google-site-verification: google21d08411ff346180.html Аутизм. Жестокая правда жизни (часть 1) | Алчевск Православный

Аутизм. Жестокая правда жизни (часть 1)

Май 13th 2016 -

Поведенческие особенности детей с ранним детским аутизмом.

Как разглядеть черты, присущие детям Снежной королевы? А вдруг ребёнок не страдает так называемым ранним детским аутизмом (РДА)? Порой ошибка в диагнозе бывает страшнее самого диагноза! Ведь аутизм в первую очередь рассматривается как ранняя патология психического развития.

Есть основные черты, характерные для большинства «детей дождя». Основное, это, конечно же, уход в себя. Ребёнок не может наладить коммуникативные связи. Стремления к общению у него нет. Общаться (взаимодействовать) не только с людьми, но и с предметами малыша приходится учить. Если с ребёнком не проводить специальную коррекционную работу, он всё больше и больше погружается в аут, то есть оказывается «вне игры», а точнее – вне обычной жизни.

У ребёнка с синдромом раннего детского аутизма (РДА) всегда имеют место стереотипии в поведении (ритуальное поведение). Откуда они берутся – одному Богу известно! Но ребёнок с завидным постоянством одевает только в определённую одежду, ест определённую пищу, смотрит определённые мультфильмы, и произносит определённые штампованные фразы.

Рука об руку со стереотипией идут страхи. Они заставляют малыша всеми силами сопротивляться малейшим изменениям в окружающей обстановке. Он уверен: если знакомые предметы будут находиться в определённом месте и в одном и том же положении, ничего страшного не произойдёт. Поэтому любая передвижка кровати, стульчика вызывает у ребёнка буквально истерику. Эти парадоксы (парадоксальности) в поведении сразу бросаются в глаза.

Такой же панический страх может вызвать случайный зрительный или телесный контакт. В этом случае говорят о сверхранимости. Поэтому «дети дождя» и отгораживаются от окружающей среды, она их пугает. Малыш боится смотреть не только в глаза собеседнику, но и на своё собственное отражение в зеркале, категорически не выносит пристального взгляда. Полезно разместить в помещении несколько зеркал на уровне глаз ребёнка и постепенно приучать его к своему отражению. Это удастся не сразу.

Особенности в коммуникативном общении детей с ранним детским аутизмом.

Научившись говорить, «ребёнок дождя» начинает активно повторять услышанные фразы. Это не что иное, как эхолалия. Особенно малыш любит произносить слоганы из рекламных роликов, даже интонацию и тембр закадрового голоса из телевизора воспроизводит в точности! Но при этом не может обратиться с элементарной просьбой или рассказать об увиденном. О себе маленький аутист говорит в третьем лице. И такая привычка сохраняется у него достаточно долго.

У многих детей с синдромом РДА отмечаются нарушения звукопроизношения и темпа речи. Их речь тороплива, смазана и невнятна. Иногда, кажется, что они бубнят что-то себе под нос, совершенно не заботясь о том, чтобы их понял собеседник.

Воспринимая информацию (зрительную, слуховую, тактильную) аутичный ребёнок порой не понимает её смысла, он не способен интерпретировать её применительно к данной конкретной ситуации. Поэтому принять и понять правила, по которым живут все остальные люди, для него бывает чрезвычайно трудно. Попадая в обычное дошкольное учреждение, малыш часто становится изгоем. Воспитатели в один голос начинают твердить, что он «не садовский»: совершенно неуправляем, «не слышит» взрослых, не ведает никаких запретов, не знает приличий, за столом вести себя не умеет, «на горшок» не просится. Но самое ужасное, по мнению таких педагогов то, что он ни с кем не желает общаться, не позволяет к себе притронуться, и если что не по нему, — кричит, визжит, а то и вовсе — кусается.

Да, у ребёнка с синдромом РДА есть свои способы защититься от непонятного и страшного (с их точки зрения!) мира других людей. Этот «чужой» мир с его условностями и нелепыми правилами вызывает у них отторжение. А некоторые люди с их криками, резкими жестами и нелепой мимикой кажутся маленькому аутисту просто ужасными! Поэтому малыш и отгораживается стеной молчания. В детском саду или школе он сидит где-нибудь в уголке и занимается своими «ритуальными» играми. Ребёнок может и вовсе отказаться от устной речи (у него возникает так называемый мутизм), или перестаёт обращать внимание на обращённую речь (сурдомутизм). Но и в том и в другом случае бесцеремонное вторжение в его особый, «инопланетный» мир может вызвать вспышку агрессии. Агрессия подчас бывает направлена и на себя (самоагрессия). Малыш может даже нанести себе увечье. Взрослые в любой ситуации должны проявлять понимание и быть терпимыми. Им необходимо знать, что все эти демонстративные формы протеста у аутиста – такой способ защитить себя.

Да, они такие: за внешней холодностью и отчуждённостью прячется пугливая и ранимая личность с тонкой организацией и нежной душой.

В каком возрасте ребёнку ставят диагноз РДА?

Заключение о том, что у ребёнка аутизм, специалист (детский невролог, невропатолог) может с уверенностью сделать только в 2,5 – 3 года. Но и до этого времени какие-то тревожные признаки нельзя не заметить. У младенца отмечается характерный плач: громкий, немодулированный, крикливый, переходящий в повизгивание. По этому плачу невозможно понять, что малыш хочет: то ли он голоден, то ли у него что-то болит, то ли подгузник мокрый.

До трёх лет ребёнок с синдромом РДА может производить вполне благоприятное впечатление. На его лице – загадочная улыбка, взгляд задумчивый. Кажется, что малыш о чём-то напряжённо размышляет. Он может долго стоять у окна, или бесцельно бродить по комнате («полевое поведение»).

Проблемы в виде страхов, самоизоляции, стереотипии, агрессивности в три-четыре года выходят на первый план. Ребёнок словно сигналит: «Помогите мне!» И в то же время, отгораживается, избегает контактов.

На основании длительного наблюдения и подробного анамнеза врач и может сделать заключение о синдроме РДА.

Позже я опишу как именно диагностируют РДА в 6-9 месяцев.

Запомните одно:

1. чем раньше диагностика, тем проще коррекция.

2. консультация у нескольких спецов.

3. не торопиться гробить детей лекарствами.

4. каждые 3 месяца, начиная с 6-ти месяцев и до 2-х лет консультация у невролога и дефектолога. Каждый год (лучше каждые полгода) до 7-и лет — аналогично. Начиная с 3-х лет обязательно консультация психолога и психиатра — каждый год. Лучше все это проводить платно и у спецов по которым Вы имеете рекомендации. Это ВАШ ребенок, кроме ВАС он никому не нужен и не интересен. Примите это как данность.

Часть 2

Источник:cont.ws

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.