google-site-verification: google21d08411ff346180.html Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице

Август 13th 2010 -

14 августа по новому стилю (1 августа по старому стилю) православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Яковлев А.А. Триптих Имени Твоему. Три Спаса: "Медовый Спас", "Яблочный Спас", "Ореховый Спас"

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157—1174) с волжскими булгарами в 1164 году.


Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе.

Второй — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6/19 августа).

Третий — перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16/29 августа в попразднество Успения Пресвятой Богородицы). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице:

Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров”. Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Другое народное название праздника  –  «Медовый Спас». Это название связано с тем, что на Руси в этот день пчеловоды подрезывали ульи с медом и несли соты нового сбора для освящения в церковь. После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Почему же Первый Спас называют медовым? Ответ на это вопрос кроется в многовековых традициях из народа. Наши предки считали, что к этому дню соты в ульях пчел полностью заполнены медом и нужно начинать собирать урожай.

На Медовый Спас 14 августа  сладкое лакомство освящали в церкви, а потом ели за праздничным столом, дарили, угощали нищих. Традиционными блюдами на Медовый Спас 2016 могут быть блинчики с медом, медовые коржики, а пить в этот день по обычаю нужно медовуху.

Второе название Спаса 14 августа – Маковей. По народной примете к этому дню созревает мак, его также освящают в церкви, а потом используют для приготовления праздничных блюд.

Метки: ,

Комментарии закрыты.