google-site-verification: google21d08411ff346180.html Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию

Ноябрь 18th 2014 -

4.2.2. О «Негативизме», последовательности и формах социального сознания

Я думаю, мы должны честно признать, что для большинства социальных работников слово «аутизм» несет в себе негативную окраску. Однако, детей, страдающих аутизмом, можно обвинить в негативизме только в тех случая, когда существуют факты, доказывающие, что ребенок действительно отказывается выполнить просьбу при полном понимании, в чем она состоит. Предположение, что человек осознанно принимает решение отказаться, может строиться только на основании наличия высокого уровня социальной включенности, который мы не обнаруживаем людей с тяжелыми нарушениями. Реакция человека, страдающего аутизмом, на предъявленные к нему требования довольно предсказуема и зависит от степени сложности задания, новизны ситуации, личности человека, оказывающего поддержку и других факторов.

Вокруг негативизма существует ряд ошибочных представлений, которые, в первую очередь, вызваны такими причинами, как завышенные ожидания, отсутствие планирования среды, плохая адаптация социального взаимодействия и коммуникации. Именно это мы наблюдаем в традиционной «интегрированной» среде, где нет достаточно хорошего понимания особенностей аутизма. Как только ожидания и задания будут адаптированы к уровню развития ребенка, сразу появляется мотивация и послушание. Подобная адаптация является обязательным условием для формирования «соответствующего» социального поведения.

В сфере социальной работы уже сложилась определенная традиция работы с людьми, имеющими проблемы в коммуникации. Мы сейчас уже имеем представление о «более высоком» и «более низком» видах коммуникации. Речь — самый лучший способ коммуникации, а тем, кто не владеет речью, можно помочь другим «более низким» способом, например, с помощью карточек.

Сейчас мы знаем намного лучше, чем раньше, что развитие игры не произойдет, если мы начнем движение с 5-й скорости. Нельзя приступать сразу к символической игре. Существуют более простые игры, с которых и следует начинать.

Концепции «более высоких» и «более низких» видов социального взаимодействия пока еще не достаточно разработаны, возможно, из-за того, что именно в этой сфере проявляется уникальные особенности аутизма. Как отмечалось выше, другие типы нарушений у детей (нарушение интеллектуальных способностей, слепота, глухота, афазия) не оказывают существенного влияния на их способность к социальному взаимодействию.

Вспомните другую проблему детей с аутизмом — коммуникация. Коммуникацией является то, что мы в основном ассоциируем с речью (которая является высшей формой коммуникации). Социальным взаимодействием является то, что у нас сразу же ассоциируется с высоким уровнем взаимности, взаимодействия. Мы естественно исходим из того, что способность к взаимности присутствует в каждом человеке, даже у людей, страдающих аутизмом, именно к ней мы взываем во всех ситуациях, где участвует группа людей. Но в действительности, это не так очевидно, как нам кажется. Рассмотрим в качестве примера обычную игру, в которой участвуют два человека. Эта игра не предъявляет к участникам слишком высокие социальные требования, необходимо лишь соблюдать несколько правил.

На рисунках 4.2 — 4.6 показано, как при таком социальном взаимодействии можно визуализировать довольно значительную часть информации сделать ее более конкретной. Люди, страдающие аутизмом, имеют возможность увидеть в точности, что они будут делать (бросать шар), где они должны стоять (в круге), как долго будет продолжаться эта игра (на это указывает количество шаров)...

Рис. 4.2: 1. Два человека играют вместе, ведут счет и определяют победителя

Рис. 4.2: 1. Два человека играют вместе, ведут счет и определяют победителя. Эта игра требует высокого уровня социального взаимодействия. Для людей, страдающих аутизмом, этот уровень слишком высок.

Рис. 4.3: 2. Переходим на один уровень ниже: во время совместной игры нужно

Рис. 4.3: 2. Переходим на один уровень ниже: во время совместной игры нужно ждать своей очереди. Два круга на полу объясняют это правило.

рис. 4.4: 3. В этой игре участникам не приходится ждать своей очереди

рис. 4.4: 3. В этой игре участникам не приходится ждать своей очереди, но они должны научиться совместно использовать игровой материал.

Рис. 4.5: 4. Уровень взаимодействия в данной игре еще ниже:

Рис. 4.5: 4. Уровень взаимодействия в данной игре еще ниже: два человека играют параллельно, а не вместе. У каждого имеется свой игровой материал. Рис. 4.6: 5. Данный социальный уровень является достаточно высоким для определенных людей, страдающих аутизмом:

Рис. 4.6: 5. Данный социальный уровень является достаточно высоким для определенных людей, страдающих аутизмом: в поле зрения игрока находится другой человек, играющий поблизости. Они играют в разные игры, но они находятся рядом друг с другом.

Данные рисунки наглядно показывают, насколько важно, особенно при развитии социальных навыков, планировать деятельность поэтапно шаг за шагом.

Метки:

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.