google-site-verification: google21d08411ff346180.html Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию

Март 17th 2014 -

Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию

Глава 3. Коммуникация

Когда я слышу некоторые громкие звуки, например, школьный звонок, я испытываю такую боль, как будто дантист сверлит мне зуб и задевает нерв. Мое сердце при этом начинает усиленно биться.

Т.Грэндин, 1992

3.1. «Негибкий процесс мышления», свойственный людям, страдающим аутизмом

Трудности, с которыми сталкиваются аутичные люди, пытаясь интерпретировать и понять то, что они видят, отражены в главных особенностях аутизма: а именно качественные нарушения в развитии коммуникации, социального взаимодействия и воображения. Давайте сначала рассмотрим проблемы в коммуникации; эхолалия (механическое повторение слов) может служить примером того, что мы понимаем под «качественными нарушениями», когда даем определение аутизма.

3.1.1. «Качественные нарушения»: ЭХОЛАЛИЯ

Будьте осторожны. Характеристика основных особенностей аутизма не должна приобретать абсолютный характер. Эхолалия (механическое повторение слов или предложений, незамедлительное или отсроченное) часто ассоциируется с аутизмом. Действительно, исследования показали, что у многих аутичных детей с вербальной коммуникацией имеются признаки эхолалии. Однако сама по себе эхолалия не является основной характеристикой аутизма. При нормальном развитии речи у всех детей проявляются в некоторой форме эхолалии. И это вполне нормально в определенный период развития.

Кроме этого, эхолалия встречается у детей с нарушением интеллектуальных способностей, но не страдающих аутизмом. Для таких детей эхолалия считается нормальным явлением в определенном психическом возрасте (например, если психический возраст составляет 22 месяца). Таким образом, если эхолалия ассоциируется только с задержкой развития (количественный аспект), то она не считается симптомом аутизма. Только тогда ее можно рассматривать как признак аутизма, если она наблюдается у человека, психический возраст которого превышает приведенный показатель в 22 мес. Если психический возраст аутичного ребенка равен 5 годам, и у него есть эхолалия, это не может считаться нормальным. Именно в таком случае мы имеем дело с «качественным нарушением» развития.

Когда вы будете читать приведенные ниже основные характеристики, наблюдаемые в раннем периоде развития, важно помнить о том, что мы знаем очень мало о первых двух годах жизни аутичного ребенка. Еще меньше информации мы имеем об индивидуальных различиях. Когда аутизм сопровождается умственными нарушениями, описываемые формы поведения начинают развиваться намного позднее. Поэтому не спешите оценивать прочитанное следующим образом: «Но мой сын совсем не такой». В следующих таблицах (таблицы 3.1. и 3.2.) вы найдете характеристики развития, взятые из статьи Л.Маркуса и Л.Ватсона. Для полного понимания этих таблиц рекомендуется прочесть всю статью целиком.

После этого краткого обзора мы попытаемся рассмотреть некоторые наиболее важные характеристики коммуникации аутичных детей в контексте особенностей их познавательного процесса. Как мы можем узнать, что дети испытывают специфические трудности в приобретении коммуникационных навыков и в усвоении значения услышанного ими?

3.1.2. Коммуникация и негибкое мышление

Сравнительные исследования, проведенные П.Менюком и К.Киллом (1985), дали неожиданные результаты. Они сравнивали раннее развитие значения в речи здоровых детей и детей, страдающих аутизмом. (Следует понимать здесь и в других примерах, что речь идет о детях, имеющих специфический уровень развития. Поэтому не следует из этих примеров делать общие выводы и применять их к абсолютно всем аутичным детям). Нами уже отмечалось, что на самых ранних стадиях приобретения языковых навыков обычные дети часто делают ошибки, чрезмерно обобщая понятия. Например, они понимают связь между звуком «стул» и предметом «стул». Однако на короткое время они имеют тенденцию называть диван, табуретку, скамейку словом «стул»

Таблица 3.1. Характеристики нормального развития ребенка в дошкольном возрасте: речь и коммуникация.

Возраст в месяцах Нормальное развитие
2 Издавание гласных звуков, гуление.
6 «Диалоги» в виде издавания гласных звуков или поворачивание в сторону родителей. Появление согласных.
8 Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса. Повторяющиеся слоговые произнесения: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Появляются указывающие жесты.
12 Появление первых слов. Использование лексики с интонацией, похожей на предложение. Язык более часто используется для комментирования окружающей среды. Игра с использованием гласных звуков. Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов и просьб.
18 Словарный запас 3–50 слов. Начинает составлять словосочетания из 2-х слов. Перенесение значений слов (напр., «папа» — обращение ко всем мужчинам). Использование языка для комментариев, прошения объектов и совершения действий. Привлечение внимания.

Старается привлечь внимание людей. Возможны частые эхолалия и имитация.
24 Сочетание от 3 до 5 слов («телеграфная речь»). Задает простые вопросы (напр., «Где папа? Иди?»). Использование слова «это» сопровождается указывающими жестами. Называет себя по имени, но не как «я». Может кратко повторить высказывания. Не может поддержать тему разговора. Речь сфокусирована на настоящее время и место.
36 Словарный запас около 100 слов. Многие грамматические морфемы (мн. ч., прош. вр., предлоги и др.) используются должным образом. Эхолалическое повторение нечасто в этом возрасте. Возрастает использование языка для обозначения «там и тогда». Задает много вопросов, главным образом, для продолжения разговора, чем для получения информации.
48 Использует комплексные структуры предложения. Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию. Будет спрашивать объяснения высказываний. Приспосабливает уровень языка в зависимости от слушателя (напр., упрощает для двухлетнего слушателя).
60 Использует больший комплекс структур. В основном владеет грамматическими структурами. Способен оценивать предложения как грамматические / неграмматические структуры и делать исправления. Развивается понимание шуток и сарказмов, узнает вербальные двусмысленности. Рост способности приспособления языка в соответствии с положением и ролью слушателя.

Таблица 3.2. Раннее развитие при аутизме: речь и коммуникация

Возраст в месяцах Раннее развитие при аутизме
6 Плач тяжело интерпретировать.
8 Ограниченные или необычные гуления (такие как визги или крики). Не имитируют звуки, жесты, выражения.
12 Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением. Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации.
24 Обычно словарный запас менее 15 слов. Слова появляются, затем исчезают. Жесты не развиваются; присутствуют несколько указывающих на объект жестов.
36 Комбинации слов встречаются редко. Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое. Плохой ритм, интонация. Бедная артикуляция примерно у половины говорящих детей. У половины или более детей речь не осмысленная (без понимания значений). Берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадут предмет.
48 Может творчески создать несколько комбинаций из 2–3 слов. Эхолалня остается: может использоваться при коммуникации. Копирует ведущих ТВ передач (рекламу). Произносит просьбы.

Из Ватсон Л., Маркус Л., Диагностика и оценка дошкольников. 1988.

Метки:

Pages: 1 2

Оставьте комментарий!