google-site-verification: google21d08411ff346180.html Вербное воскресенье в России | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Вербное воскресенье в России

Март 31st 2018 -

Юон Константин Федорович. Вербный базар на Красной площади. 1916. 35×48.  акварель

Юон Константин Федорович. Вербный базар на Красной площади.
1916. 35×48.  акварель

Вербное воскресение: киевская версия

Позже вайи были заменены нарядными веточками вербы. Их освящали в местной церкви, несли вместе с горящими свечами на богослужение в Софийский собор или в ближайший монастырь, хранили целый год за иконами и вкладывали в руки умерших, чтобы те встретили с ними Христа в день воскресения из мертвых.

Варваров Анатолий Викторович. Весеннее солнце уже рядом. 2007

Варваров Анатолий Викторович. Весеннее солнце уже рядом. 2007

Эти шествия берут свое начало в церемониях киевской учащейся молодежи XVII—XVIII веков, совершавшихся во время особых академических праздников, которые тщетно было бы искать в старых и новых церковных календарях". Однако Анатолий Макаров ссылается на мемуары Климента Фоменко «Киев второй половины XIX века» и на старые путеводители для богомольцев, такие, например, как «Указатель святыни и священных достопамятностей Киева, как в самом городе, так и в его окрестностях для поклонников, посещающих святые места киевские», изданный еще в 1850 году.

«В них сообщается, — пишет исследователь, — что в XVII—XVIII веках вечером накануне общего Вербного воскресенья студенты Киевской коллегии (потом академии) совершали свой крестный ход и отмечали свою особую Вербную субботу.

Чарина Анна. Вербное Воскресение. Двор на Самокатной.

Чарина Анна. Вербное Воскресение. Двор на Самокатной.

Церемония начиналась у Георгиевской церкви в Верхнем городе, где после богослужения студентам раздавали заранее заготовленные вербные веточки. С ними шли они в покои митрополита в Софийском монастыре, владыка слушал их речи на латинском языке, благословлял и отпускал в академию на Подол. По дороге студенты пели стих „Днесь благодать Святага Духа нас собра“.

По прибытии процессии в академию открывались двери „холодной“ церкви монастыря (Богоявленский собор), и участников торжества встречал проповедью с высокой кафедры у левого клироса студент-оратор, хор академии пел концерт „Воспойте людие, благолепно в Сионе“ (Сионом в старину называли Киев), и на этом торжество заканчивалось».

«С этой поры, — пишет Фоменко, — начинались ранние богослужения в „холодной“ Братской церкви. В Великий пяток в сию церковь торжественно переносилась плащаница из теплой церкви. С этого дня в Великой церкви Братства начинались поздние богослужения. Пасхальная заутреня и литургия всегда уже совершались в Великой церкви св. обители».

Посвятивший исследованию «вербной традиции» целое эссе, Анатолий Макаров делает абсолютно верный вывод, что «студенческая Вербная суббота как бы предваряла возобновление прерванных зимними холодами служб в академическом соборе». Увы, этого величественного храма, который был самой значительной доминантой Подола и украшением стольного града на протяжении нескольких веков, уже давно нет. Он разделил судьбу других киевских храмов, взорванных большевиками в безбожные 1930-е годы.

«Академические шествия через весь город, — пишет Анатолий Макаров, — отменил в конце XVIII века митрополит Самуил, тщательно следивший за соблюдением „единообразия“ православной обрядности в Киеве, а попросту говоря, занимался по настоянию царицы Екатерины II обрусительством украинской церкви.

Однако искоренить старый городской обычай ему не удалось. В XIX веке студенты хоть и шли по укороченному маршруту (от семинарии до академии), но сам обряд не потерял еще своей прежней величавой пышности».

Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве

Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве. Кустодиев С.М.
1917 год, Холст, масло. 80 x 93.5 см
Государственный Русский музей

Вот как вспоминал о нем протоиерей и профессор Андрей Лебединцев. «При появлении из алтаря семинарской церкви архимандритов начиналось пение двухорного (семинаристов и академистов. — А. Д.) концерта, по окончании оного читалось Евангелие о торжественном Входе Господнем в Иерусалим, затем следовала просительная ектения. После оной отцы архимандриты брали в руки древесные ветви и в сопровождении массы народа, стоявшего в церкви и на дворе, торжественно направлялись в церковь Братского Богоявленского монастыря при пении семинарским хором тропаря „Днесь благодать Святага Духа нас собра“. По дороге к монастырю торжественная церемония все время увеличивалась, к ней примыкали многие киевляне, так как отцы-архимандриты — оба высокие, статные, стройные, особенно ректор академии (архимандрит Димитрий. — А. Д.) — привлекали многих в процессию сами по себе…

Константин Савицкий — Инок, 1897 г. Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого

Константин Савицкий — Инок, 1897 г. Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого

При входе в Братскую церковь эту процессию встречал академический хор с пением другого концерта. По окончании концерта в Братской церкви произносилась проповедь каким-нибудь из лучших студентов или профессоров. После проповеди в соборе совершалась праздничная всенощная, и на ней уже были раздаваемы освященные древесные ветки всем присутствовавшим в храме.

Вербное Воскресение. Костылев Дмитрий Павлович

Вербное Воскресение. Костылев Дмитрий Павлович

Такие порядки сохраняются в памяти, и они живо сохранились в моей памяти по истечении 50 лет (мемуары были опубликованы в 1900 году. — А. Д.). Сообщаю об этих порядках потому, что они, как мне самому случайно пришлось наблюдать их в один из недавних годов, значительно изменились сравнительно с прежними… Проездом натолкнулся я на кучу народа, загородившего мне дорогу. Остановившись, я не мог сразу понять, что это за народ и чего он здесь. Но присмотревшись, я узрел среди толпы священника с несколькими юношами, вероятно певцами-семинаристами. Пение их было столь слабое, что я едва мог расслышать его. Несшие кресты и хоругви не видны были: должно быть, они как упредившие скрылись уже из глаз моих за памятник над источником Самсона. Вот и вся картина торжественной процессии по случаю празднования торжественного входа Господня в Иерусалим».

Метки: ,

Pages: 1 2

Комментариев к записи: 2 “Вербное воскресенье в России”


  1. IneseMeksnade сказал:

    Да многие кричали Осана, а потом Распни.

    Как и в данное время, сначала Осана кричим некоторым священникам, а потом Распни


  2. Вадим Весенин сказал:

    Наступила Вербная Неделя*

    Что-то пробуждаются в душе

    Затаив дыхание не смею

    В голос помолиться о судьбе

    Только губы шевелят словами

    Я боюсь надежды миг вспугнуть

    Вот Он появляется пред нами

    Как же долог был тернистый путь

    Вот народ к нему простер ладони

    Господи, спаси и сохрани

    Нас так долго мучали тревоги

    Знали мы, ты должен к нам придти

    Глядя на измученные лица

    Что как солнце озарил восторг

    Он им молвил, час пришел явится

    А земле принять свое зерно

    Ныне суд над миром происходит

    К вам пришед, я истинно скажу

    Всех люблю а дьявол пусть уходит

    Я умру за вас и тем — спасу!

    И пророка чтя из Назарета

    Пальмы ветви падают пред ним

    Вот оно — пророчество Завета —

    Он вошел в святой Иерусалим...

    И под ликование народа

    Вера укрепляется его

    Он один из них, того же рода,

    Избранный погибнуть за него

    Но того еще никто не знает

    Сколько мук ему и сколько бед

    Уготовано принять каких страданий

    Чтобы Ветхий, — Новым стал Завет...

    Дай же Бог, чтоб силою святою

    Все суметь пройти и пережить

    Выше Тьмы возвыситься душою

    В силу Света Веру сохранить

    Знаю я, что через все невзгоды

    С верою в Него мы победим

    Силы Зла и пусть уходят годы

    Нашей Веры Дух — неодолим!

    Наступила Вербная Неделя*

    Что-то пробуждаются во мне

    И все крепче я с надеждой верю

    Царство Бога будет на земле!..

    * Неделя — принятое в церковном календаре название воскресного дня.