Опасные методы в детской психотерапии

Август 11th 2017 -

Аутизм

Описываются так называемые психотерапевтические методики, направленные на лечение аутизма и других психических и психологических нарушений у детей, в частности «аттачмент терапия» (attachment therapy), холдинг-терапия (holding therapy) и другие. Данные методики, помимо слабого эмпирического обоснования, включают в себя элементы жестокости по отношению к детям. Вскрывается характер их патологического воздействия на психическое здоровье детей, долгосрочные последствия этого воздействия, влекущие за собой психические расстройства, деформацию личности, вредное влияние, в том числе и на физическое здоровье. Приводятся данные об отнесении подобных методов «лечения», не только к псевдонаучным, но и способным причинить потенциальный вред здоровью ребенка. Указывается на недопустимость использования данных методов в лечении и воспитании детей.

Dо всем мире осуждается жестокое обращение с детьми, тем не менее существует группа практиков в области психического здоровья, которые используют методы, связанные с насилием над детьми.

«Аттачмент терапия» («attachment therapy») (AT) — «терапия привязанности». Другие названия этой практики — «терапевтическое родительство», «родительство по Нэнси Томас», «уменьшение гнева», относящиеся к «методам сдерживания». Основными приверженцами этого метода являются F. Cline, M. Welch, N. Thomas, R. Federici и другие [1].

Начнем с описания метода холдинг-терапии («holding therapy», НТ), используемого AT-терапевтами в своей практике. Холдинг-терапия (от англ. hold — держать), разработана американским специалистом М. Welch в 1983 году для лечения детей с аутизмом, и заключается в том, что в специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки и крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможностьсмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о  своих чувствах и своей любви к своему сыну или дочери, и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему. Холдинг-терапия включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга — удержания ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального). Психологическим обоснованием такого удержания мо-
жет быть то, что оно противопоставлено обычному для аутичного ребенка поведению, направленному
на избегание контакта [2—4].

Обычно на «ситуацию удержания» аутичный ребенок реагирует отчаянным сопротивлением, воспринимая такое «лишение свободы» как витальную опасность. Поэтому, по мнению автора, многое зависит от того, что именно родители говорят ребенку, какие эмоциональные аргументы они подбирают для того, чтобы объяснить ему ситуацию. Страх ребенка и вызванное им сопротивление уходят, когда родители настойчиво объясняют ребенку, как он им нужен, говорят, что не хотят его обидеть, а, наоборот, хотят с ним пообщаться и поиграть. Таким образом, задача родителей во время холдинга состоит в том, что-бы удержать ребенка не столько физически, сколько эмоционально, уговаривая его не уходить, не покидать маму и папу, повторяя как важно быть всем вместе [2—4.

Автор метода М. Welch выделяет в процедуре холдинга три стадии: конфронтацию, отвержение (или сопротивление) и разрешение. «Первая стадия любой сессии холдинга — это конфронтация. Как правило ребенок противится началу холдинга. Он или она может находить любые поводы, лишь бы уклониться от начала «процедуры». Когда, так или иначе, матери удается настоять на своем, усадить ребенка себе на колени и заключить его в объятия, после конфронтационной стадии наступает фаза активного отвержения. Наступление этой фазы не должно пугать мать или обязательно находящегося рядом с матерью и ребенком отца, который может обнимать их обоих. Ее наступление, как отмечает М. Welch, свидетельствует, что холдинг проходит нормально. В эти минуты, как отмечается, нельзя ни в коем случае поддаться жалобам и плачу ребенка или испугаться и отступить под его физическим натиском. Ребенок может рваться из объятий, кусаться, царапаться, плеваться, кричать и обзывать мать разными обидными словами. Правильная реакция матери состоит в том, чтобы, глядя на ребенка, успокаивать его, говорить ему как она его любит и как переживает, что он страдает, но она ни за что не отпустит его именно потому, что любит. После различной по продолжительности второй стадии неизбежно наступает третья стадия — стадия разрешения. На этой стадии ребенок перестает сопротивляться, устанавливает визуальный контакт, расслабляется, у него появляется улыбка, ему становится легко проявить нежность; мать и ребенок получают возможность говорить на самые интимные темы и переживать чувство любви [цит. по 2, 3, 4].

После сеанса холдинга ребенок становится спокойным, расслабленным (иногда после первого холдинга ребенок может даже заснуть или может оставаться достаточно активным). В любом случае он начинает контактировать с родителями: появляется прямой взгляд в глаза, ребенок может рассматривать лицо матери так, как будто видит его впервые, ощупывает его, гладит мать по волосам. M. Welch рекомендует проводить холдинг ежедневно один раз, а так-же во всех ситуациях, когда ребенку плохо (либо он прямо высказывает это, либо плохо себя ведет). При этом полное физическое здоровье родителей и ребенка является необходимым и обязательным условием проведения холдинг-терапии.

Длительность первого сеанса холдинга с аутичным ребенком варьирует, по наблюдениям, в пределах 1,5—4,5 часов. Очень важно, чтобы первый холдинг был доведен до так называемого «хорошего конца», и ребенок полностью расслабился, тогда в последующие дни его сопротивление редуцируется, оставляя все больше времени для развития позитивного эмоционального взаимодействия. В противном случае сопротивление ребенка остается таким же отчаянным и длительным, как в первый раз, на протяжении многих дней, и не всем родителям хватает эмоциональной выносливости, чтобы продолжать холдинг-терапию, добиваясь полного эмоционального и физического расслабления ребенка.

В нашей стране метод холдинг-терапии (НТ) применялся как в классическом, так и в модифицированном варианте [3—5 и др.], как для лечения аутизма, так и для реабилитации детей с отклонениями в поведении [6], однако широкого распространения не получил и в настоящее время практически не применяется.

Метод НТ за рубежом подвергается научной критике и отнесен к способным причинить потенциальный вред здоровью ребенка [7, 8]. Несмотря на былую широкую распространенность HT как способ работы с детьми-аутистами, он все меньше используется в наши дни. НТ привлекла к себе внимание на международном уровне в 2000 году, когда 10-летняя американская девочка погибла в результате лечения. Другие случаи гибели детей, связанные с использова-
нием родителями рекомендаций психотерапевтов НТ, получили меньшую публичную огласку [9].

Тем не менее ряд практиков используют метод НТ. Так, И. Пр екоп (J. Prekop), ранее применявшая НТ в Германии (где она работала совместно с альтернативным психотерапевтом Б. Хеллингером), создала аналогичные программы в Чехии, Словакии, Австрии, Мексике, Венесуэле, Испании и Италии. В России также наблюдается продвижение деятельности И. Прекоп, в частности во Владивостоке [9 и др.]. И. Прекоп, как и Н. Томас (N. Thomas), рекомендуют НТ при аутизме, нарушениях привязанности, синдроме нарушения внимания с гиперактивностью, оппозиционно-вызывающем расстройстве и нарушениях поведения. Научные свидетельства в пользу методов И. Прекоп и всех других методов НТ, чрезвычайно слабы, и в настоящее время И. Пр екоп больше не ссылается на «научность» своих методов при их продвижении, а приводит аргументы религиозного и духовного характера [9].

В США и, в меньшей степени, в Великобритании, особенно в последнее время, широко распространяются так называемые психотерапевтические теории и практики, получившие название «Attachment Therapy» (AT), в основе которой лежат идеи холдинг-терапии M. Welch. В России вспомогательные «родительские» практики, сопряженные с НТ (АТ) пропагандирует адепт этой терапии Н. Томас. В частности, Томас рекомендует в целях утверждения авторитета взрослого использовать ограничения (контроль) в питании, питье ребенка, допуске его к туалету, подвергать ребенка холоду, жаре, темноте [10]. Книги Н. Томас и других сторонников НТ (АТ) переведены на русский язык и свободно распространяются в России. В Россию уже стали приезжать пропагандисты этой теории. Так, в феврале 2012 года
в Екатеринбурге были проведены «обучающие семинары» для широкого круга лиц (приемных родителей, социальных работников, работников образования, организаторов здравоохранения и др.) под руководством Н. Томас — одного из современных идеологов и практиков АТ [11]. Она разработала тренинги для детских домов и больниц, для брошенных детей — как профилактическую меру, «чтобы предотвратить дальнейшее развитие проблемы нарушения привязанности»; она обучала сотрудников больниц и детских домов Китая, Румынии, Австралии, Канады, Англии, США авторской программе по развитию привязанности.

В 2015 году в одном из регионов нашей страны, в частном образовательном центре, ребенку-аутисту связали руки, ноги, привязали к стулу липкой лентой и заклеили рот1. В СМИ появились фотографии этого ребенка. Это вызвало большое негодование в обществе. Администрация данного центра в своих комментариях пояснила, что данная техника с применением цветного скотча используется не в качестве наказания, а как метод сдерживания произвольных
движений и налаживания эмоционального контакта с ребенком. В последнее время подобные техники входят в обиход специалистов как за рубежом, так и в России.

Согласно концепции АТ, большинство сирот, попадающих из детских учреждений в приемные семьи или к усыновителям, как правило, страдают так называемыми «реактивными нарушениями привязанности» («reactive attachment disorder», RAD) и «нарушениями привязанности» («attachment disorder», AD), якобы сопровождающимися «агрессивными» проявлениями, «злобностью», расторможенностью, импульсивностью и т.п., делающими этих детей «опасными для окружающих» [1], что идет в разрез с диагностическими критериями по МКБ-10 и DSM-IV (V). Авторы метода полагают, что использование АТ приведет к «изменению сознания» ребенка и восстановлению у него «нормальной привязанности» по отношению к взрослому воспитателю [1]. Стоит отметить, что М. Welch в последнее время начала заниматься проблемой RAD у детей, убедившись в неэффективность HT в отношении лечения аутизма, на базе HT она создает метод «продолжительное детско-родительское объятие» («prolonged parent-childembrace», PPCE) [12].

К «психотренингам» по изменению сознания, относится и другой метод — ребефинг (rebirthing — второе рождение), предложенный апологетами АТ для «лечения» «AD -нарушений». В ходе «процедуры» ребефинга ребенок должен выскользнуть из под навалившегося на него всей тяжестью своего тела взрослого «терапевта». Будто это воспроизводит ситуацию «родов» и переживание подобного «второго рождения» должно привести к «изменению сознания» и исправлению нарушений привязанности [1].

Американская психиатрическая ассоциация опубликовала официальное заявление, в котором высказалась против использования техник ребефинга и HT, в дальнейшем к опасениям о применении ребефинга присоединилась Американская психологическая ассоциация [13].

Кроме того, Н. Томас претендует на лечение и других «синдромов» (включая гиперактивность, биполярные расстройства), а также «одержимость дьяволом», которые, по ее мнению, нередко присутствуют у приемных детей, причем подчеркивается, что в наибольшей степени «для воспитания» по методам АТ подходят дети в возрасте от 1 года
до 12 лет [1].

Американская журналистка А. Мозес еще в 2006 году [14] писала о подпольных маршрутах, по которым приемные дети кочуют от одних приемных родителей к другим, принимающих их за определенный ежемесячный «оклад», так называемых «последних инстанциях», об этом же пишет Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка П.А. Астахов [15]. Некоторые пары держат дома одновременно по 15—18 детей, превращая воспитание в основной источник дохода.

Другой апологет AT Р. Федеричи (R. Federici) уверен, что большинство многодетных пар берут детей ради денег, власти платят более 1000 долларов в месяц на одного ребенка-инвалида (биологические и приемные родители платят «последним инстанциям» меньше). Эти семьи в воспитательных целях используют АТ [14].

Обращаясь к характеристике стадий АТ (НТ), (конфронтация, отвержение, расслабление), следует отметить, что в стадии конфронтации ребенка насильно привлекают к процедуре, а это вступает в резкое противоречие с принципами формирования желательных форм поведения [16]. А в стадии отвержения на ребенка воздействует не только сверхсильный раздражитель — ограничение двигательной активности, вызывающий перенапряжение нервных процессов, что само по себе может служить причиной невроза, но и предъявляются два раздражителя разные по значению (причинение страданий в виде ограничения двигательной активности, и одновременное произнесение ласковых слов в адрес ребенка). По определению академика И.П. Павлова [17], при этом происходит «сшибка нервных процессов». Оба из этих воздействий уже являются причиной возникновения невротических состояний, отличающихся большим разнообразием и проявляющихся как симптомами возбуждения, так и торможения. Следует особо подчеркнуть, что все виды неврозов характеризуются обязательным наличием компонента «невротической тревоги» [18]. Однако, учитывая, что витальная угроза», которую испытывают дети во время стадии отвержения сеансов НТ, является неизбежным ее компонентом, невротическим уровнем реагирования ответ организма на столь массированный стресс, в подавляющем большинстве случаев, ограничиться не может. Исходя из характера угрозы («витальная») страх достигает крайних степеней выраженности и испытывается в форме панического страха, ужаса, которые сами по себе способны навязать определенные стереотипы поведения: бегство, оцепенение, защитная агрессия; одним из них является активно-оборонительное поведение. Последнее актуализируется при субъективной значимости воздействия, например, за счет осознания его опасности и (или) за счет интенсивности воздействия [19, 20].

Метки: ,

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.