Почему нам так важна религия?

Октябрь 28th 2015 -

Исповедь

Антон Солдатов

Что заставляет людей молиться, верить в загробную жизнь и бояться возмездия? Страх смерти? Стремление к справедливости? По мнению психолога Стивена Рейсса – и то, и другое. И еще четырнадцать причин.

Почему мы верим в Бога? Или богов? Почему у людей вообще есть представление о некоем высшем разуме, который существует вне времени и пространства, но которому почему-то есть дело до того, работаем ли мы в воскресенье или что едим на обед. Многие ученые и философы предрекали, что по мере нашего познания мира религия превратится в анахронизм и отомрет. И тем не менее верующих людей до сих пор значительно больше, чем неверующих.

Сегодня социологи и психологи считают, что мы хотим верить, иногда вопреки своим рациональным убеждениям, потому что такова наша природа. Сама вера является для нас чем-то жизненно важным. Большинство психологических теорий выводят объяснение нашей тяги к религии из одной или нескольких базовых потребностей. Например, из нашего желания заглушить страх смерти. «В окопах не бывает атеистов» – так звучит популярное изложение этого тезиса.

Американский психолог Стивен Рейсс (Steven Reiss), напротив, считает, что сила религии в ее многоликости и способности дать нам то, к чему мы стремимся. Она удовлетворяет 16 наших базовых потребностей, которые психолог сформулировал так: власть, независимость, любознательность, одобрение, порядок, экономия, честь, идеализм, общение, семья, положение в обществе, месть, любовные отношения, еда, физические упражнения и спокойствие. Этот список Стивен Рейсс и его коллеги составили, проведя опрос среди нескольких тысяч человек. Эти 16 базовых нужд, согласно Рейссу, составляют нашу личность. Их сочетание и баланс делают нашу личность уникальной1.

Каким же образом мировые конфессии с их сложными правилами и ограничениями умудряются привлекать и удерживать миллионы людей? «Универсальная сущность религии (и причина ее устойчивости) в том, что она находит подход ко всем – к интровертам и экстравертам, традиционалистам и новаторам, тихоням и непоседам, миролюбивым и воинственным, – объясняет Стивен Рейсс. – Для экстравертов у религии есть коллективные празднества и философия любви к ближнему. Интровертам религия предлагает медитацию, уединенную молитву, затворничество. Религиозные ритуалы удовлетворяют наше стремление к порядку. Учение о спасении и прощении связано с тягой к одобрению. Обещание загробной жизни помогает людям избавиться от тревоги за свою жизнь и обрести спокойствие».

Ранее Рейсс обнаружил, что главное различие между религиозными и нерелигиозными людьми пролегает в их отношении к независимости. Большинство религиозных участников его экспериментов демонстрировали сильную потребность быть в контакте с другими, ощущать связь с ними. Напротив, участники со слабой религиозностью скорее стремились полагаться только на себя и быть самодостаточными во всех отношениях. Исследование также обнаружило, что религиозные люди выше ценили честь. Рейсс сделал вывод, что многие люди приходят к религии, чтобы продемонстрировать лояльность памяти предков.

А что же атеисты? Светское общество ищет альтернативы, которые могли бы удовлетворить те же базовые потребности. Кто-то обращается к философии в поисках цельной картины мира, кто-то ищет ответов в психологии. Элементы, похожие на религиозные, можно найти в приверженности моральным ценностями, политическим убеждениям и даже... диетам2. Стивен Рейсс подчеркивает, что конкуренция религиозной веры и других так или иначе связана с тем, какой путь сможет предложить наилучшее удовлетворение наших потребностей. «Я не касаюсь теологических вопросов о существовании Бога или возможности контакта с ним, – добавляет он. – Я лишь ищу объяснение тому, что заставляет людей вообще обращаться к религии и религиозным практикам».

1 S. Reiss «16 Strivings for God» (Mercer University Press, 2015).
2 A. Levinovitz «The Gluten Lie And Other Myths About What You Eat» (Regan Arts, 2015).

Источник:psychologies.ru

Комментарии закрыты.