google-site-verification: google21d08411ff346180.html Четверг 4-й седмицы Великого поста. Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Четверг 4-й седмицы Великого поста. Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Март 30th 2011 -

Четверг 4-й седмицы Великого поста. Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Библейская история о Вавилонском столпотворении говорит нам о человеческом величии и ничтожестве, о человеческой гордыне и ее смирении Богом. действие переносится в землю Сеннаар, то есть в Месопотамию, Вавилон. Вавилон в Священном Писании символ безбожной цивилизации, государства, подданные которого поклоняются всевозможным кумирам и идолам, среди которых основные – власть, сила, богатство.

Такое государство может казаться вечным и всесильным, но рано или поздно терпит крушение. История дает нам много тому примеров. Жители Вавилона толковали имя своего города и столицы мощной империи, как «врата Бога», или небесные врата. В Священном Писании это толкование соединяется с другим, берущим начало в библейском языке, в котором слово «вавилон» созвучно с еврейским словом, означающим «смешение», путаница; вавилон – путаница.

Люди Вавилона желали добраться до неба, то есть до Самого Бога, но были рассеяны по земле и перепутаны вместе со своими наречиями, так что перестали понимать друг друга. Рассказ очень символичный и поучительный. Он содержит в себе истину о цивилизации, независимости и Суде Божием.

Многие люди и в древности, и ныне высказывают очень поверхностное мнение о том, что, мол, старое всегда лучше нового. Что цивилизация, наука, техника приносят человечеству только беды. Но слово Божие вовсе не учит, что старое всегда лучше, или что прогресс или цивилизация сами по себе плохие. Нет. Такое учение отрицало бы одну из важнейших религиозных истин, а именно: истину о том, что человек создан по образу Бога, Творца Небесного, как творец земной – это человек.

Но слово Божие учит, что всякая культура, всякая цивилизация и всякое государство потерпит катастрофу, если люди будут жить без Бога, будут жить так, как если бы Бога не было вообще. Это касается и диктатур, и демократий, и атеистических государств, государств, называющих себя христианскими.

Независимыми от Бога хотели стать Адам и Ева, независимым от Бога хотел стать Каин. Сегодня это видно больше, чем когда-либо. Как часто приходилось и приходится слышать наивное утверждение, что наука, мол, вполне может заменить Бога. Но Бог отвечает на это Своим Судом. И Суд Божий состоит в саморазрушении безбожного мира.

В библейском рассказе говорится именно о таком строительстве цивилизации без Бога. Люди стали обжигать кирпичи, использовать асфальт в качестве строительного материала и начали строить город и башню, высотою до небес. Здесь под словом «небеса», согласно библейской символике, следует понимать Бога. Соперничая с Богом, люди хотели дорасти до Него, сравняться с Ним. Так безбожное культурное творчество, питаемое гордыней, началось с вызова Богу. Людей преследовал страх рассеяния. Они хотели быть едиными и через единство быть сильными: один народ, одна империя. Они хотели, чтобы память о них осталась в веках: сделаем себе имя, — говорили они. Они хотели стать великим единым народом и возвеличить свое имя. Им была чужда истина, возвещенная Господом: «Кто возвышает себя, тот унижен будет». Истинно высок тот, кого возвышает Бог, а не тот, кто возвышает себя сам.

Перевернем страницу Библии. Так мы найдем рассказ о противоположном примере, примере отца веры, Авраама. «И сказал Бог Аврааму: Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое… и благословятся в тебе все племена земные».

Библия с некоторым юмором рассказывает о реакции Господа Бога на суетные усилия человеческой гордыни. Штурмующее небо строительство в очах Божиих так мало и ничтожно, что Он вынужден спуститься пониже, чтобы разглядеть, как под микроскопом, эту «великую» башню высотою до небес. Юмор в оригинальном библейском тексте, к сожалению, отсутствующий в переводе, подчеркивается еще и тем, что Бог иронически пародирует велеречивые слова безумных строителей. Они говорили: Отлично. Наделаем кирпичей. Отлично. Построим себе город и башню. А Бог в ответ: Отлично. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. Так Господь указал людям их место поскромнее того, на которое они претендовали, укоротим их величественные замыслы дотянуться до Бога.

Так уже бывало не раз в праистории человечества. Когда люди забывали о Боге и желали самостоятельно перешагнуть свои тварные границы, Бог вынужден был указывать людям пределы для них возможного, допустимого и полезного. Сначала Он лишил первых грешных людей вечной жизни, а потом ограничил и срок их земной жизни. Ограничил, правда, по нашим современным понятиям весьма приличным сроком в 120 лет. Только поверхностный взгляд может усмотреть во всех этих ограничениях ревность Бога, как если бы Бог чувствовал какую-то угрозу со стороны Своих творений. Нет.

На самом деле речь здесь везде шла о том, что Бог стремился защитить людей от их же собственной глупости и последствий их собственной греховности. «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать». Действительно, не отстали. В древнем стремлении к единству, соединенному с техническим прогрессом, лежал зародыш всех будущих необозримых человеческих предприятий. Какие опасные возможности заключены в человеческой силе, сжатой в кулак, – этому и прошлое, и современность предоставляют достаточно много примеров.

Сегодня, как никогда в прошлые времена, угроза самоуничтожения постоянной тенью висит над человечеством. Пир во время чумы – так мог бы пессимист охарактеризовать современную культуру технического прогресса.

Но с другой стороны, преодоление языковых барьеров и барьеров понимания между людьми и народами, объединение рассеянных и разделенных людей в единое человечество – спасительная цель Творца, которая знаменательным образом возвещена в чуде Пятидесятницы через дарованное свыше упразднение языкового смешения. Можно сказать, что в день Святой Пятидесятницы тоже была построена башня, только не людьми и не из кирпичей, но Богом из огненных языков Святого Духа. Вавилонская башня была перевернута. Теперь башня воздвигалась не с земли на небо, но спускалась с неба на землю. Так возвращалась людям жизнь, утраченная в грехопадении. «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешили вы, и сотворите себе новое сердце, и новый дух. И зачем вам умирать? Я не хочу смерти умирающего, — говорит Господь Бог, — но обратитесь и живите. Аминь».

Комментарии закрыты.