google-site-verification: google21d08411ff346180.html Мультфильм – опасная зона? Размышления беспокойной мамы | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Мультфильм – опасная зона? Размышления беспокойной мамы

Январь 17th 2011 -

Если Вы видите, как один человек смотрит телевизор,
а другой этим возмущен – значит,
первый – ребенок, а другой – его родитель

(почти афоризм).

Мультфильмы глазами психолога

По мнению психологов, у малышей еще нет жизненного опыта и необходимых знаний, поэтому весь мир они познают через зрительные образы и ощущения. Из этих образов и ощущений, как из кубиков, ребенок строит свою модель мира. А мультфильмы языком этих самых зрительных образов, ярких и запоминающихся, могут донести до детского сознания много информации как позитивной, так, увы, и негативной. Проблема заключается не в самих мультфильмах как таковых, а в том, что и как в них преподносится.

Большинство американских и японских мультиков агрессивны и совершенно не подходят нашим детям. По словам психологов, все больше детей, которые смотрят западные мультфильмы и попадают к ним на прием, чего нельзя сказать о влиянии наших родных мультиков, которые не вызывают у детей агрессии, навязчивых страхов и кошмарных снов. Конечно, не все западные мультфильмы опасны, есть замечательные, добрые и поучительные, но определить, что все-таки полезно смотреть нашим детям, а что не стоит, должны родители.
Пока мы, родители, спорим, смотреть или не смотреть, и заняты профессиональными и домашними делами, дети смотрят километры американских и японских мультфильмов, а психологи говорят об изменении детской психики средством подмены образов. Средства эти настолько просты и очевидны, что можно только удивляться тому, как они проходят мимо нашего родительского внимания. Что же это за средства подмены и что говорят по этому поводу психологи?
Первое, на что обращают внимание специалисты – это нивелирование образа девочки, девушки, женщины в зарубежных мультфильмах.
Психологи обратили внимание на то, что героини большинства американских мультфильмов “сконструированы” таким образом, что систематический просмотр лент с их участием ведет к угасанию функций продолжения рода. Достигается это очень просто: образ женщины лишается романтики и тайны, в нем нет целомудрия и скромности, всех тех качеств, которые всегда являлись основой женских образов. Образ женщины – это праобраз будущей жены и матери. Для девочки – это образец для подражания, а для мальчика – образец, который он в будущем должен выбрать. В итоге, наделяя героинь мультфильмов взрослым реализмом, формами взрослых женщин, а часто и жестокостью, создатели лент формируют у девочек стереотипы будущего сексуального поведения, а у мальчиков тот стереотип, к которому он будет стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. Кроме того, в американских мультфильмах часто происходит омужествление женщины: они ведут себя не просто как мужчины, а как заправские супермены. Такие приемы приводят к смешению роли полов в жизни, что при определенных условиях в будущем может вызвать сексуальную дезориентацию молодых людей.
Кроме того, у детской психики есть свойство реагировать на все самое яркое. Используя этот прием, достаточно раскрасить главную героиню в очень яркие цвета и внимание ребенка будет приковано к персонажу, который сможет вести его куда захочет, не давая отвлечься.
Второй важный момент. Образ матери. Самый главный, самый священный для ребенка образ женщины – это образ матери, и мы можем это проследить в сказках всех народов мира. К сожалению, тему материнства в традиционном виде можно увидеть в американских мультфильмах только на примере животных. Трогательны и сентиментальны мультфильмы «Король – Лев», «Дамбо», «Бэмби» – там есть сцены материнской любви и заботы.
В одной российской передаче поднимали проблему формирования образа матери на примере американских мультфильмов. И к какому же выводу пришли авторы передачи? Оказывается, в американских мультфильмах не встречается ни одного образа матери человека, которая была бы молодой, красивой, полной сил, вызывающей у маленьких зрительниц желание подражать. Все они неинтересные, а часто и отталкивающие. Как правило, эти образы появляются на экране на очень короткое время, и сознание не успевает оценить его критически. По мнению психологов, такие образы записываются прямо в подсознание, как гипнотические внушение. Это то, что называется 25-м кадром.
Иными словами, девочкам косвенно навязывается модель: хочешь остаться красивой – не рожай.
И третий момент. Важно обращать внимание на соотношение поведения героя и его половой принадлежности. К сожалению, уже приходится говорить об этом, даже обсуждая героев мультипликационных фильмов. Если мужской персонаж ведет себя, как женский, а женский, как мужской, это может сильно дезориентировать малыша.

Мультфильмы глазами врача

Специалисты считают, что лучшее время для просмотров – первая половина дня. Не рекомендуется смотреть перед сном. Годовалые дети вообще не должны видеть включенный экран. Если малыш видит работающий телевизор, у него постоянно происходит перегрузка глазных мышц, перевозбуждение центральной нервной системы. Через год-другой зрение падает на 50-60%. Ребенок не должен смотреть телевизор больше получаса без перерыва. Оптимальное расстояние до экрана – 2 метра. Лучше, если ребенок будет находиться не прямо перед телевизором, а сбоку от него.
Осторожно относитесь к едко-красочным мультфильмам, т.к. резкая смена цветовой гаммы может вызвать плохое настроение и даже плаксивость. Кроме того, следует обращать внимание на мультипликационные сериалы, которые идут по телевизионному каналу практически круглосуточно. И помимо самих сериалов, существует еще одна опасность – в виде рекламы жвачек, кока-колы, игрушек-трансформеров. То есть, кроме привязанности к любимому герою, детей “подсаживают” на продукты, вредные для здоровья.
Итак, надо четко понимать, что некоторые мультипликационные сериалы опасны для психики. Например, безобидные, на первый взгляд, Телепузики. В чем секрет их популярности? Поведение героев, звуки, которые они издают делают их очень похожими на маленьких детей. Обращает на себя внимание и такая странность: эпизоды идут два раза подряд, создается впечатление, что авторы просто хотят вдолбить некую информацию в голову ребенка.
В мультфильмах зачастую используются длинные по времени кадры, в которых не происходит никакого действия, нет динамики и какого-либо осмысления. И задача этих вставок состоит в приучении детей к экрану. Экран светится, его мерцание, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате, ребенок впадает в некий транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что идет с экрана.
Еще были эпизоды, где мальчики-телепузики надевали девичьи платьица и не желали их снимать. А другие телепузики одобряли такое поведение, утверждая, что это хорошо, он «как девочка». Вроде смешно, но веселая ли шутка? У кого есть дети-мальчишки, знают, что они всегда боятся быть похожими на девочек. И сами стесняются, и задразнят. А тут одобрение! Четко просматривается тенденция расшатать норму половой ориентации ребенка.
Разбирать весь сериал и пересказывать все серии не имеет смысла, и так вполне очевидно, что чрезмерное увлечение этим сериалом может иметь массу негативных последствий, в том числе и задержки в развитии.
Серьезней дела обстоят с Покемонами. Сериал, который наши дети смотрели и смотрят.
К чему там сводится основное действие? Странные существа под общим названием «покемоны», что в переводе с английского означает «карманные чудовища» – pocket monster... И дело даже не в том, нравятся они нам или не нравятся, дело в другом. Эти существа друг друга поражают, стремятся уничтожить. Что переживает ребенок, просматривая такой мультфильм? Естественно, он идентифицирует себя с его героями. Таковы законы восприятия художественного произведения. А соотнося себя с существом, которое успешно поражает других существ, ребенок постепенно усваивает агрессивные модели поведения, вознаграждаемые чувством победного торжества. В его психике как бы вырабатывается своеобразная канавка агрессивности.
Кого винить, когда возникают такие ситуации? Мне кажется, что ответственность должны взять на себя, прежде всего, мы, родители, как наиболее заинтересованные в этом вопросе.

Для справки
16 декабря 1997 года более 700 детей с судорогами были госпитализированы в Японии после просмотра теле-шоу «Покемон». Серьезно пострадали 208 детей в возрасте от 3 лет и старше. В легкой форме пострадали еще около 10 тысяч человек. По мнению специалистов, судороги были вызваны красными огнями в глазах одного из персонажей – Пикачу. Этот спецэффект – быстрое мигание синего и красного цветов при определенной частоте колебаний – может вызывать у людей симптомы, схожие с эпилептическим припадком. Было принято решение закрыть сериал. Но через пару дней руководство канала было просто завалено письмами с требованиями вернуть мультфильм. Вопрос был передан на рассмотрение специальной комиссии, которая установила, что фрагмент, приведший к трагедии, не был результатом злого умысла и попал на экран случайно по недосмотру аниматоров. Было предписано впредь воздерживаться от подобных видеоэффектов, и «Покемон» благополучно вернулся к своим зрителям.
В период пика популярности сериал смотрели 90% всех младших школьников Японии. В Германии сериал о покемоне Пикачу посмотрели 62% зрителей от 3 до 13 лет. Сколько миллионов детей смотрели сериал в Украине – неизвестно.

Метки:

Pages: 1 2

Оставьте комментарий!