Вырваться из звукового вакуума

Февраль 21st 2016 -

Вырваться из звукового вакуума

Анна Маленко, Владивосток

Логопед Наталья Руковишникова — о самых эффективных методиках социализации детей с различными отклонениями

Если ребенок совсем не разговаривает в год, в три года нет фразовой речи или она стала пропадать, надо обращаться к специалисту.


С каждым годом в России увеличивается количество детей с различными речевыми дефектами. Для их реабилитации создаются специальные центры, но квалифицированных педагогов в регионах не хватает. В образовательном социальном проекте «Академия речи» во Владивостоке нашли решение проблемы, выиграв частный грант. По нему в конце февраля из Москвы приедут дефектологи из центра «Логомаг» и поделятся с приморскими логопедами, психологами и родителями опытом работы с неговорящими детьми. «Русская планета» встретилась с руководительницей детского логопедического центра «Академия активной речи» Натальей Руковишниковой и узнала, с какого возраста нужно развивать речь ребенка.

Сейчас в центре занимаются около 30 детей с разными проблемами: задержка развития, алалия, аутизм, безречевые — это те дети, которые не произносят ни звука, и таких с каждый годом становится больше. Точно никто не знает, как с ними работать.

— Наталья, скажите, давно вы работаете с особенными детьми? Какая задача у вашего центра?

— По профессии я учитель-логопед, ко мне приводили детей со сложными проблемами, в том числе не говорящих совсем. В конце 2015 года я открыла свой детский логопедический центр «Академия активной речи». Наша задача — научить детей говорить, вызвать речь у абсолютно безречевых детей. Причин, по которым ребенок молчит, существует очень много: аутизм, алалия, умственная отсталость, неврологические и другие проблемы.

— Какие занятия уже сейчас проходят в вашем центре? С какими самыми сложными случаями вы работали?

— Индивидуальные логопедические занятия, направленные на развитие речи, веду я и еще два логопеда. Также у нас работает психолог, она занимается с обычными детьми и их родителями; помимо этого, ведет нейропсихологическую группу для детей с проблемами. Логопедические диагнозы звучат так: общее недоразвитие речи разной степени, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и др. Мы работаем с симптомами: не говорит — будем учить, есть проблемы в речи — будем корректировать.

У нас занимаются дети со сложными неврологическими диагнозами. Приходят совсем отрешенные от мира, не реагирующие на обращенную речь, не владеющие социальными навыками: не понимают, что нужно ходить в туалет, как сидеть за столом. Делаем все, что можем, в тесном контакте с родителями. Чаще всего дети начинают произносить звуки, меняется поведение, взгляд.

— На какие особенности ребенка с раннего возраста должны обращать внимание родители?

— Тревожный знак, если до года ребенок не реагирует на просьбы родителей, не отзывается на имя, постоянно пугается громких звуков. Если совсем не начинает разговаривать в год, в три года нет фразовой речи или она стала пропадать, надо обращаться к специалисту. Раньше считалось, что, если дети не говорят до трех лет, это нормально, в настоящее время это может быть первым звоночком серьезной проблемы. Следует обязательно показать ребенка врачу и выяснить причину.

— Как вы работаете с детьми с аутизмом? Есть какой-то особый подход?

На мой взгляд, аутизма не существует, есть алалия, из-за которой ребенок уходит в такое состояние. Звуковой вакуум, как будто вы находитесь в другой стране и не понимаете, что с вами происходит. Аутисты пытаются вырваться из этого состояния, отсюда агрессия по отношению к окружающим. Должное медицинское лечение, работа с психологом и логопедом приносят свои плоды — малыши меняются на глазах. И важное значение имеет возраст: чем младше ребенок, тем благоприятнее прогноз.

Большую роль играет правильное взаимодействие с ребенком в семье. У меня на занятиях дети с родителями занимаются вместе. Это очень важно, потому что мамы и папы с детьми находятся постоянно, и они должны знать, как обращаться с особенным ребенком. Мы учим детей слышать, а родителей — понимать их. Изредка малыш лучше себя ведет, когда родителей рядом нет.

— Во Владивостоке есть специальные учреждения для обучения особенных детей?

— Есть специальная коррекционная начальная школа — детский сад VII вида, несколько школ VIII вида, муниципальный Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. У нас нет ни одной речевой школы. И самая главная проблема — почти нет детских садов с логопедическими группами. В одном детсаду есть инклюзивная группа, но здесь хорошая идея недостаточно продумана. Во Владивостоке немало логопедов, но они могут работать не со всеми детьми, боятся не справиться, если ребенок очень сложный. И сегодня, на мой взгляд, нет логопедической методики, которая бы позволила на 100% эффективно работать с детьми-аутистами.

— Ваш центр выиграл грант приморского общественного деятеля и бизнесмена Константина Богданенко. Почему вы обратились к предпринимателю, ведь проблему недостатка образования у логопедов должно решать государство?

— Несколько не так. Заявку на получение гранта подавала инициативная группа неравнодушных родителей детей-инвалидов. Раньше они уже привозили специалистов за свой счет. В стране, и в городе в том числе, сложная экономическая ситуация. Поэтому мы решили обратиться за помощью к предпринимателю: дети — это социум сегодняшнего и завтрашнего дня. Администрация ведет работу по улучшению качества образования, пусть и небыстро, но изменения происходят. Родители просили открыть массовые группы в детских садах, их сделали. Я думаю, что будет решаться проблема и с логопедами, потому что сады наполнятся, понадобятся специалисты. Я очень надеюсь, что снова будут организованы логопедические группы. Они очень нужны. Но на то, чтобы открывать новые ставки, опять же нужны финансы.

— Когда состоится семинар, и о чем там будут говорить?

— Общее название семинара «Современный взгляд на диагностику и коррекцию». Он пройдет в ДВФУ 21 и 22 февраля, проведут его директор московского центра «Логомаг», логопед-дефектолог Юлия Покровская и дефектолог, специалист по сенсорной интеграции Вероника Малькова. Мы приглашаем на эти лекции логопедов, дефектологов, психологов, учителей, волонтеров, студентов специализированных факультетов и обязательно родителей детей-инвалидов. Главным образом мы обменяемся опытом и узнаем о новых методиках работы с безречевыми детьми, которые применяют в Москве.

— Наталья, какой, на ваш взгляд, в идеале нужен центр во Владивостоке?

— Центр, где бы совместно работали неврологи, психологи, эрготерапевты, кинезиотерапевты, нейро- и интегративные психологи, логопеды, специалисты по ЛФК и воспитатели, которые находятся с ребенком еще и дома. Такой специальный воспитатель важен, потому что он может научить тяжелых детей одеваться, есть ложкой, ходить в туалет — тому, с чем не справляются родители. И большую пользу дают занятия музыкой и ИЗО. Рисование помогает развивать моторику и речь, ведь о рисунке можно поговорить. К тому же на бумагу выливаются все эмоции, что полезно для психологического состояния ребенка. Я нашла учителя для своего центра, надеюсь, она скоро начнет работать вместе с нами. У музыки своя роль: она помогает научиться слышать и различать разные звуки тем детям, для которых существует только шум, общий поток. В будущем мне бы хотелось, чтобы у нас в центре дети могли находиться полдня, как в детском саду, но пока это только мечты.

Фото: Дмитрий Коробейников/РИА Новости

© Русская Планета

Метки: логопед

Комментарии закрыты.