ПЦУ раздора: поддержит ли мировое православие украинскую автокефалию

Февраль 5th 2019 -

Патриарх Варфоломей и Епифаний

Интронизация Предстоятеля ПЦУ Епифания оставила смешанные чувства. Во-первых, очевидно сильное влияние украинских властей — представительство Кабмина и президентской администрации было сильнее, нежели, собственно, церковных кругов. Во-вторых, почти все зарубежные поместные церкви предпочли не присылать своих представителей. «Вести» узнали из первых уст, будут ли они поддерживать ПЦУ, спросив об этом у предстоятелей и митрополитов церквей Антиохии, Грузии, Болгарии, Чешских земель и Словакии.

Филарет не приехал из-за болезни

На интронизации, или возведении на престол Предстоятеля ПЦУ, которая проходила в Софийском соборе, присутствовал президент. Анонсированный накануне почетный патриарх Филарет не приехал — в связи с ухудшившимся состоянием здоровья (повысилось давление). Делегацию представителей Вселенского патриархата возглавил митрополит Эммануил Гальский — это один из наиболее влиятельных для Константинополя иерархов, его рассматривают как вероятного наследника Варфоломея.

«В качестве его соперника выступает митрополит Прусский Элпидофор: с ним вместе Епифаний учился, и он имеет личное влияние на украинского митрополита», — сказал наш собеседник в церковных кругах. Кроме него из зарубежных гостей были представитель Афона — правда, он угодил в больницу, а также делегации из США и Канады.

Сам Епифаний рассказал накануне торжеств: есть много желающих архиереев Болгарской, Грузинской, Элладской и Кипрской церквей приехать на интронизацию. «Они официально не могут принять участие до тех пор, пока не будет принято коллегиальное решение той или иной церкви о признании нашего автокефального статуса», — тотчас добавил он.

Внутрь собора пустили около 200 человек (в числе официальных лиц «Вести» заметили вице-премьера Геннадия Зубко, министра обороны Степана Полторака, главу СБУ Василия Грицака, руководителя Минкульта Евгения Нищука, а также Юлию Тимошенко). Простых людей в храм пускали по спискам, площадь перед собором была практически безлюдной.

Показательно, что во время торжественной литургии, поминая имена всех предстоятелей православных церквей, было зачитано в т. ч. имя патриарха РПЦ Кирилла. После того как Епифанию вручили жезл митрополита (это последний символический жест, завершающий интронизацию), слово взял Петр Порошенко: он пожелал ПЦУ «многая и долгая лета» и сказал, что для Епифания создание украинской церкви и получение томоса — «начало на пути объединения и служения».

Четыре этапа создания ПЦУ

По сути, в создании ПЦУ было четыре главных этапа. Первым можно считать убеждение Варфоломея в необходимости дарования томоса. "Это была самая простая часть — он был рад уязвить РПЦ своим жестом, — сказал «Вестям» собеседник в церковных кругах.

Второй шаг — убедить УПЦ КП, УАПЦ и, главное, УПЦ в необходимости объединиться. На этом этапе план по созданию церкви дал сбой в первый раз: вместо десятков епископов от УПЦ в новую структуру перешли всего два, остальные, колебавшиеся, приняли решение остаться.

Третьим шагом должен был стать стремительный переход приходов от УПЦ к новосозданной ПЦУ. Однако и тут есть задержка: священники не спешат переходить по многим причинам, не последняя из которых — раскол во Всеправославном мире. Чтобы упростить процедуру перехода, был принят закон №4128, по сути, размывающий понятие «религиозная община».

Признают ли другие церкви

Завершающий, четвертый, этап формирования новой церкви — признание ее другими поместными церквями. И тут ожидается самая большая проблема. «Константинополь пытается выбросить 300 лет истории и менять порядок признания новых автокефалий, складывавшийся на протяжении последних 100 лет. Теперь Фанар может самостоятельно решать такие вопросы без согласования с сестринскими церковными структурами. А православные церкви хотят, чтобы подобные вопросы решались всеми», — считает политолог Алексей Якубин.

«Вести» лично убедились в этом, опросив четверых высокопоставленных делегатов от поместных православных церквей. Сделать это нам удалось на мероприятиях, посвященных 10-й годовщине интронизации патриарха Кирилла в Москве: своих представителей не прислали лишь Константинополь, Элладская, Кипрская и Албанская православные церкви (также не было делегатов от автономных церквей — Синайской, Финляндской, Эстонской и Кипрской).

Из общения с владыками можно сделать несколько выводов. Первый — о том, что церкви настаивают на проведении всеправославного диалога по украинскому вопросу. Второй — о том, что большинство пока поддерживает УПЦ и ее предстоятеля, Блаженнейшего Онуфрия. И третий, оставшийся за скобками официального общения: ряд делегаций отказал "«Вестям» в интервью по своим причинам, главной из которых является политизация вопроса и давление.

«От Александрийской церкви в Москву приехал только один митрополит (Трипольский Феофилакт. — Авт.), и он не хочет общаться ни с кем. Происходит определенное давление, поэтому диалог пока невозможен», — осторожно ответил «Вестям» представитель иерарха.

По нашим данным, именно в связи с попытками давления на церкви местных властей с требованием признания ПЦУ и связано отсутствие консолидированного решения. Так, на Болгарскую церковь давит лично премьер-министр Бойко Борисов, в конце 2018-го он даже лично встречался с патриархом БПЦ Неофитом: в парламенте страны находятся на рассмотрении два «антицерковных» законопроекта, один из них призван «защитить страну от иностранных угроз».

Как давят на православие

С Православной церковью Грузии, по данным источников «Вестей», активный диалог ведут власть, а также посольство США. Там, по нашим данным, епископат разделился на две равновеликие части: молодые священники выступают за признание ПЦУ, против этого — пожилые иерархи, которые опасаются, что вследствие признания из ГПЦ выйдут церкви Осетии и Абхазии.

Румынская делегация также ответила «Вестям» отказом. По нашим данным, у этой православной церкви меркантильный интерес: она просит у РПЦ отдать ей Молдавскую церковь в обмен на непризнание ПЦУ.  «В свою очередь, если процесс с переходом приходов в ПЦУ наберет обороты, Румынская церковь получит эксклюзивное право на часть приходов в Буковине и Бессарабии, которые не захотят уходить в ПЦУ», — считает наш источник.

Интересна и ситуация внутри «греческих» церквей (т. е. пять автокефальных церквей, которые относятся к сфере влияния Константинополя: сам Фанар, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и Кипрская церкви). И пока в Элладской церкви готовятся признавать ПЦУ, — там умеренное влияние на процесс оказывают местные власти и бывший посол США в Украине Джеффри Пайетт, который сейчас занимает аналогичную должность в Греции, — управляемые Фанаром монастыри Афона не столь радостно воспринимают перспективу.

Так, Варфоломей принял решение направить в Киев на интронизацию Предстоятеля ПЦУ Епифания одного из Афонских старцев, игумена Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема. И тот, действительно, прилетел в Киев. Но в последний момент был госпитализирован — по официальным данным, он страдает от аритмии.

В свою очередь, Антиохийская церковь, единственная из «греческих», не разделяет позиции Константинополя в силу близости к РПЦ (о чем ее патриарх также рассказал в интервью «Вестям»).

«Раскол может быть уврачеван только покаянием»

Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав (Гонт)

— Поддержит ли Православная церковь Чешских земель и Словакии новосозданную Православную церковь Украины?

— 28 января проходило совещание Священного синода Православной церкви Чешских земель и Словакии. И синодальные владыки возложили на мои плечи обязанность — обратиться к предстоятелям всех поместных православных церквей с просьбой провести Всеправославное совещание по украинскому вопросу. До этого момента, пока все события, которые имели место в Украине, не будут обсуждены и не получат соборного решения, наша позиция остается неизменной. Я бы хотел высказать поддержку Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию: мы, как соседи УПЦ, слышим о гонениях, которые начались в связи с событиями, имевшими место в декабре прошлого года. Молимся и надеемся на скорое каноническое разрешение проблемы, которая была создана в канонической жизни так называемым собором.

— Возможно ли восстановление отношений между Вселенским патриархатом и РПЦ?

— Восстановление отношений не только возможно, но и необходимо. Без диалога, встреч, обсуждения всех проблем, связанных с Украиной и ее церковной жизнью, никакого прогресса не может быть.

— Очень многие граждане Украины, православные верующие, переезжают к вам в Чехию, Словакию, интегрируются в местные православные общины. Как их принимаете?

— Принимаем всех. Но наше отношение к расколу категорическое. Ему нет места в церковной жизни. И всякий раскол может быть уврачеван только покаянием и возвращением в каноническую церковь. И это же относится во многом к выходцам из Украины. Мы принимаем их, объясняя, что такое раскол и как его нужно оберегаться.

«С Божьей помощью спор разрешится в каноническом русле»

Митрополит Старозагорский Киприан (Болгарская православная церковь)

— Каково ваше отношение к новосозданной ПЦУ, готовы ли ее признать?

— Священный синод Болгарской православной церкви назначил комиссию, которая будет заниматься украинским вопросом. С Божьей помощью спор будет разрешен в каноническом русле. С радостью вспоминаю, как я был в Украине, в Киево-Печерской лавре, по поводу 1000-летия Крещения Руси. Тогда я был избран делегатом по решению нашего Священного синода. Я видел крестный ход — люди показали поддержку канонической Православной церкви. Очень надеюсь, что вопрос будет разрешаться по каноническому пути. Меня впечатлило слово и молитва Блаженнейшего митрополита Онуфрия — он весьма погруженный в молитвы и духовные вопросы человек. Уверен, что с подобным предстоятелем церковь будет единой, апостольской и соборной.

— Возможно ли найти консенсус между РПЦ и Вселенским патриархатом?

— Каждое страдание от Бога, и мы можем претерпеть ровно столько, сколько Бог нам послал. Поэтому мы уповаем в этом вопросе на Него — Он является любовью и истиной. И мы надеемся, что всегда будем пребывать в одной, единой, соборной апостольской православной церкви, так, чтобы причастие принималось нами от одной чаши.

— Вопрос мира в Украине: готова ли Болгария принять наших верующих? Что можете пожелать украинцам всех конфессий?

— Болгария всегда была страной, которая любит православие, и дружественна к православным народам. Мы готовы протянуть руку тем, кто нуждается. Любовь между людьми, более того, православными народами, будет укреплять и нашу веру. И верим, что УПЦ останется целостной — Божьей милостью и допущением.

«Власти меняются, границы стираются. Каноны же остаются»

Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х

— Будете ли признавать новосозданную ПЦУ или повремените с этим вопросом?

— Именно ортодоксальность, приверженность каноничности является фундаментом всего. То, что случилось в Украине в связи с новой церковью, нуждается в соборном решении всех православных церквей. Чтобы церковь стала автокефальной, она нуждается в консенсусе между православными церквями, а он достигается посредством диалога. К сожалению, то, что было подано как создание православной церкви, не было дискутировано в православном мире. А это очень чувствительный вопрос. Ведь мы всегда надеемся, что мы все едины в православном мире, и уверены, что никаких расколов не будет. Мы любим Русскую церковь, а это все (вопрос Украины. — Авт.) находится в пределах канонической территории РПЦ. У Антиохии и РПЦ очень близкие исторические связи. Мы боремся за то, чтобы Господь дал возможность решить украинскую проблему.

— По вашим словам, «украинский» вопрос находится в канонической плоскости РПЦ, но одновременно он же стал камнем преткновения между РПЦ и Вселенским патриархатом. Как считаете, как должно происходить примирение, сколько времени оно может занять?

— У этой проблемы есть различные мнения. Исторически обе церкви взаимодействовали между собой как любые православные церкви, и принцип их отношений основан на любви и Иисусе Христе. Я не согласен с тем, что сегодня присутствуют какие-либо факторы, политические либо иные другие, мешающие этому, и еще раз повторяю: предстоятели церквей должны встретиться, чтобы вести дискуссию между собой. Надеюсь, это случится в скором времени.

— Переход приходов от УПЦ к новосозданной церкви часто сопровождается конфликтами и распрями в местных общинах. Видите ли способ, как этого можно избежать?

— Безусловно, ситуация очень трудная и чувствительная. И вопрос непростой. Поэтому нельзя позволить, чтобы внутри православной церкви были подобные конфликты. Тем более если они связаны с националистическими проявлениями.

Могу сказать на примере Антиохийской церкви, которая находится в том числе на территории Турецкого государства, в Сирии и Ливане, Ираке, странах Персидского залива: представляете себе, что было бы, если бы наша церковная основа строилась на географическом принципе или на поддержке государственных властей? Власти часто меняются. Границы стираются. И от такого строительства церкви не было бы добра никому. Вот почему я призываю к уважению канонических территорий каждой церкви. И насколько мы едины в православии, настолько и будут цельными наши церкви. Я всем говорю такое послание: важно сотрудничество и общение между церквями и их предстоятелями.

Метки: , , , , , ,

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.