Праздник Вознесение на Руси

Июнь 8th 2016 -

Вознесение Господне

Ежегодно на 40 день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе, весь православный мир отмечает один из двунадесятых праздников церковного года — Вознесение Господне.

Согласно преданию, в этот день Христос вознесся на небо во плоти, завершив свою миссию на земле, но дав всем надежду и знания. В этот день Иисус Христос явился к ученикам в виде духа и попросил последовать за ним, чтобы выйти из города. Когда они его покинули, апостолы стали свидетелями настоящего чуда (это чудо описано на многочисленных иконах): на их глазах Иисус поднял руки к небу и отдалился от земли, поднявшись ввысь и исчезнув там. Ученики, наблюдавшие за вознесением учителя в Царство Божие, поклонились земле, а по возвращении в город рассказали об увиденном. Тогда люди поняли, что смерть – это не печаль, а переход души в другой мир, где ее ожидает Господь, и что Господь избавит от пороков и соблазнов. Именно открытые небеса дают верующим надежду на искупление грехов и обретение в конце пути дома в Царствии Божием.

Молитвы:

Акафист Вознесению Господню

Молитва Вознесению Господню

В среду, накануне праздника Вознесения Господнего, во всех храмах совершают священный обряд «отдания» Светлого Воскресения Христова (отдание Пасхи). Непосредственно в сам праздник, который всегда выпадает на четверг, священнослужители, облаченные в белые церковные одежды, в храмах совершают торжественную литургию: звучат колокола, зачитывают Святое Писание, которое посвящено Вознесению сына Божьего Иисуса Христа. В пятницу праздник заканчивается службой и чтением молитв в честь Вознесения Господня.

Проповеди

Вознесение Господне. Петрос Панайотопулос

Вознесение Господне. Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Дорога к небу. Протоиерей Николай Агафонов

Нам важно чаще возводить глаза к Небу, куда вознесся наш Господь

Слово в день Вознесения. Святитель Фаддей Успенский

Панегирик на Вознесение Господне. Архимандрит Иакинф (Унчуляк)

Вознесение Господне, именуемое в ряде регионов как «Взвесенье», «Ушествие», «Вшествие», «Шестие» — праздник, в котором христианское и языческое начало переплетены воедино.К первому — относится предание о воскресении и вознесении Господа на небо, чтобы раскрыть для нас двери царства Божия.

В славянской народной традиции считалось что с этого дня начинается полный расцвет весны, как бы её окончание и переход к лету.

Видео:

Вознесение Господне. Студия «Неофит». 2004

Вознесение Господне. Праославная энциклопедия

Под вечер разжигали большой костёр — символ наступления пролетья и расцвета природы. С этого дня «пошёл колос на ниву» — озимая рожь выпускает колос. Водили «колосок» или хороводы, первые «кумления» на зелёных святках.

К празднику Вознесения Господня верующие пекут пироги с начинкой из зеленого лука и продолговатой формы хлеб, который еще называют «лесенкой». Такое название хлеб получил из-за того, что его пекут с семью ступенями, формируя из теста полосы и выкладывая их в верхней части хлеба. Это является символом семи небес апокалипсиса — «лесенки» пекут Христу в дорогу. Пироги и хлеб берут с собой в храм, где их освящают. Часть освященного хлеба оставляют в храме.

По традиции на Вознесение повсеместно пекут пироги с начинкой из зеленого лука и продолговатой формы,  символические лесенки — удлиненной формы хлебные изделия с поперечными украшениями в виде перекладинок, как бы лестничных ступенек «чтобы Спасителю было легче взобраться туда».Ко второму мы с полным основанием относим обряды, связанные с почитанием земли-матушки, буйной растительности, хлебных злаков.

Не случайно, что именно в поле девушки соединяли свои «лесенки» вместе для роста ржи, пшеницы, конопли со словами: «Дай нам, Боже, ныне много, а на лето еще боле». Затем обрядовое печево съедалось, а в ряде мест — хранилось в святом углу до сбора урожая.Большебыковские девушки на Взвесенье уходили в поле с блинами, где и совершали трапезу. Помнят старожилы этого села и обычаи дня «женомироносицы», для которого характерны гуляния девок с женихами в избах и угощения яичницей и кашей.В Валуйском районе на Вознесение из «куги», «акучи», (камышевой травы, растущей вдоль реки Оскол) делали чучело «кукушки». «Обряжали» ее как девушку: в девичий наряд, украшали ленточками, цветными лоскутками. Затем девичья «процессия» направлялась в сад, где чучело «кукушки» укреплялось на плодовом дереве «на всю неделю» до Троицы.Примечательно то, что в Колосково, например, рядом с «кукушкой» девушки усаживали «кукуя» (чучело, одетое в мужской наряд), после чего кумились. Разойдясь по парам в кусты, подруги обменивались яйцами, одеждой, украшениями, обнимались, целовали друг друга и с этого дня почитались на целый год кумами:

Теперь ты мне кума, я тебе кума —
Помошница на все дела.

В Белгородском районе праздник Вознесения девки также отмечали на природе. Из травы делали чучело «кукушки», которое «хоронилось» с плачем и причитаниями:

Кукушечка, наша милая,
Как же ты мало кукуешь.
И зачем же ты. рано от нас улетаешь?
И когда теперь мы услышим тебя?


Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.