръ объявилъ, что онъ не допуститъ иконъ въ своей столицѣ, хотя никого не преслѣдуетъ за убѣжденія и вѣру. Поэтому Ѳеодоръ уже не возвращался въ Студійскій монастырь. Онъ сначала удалился съ учениками въ Крискентію, а потомъ въ Акритовъ Херсонисъ, гдѣ скончался на 57-мъ году отъ рожденія. При чтеніи псалма: «блаженни непорочни въ путь ходящіи въ законѣ Господни» душа его отошла ко Господу. Это было въ 826 году.

Преданіе разсказываетъ, что въ тотъ самый день и часъ святый Иларіонъ Далматскій, работая у себя въ саду, вдругъ услышалъ чудное пѣніе. Онъ взглянулъ на небо и увидѣлъ великое множество чиновъ ангельскихъ въ бѣлыхъ блестящихъ одѣяніяхъ и съ сіяющими лицами. Казалось, что они кого-то встрѣчали. Устрашенный святый упалъ на землю и услышалъ голосъ: «се душа Ѳеодора, игумена студійскаго, много пострадавшаго за истину, торжественно восходитъ на небеса, встрѣчаемая небесными силами». Иларіонъ тогда же разсказалъ видѣніе; и потомъ уже узнали о кончинѣ св. Ѳеодора.

II. Такъ по истинѣ друзи Божіи, возлюбленные Ему въ жизни, тѣмъ вожделѣннѣе бываютъ, отлагая одежду бренной плоти, преходя отъ временной жизни къ вѣчной. — Раскрытіе этого благоволенія Божія къ праведнымъ въ ихъ смерти не можетъ не быть назидательно для насъ, христіане, нынѣ въ день памяти великаго угодника Божія, много пострадавшаго за истину православія.

а) Чѣмъ же, во-первыхъ, знаменуется благоволеніе Божіе къ смерти праведныхъ?

Мирною и безболѣзненною ихъ кончиною. Смерть святыхъ человѣковъ есть свидѣтельство неуклоннаго ими исполненія воли Отца небеснаго, обильное возвращеніе пріятыхъ талантовъ Домовладыкѣ своему, доблестное совершеніе предлежавшаго каждому поприща. Бывъ странниками въ мірѣ этомъ, они постоянно стремились къ небесному своему отечеству, не искали здѣсь благъ прочныхъ, и воздыхали втайнѣ о томъ, когда пріидутъ и явятся лицу Божію. Если плотскіе отцы желаютъ устроить судьбу покорныхъ имъ дѣтей: то не паче ли Отецъ небесный заботится соединить съ Собою праведника, который съ безусловною покорностію сына исполнялъ Его волю? Благость небесная безъ всякаго сравненія любвеобильнѣе всякаго земного домовладыки, который благаго и вѣрнаго въ маломъ раба поставляетъ надъ многимъ, вводитъ въ радость свою: она предваряетъ труждающихся для спасенія своего; подаетъ имъ помощь мужественно, неослабно, до крове на полѣ духовной брани ратовать; и при разрѣшеніи души отъ тѣла утѣшаетъ упованіемъ достойнаго мздовоздаянія, прогоняя страхъ смерти, снѣдающій душу грѣшника.

Хранящій избранныхъ своихъ въ жизни, когда вземлетъ отъ міра животъ ихъ, Господь, обрѣтая достойными Себѣ, вливаетъ въ сердце сладкое упованіе на безприкладное милосердіе; пріемлетъ ихъ души въ руцѣ Свои, то есть, въ ближайшее съ Собою общеніе; избавляетъ отъ всякаго мученія (Прем. III, 1): до открытія еще царства славы просвѣщаетъ неприступнымъ свѣтомъ лица Своего; облекаетъ въ одежду безсмертія; украшаетъ вѣнцемъ живота; поставляетъ среди темъ ангеловъ, въ торжествѣ церкви первородныхъ, окружающихъ престолъ Агнчій.

б) Честна предъ Господемъ смерть преподобныхъ Его въ прославленіи ихъ самаго тѣла. Общій удѣлъ всѣхъ сыновъ Адама есть тлѣніе, разрѣшеніе тѣла на составныя его стихійныя начала, какъ дань грѣха первороднаго: земля еси и въ землю отыдеши (Быт. III, 20). И чѣмъ болѣе тѣло служитъ орудіемъ грѣха, тѣмъ скорѣе приближается къ своему разрушенію.

Но праведникамъ и этотъ законъ не лежитъ: они побѣждаютъ самаго естества уставы. Тогда какъ тѣлесная храмина грѣшника часто беззаконною, скотскою жизнію призываетъ къ себѣ тлѣніе еще до разрѣшенія души отъ тѣла, умираетъ духовно и тѣлесно еще живя въ мірѣ: праведныхъ не сокрушаются самыя кости: Господь не даетъ видѣть тлѣнія не только главѣ, въ коей обитаетъ умъ Христовъ, не только очамъ, откровенно созерцавшимъ здѣсь славу Невидимаго, не только устамъ, возвѣщавшимъ словеса духа и жизни, не только ушесамъ, всегда отверстымъ къ слышанію и исполненію закона Христова, не только сердцу, бывшему храмомъ Святаго Духа, – рукамъ, простиравшимся на молитву и благодареніе, — ногамъ, не ослабѣвшимъ въ колѣнопреклоненіи, ходившимъ право во всѣхъ путяхъ и оправданіяхъ Господнихъ, не только всему тѣлесному составу даруетъ силу надъ тлѣніемъ, но и самой одеждѣ усвояетъ крѣпость неистлѣнія, и даръ врачевства душевныхъ и тѣлесныхъ недуговъ. Коль дивенъ Господь въ прославленіи праведныхъ Своихъ!

в) Честна, наконецъ, предъ Господемъ смерть праведниковъ, какъ свидѣтельство торжества воинствующей церкви Христовой. Основавшій на камени вѣры церковь Свою Господь, видимое Свое зданіе благоволилъ украсить какъ внутреннимъ благолѣпіемъ, — исповѣданіемъ трисвятаго имени Своего, такъ и вещественнымъ укрѣпленіемъ, созидающимся на нетлѣнныхъ останкахъ тѣлъ праведниковъ. Ибо что сказано церкви невидимой христіанской: на семъ камени созижду церковъ Мою, и врата адова не одолѣютъ ей, то, по справедливости, можно разумѣть о церкви видимой, рукотворенной, неотъемлемымъ признакомъ святости и недвижимости своей имѣющей нетлѣнныя мощи, полагаемыя подъ престоломъ и хранящіяся въ антиминсахъ. Кто же научилъ пастырей и первыхъ насадителей церкви воздать такое уваженіе тѣлесамъ мучениковъ и другихъ святыхъ, украшающихъ церковь отъ начала міра и по днесь? Безъ сомнѣнія, единъ Господь, хранящій кости ихъ, прославленіемъ ихъ имени Свое прославляющій. Ибо если всякое мѣсто, ознаменованное подвигами святыхъ, досточтимо: то церковь Христова, полагающая въ основаніе видимыхъ храмовъ останки нетлѣнныхъ мощей, тѣмъ болѣе должна наполнять душу вѣрующаго благоговѣйнымъ страхомъ въ домѣ Господнемъ, имѣющемъ видимый знакъ чудодѣйственной силы Божіей въ мощахъ святыхъ. Чтобъ испросить помощь свыше, не нужно восходить на небо, и нисходить къ бездну: кто вѣруетъ сердцемъ и вѣруя призоветъ имя Господне, спасется: такъ и помощь отъ святыхъ Его угодниковъ не ограничивается ни мѣстомь, ни пространствомъ. Возносящіе молитву къ нимъ о душевныхъ и тѣлесныхъ скорбяхъ обрѣтаютъ всегда и вездѣ исполненіе во благихъ желанія сердца своего, какъ отъ сподобленныхъ предстоять престолу Господню, быть посредниками для вѣрующихъ всякаго дара совершеннаго свыше, какъ друзей и избранныхъ Божійхъ.

III. Итакъ, если предъ Всесвятѣйшимъ столь драгоцѣнно скончаніе жизни праведныхъ: то неужели мы смежимъ грѣшныя наши очи, чтобъ не видѣть величія къ нимъ благоволенія небеснаго, заградимъ для себя животворный источникъ благодати, останемся безпечными въ созиданіи спасенія своего? – Прославимъ же честную предъ Господомъ память Его угодниковъ подражаніемъ ихъ подвигамъ, благоговѣніемъ къ ихъ останкамъ, благолѣпнымъ прославленіемъ ихъ имени. Аминь. (Сост. съ дополн. по «Полн. собр. словъ и рѣч.» Кирилла, архіеп. каменецъ-подольск., т. 3-й, изд. 1854 г.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Метки:

Комментарии закрыты.