google-site-verification: google21d08411ff346180.html Вербное воскресенье в России | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Вербное воскресенье в России

Апрель 24th 2016 -

Шварц В.Г.  Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. 1865. Государственный Русский музей

Шварц В.Г.  Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти.
1865. Государственный Русский музей

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».
В Вербное воскресенье облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. Во времена, давно забытые, варили и ели в этот день вербную кашу с вербными серёжками (почками).

С. Блонская. «Девочки. Вербное воскресенье»,  181х187, 1900.

С. Блонская. «Девочки. Вербное воскресенье»,  181×187, 1900.

В допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти» — обряд, заимствованный из византийской традиции. После праздничной службы во Входоиерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В ряде русских городов вплоть до 1678 г. также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. В 1697 г. обряд был упразднен.

Юон Константин Федорович. Вербный базар на Красной площади

Юон Константин Федорович. Вербный базар на Красной площади.
1916. 35×48.  акварель

Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве. Кустодиев С.М.

Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве. Кустодиев С.М.
1917 год, Холст, масло. 80 x 93.5 см
Государственный Русский музей

«Воскресенье за неделю до Пасхи называется Вербным, да и вся неделя — Вербной, — сообщал Олекса Воропай. — Посеянное в Вербную неделю, по народным поверьям, будет лыковатым, как верба. Даже буряк вырастет не сладким, а горьким». Именно поэтому в этот день киевляне, как, впрочем, и все иные благочестивые христиане, посевными работами не занимались. В Вербное воскресенье святили за много веков до нас, да и поныне святят вербу. С утра на воскресное богослужение в храм сходятся все — и стар и млад: «Грех не пойти в церковь, когда святят вербу». Когда кончится служба и священник окропит ветки святой водой, дети стараются поскорее найти и проглотить по нескольку «котиков» — «чтобы горло не болело». Был когда-то в Украине обычай носить свяченую вербу от церкви к церкви. Хозяева, возвращаясь из церкви со свяченой вербой, в дом не заходили, а сразу же сажали на огороде по нескольку веточек, «чтобы росла Богу на славу, а нам, людям, на пользу», а оставшуюся несли в дом, ставили под святыми образами и бережно сохраняли…

Того, кто проспал заутреню, били в тот день свяченой вербой, приговаривая:

«Не я б'ю — верба б'є,
За тиждень Великдень,
Недалечко червоне яєчко!».

В Бельгии и поныне в Вербное воскресенье крестьяне втыкают ветки вербы по краям поля, надеясь при этом, что оно будет надежно защищено от всяческих напастей. Этот же обычай существует и в Австрии, в частности на околицах города Земмеринг. Вероятно, посадка вербы в Вербное воскресенье у нас в Украине также имела «очищающий» характер; во всяком случае, целью было защитить землю от потенциального вреда. Обычай этот, вероятно, пришел еще из языческих времен с их обширным пантеоном добрых и злых духов.

Парни и девушки стегали друг друга свяченой вербой по дороге из церкви домой, приговаривая:

«Будь великий, як верба,
А здоровий, як вода,
А багатий, як земля!».

Иногда приговаривали еще и так:

«Шутка б'є — не я б'ю,
Віднині за тиждень
Буде в нас Великдень!».

Интересно, что была в календаре предков Вербная или Лазарева суббота. Собственно, она и сейчас именуется так в церковных календарях. Посвящена суббота чуду воскрешения Христом Лазаря. Этот день в Киеве был большим праздником для всех детей. Во время церковного обхода на вечерней службе дети носили вербу; тот, у кого оказывался самый длинный прутик вербы, становился счастливчиком, которому по-доброму завидовали сверстники. У Александра Терещенко есть интересные сведения о том, как воспитанники духовных школ — бурсаки — принимали в походах с вербой живейшее участие. Воспользуемся примечательными сведениями, приведенными известным исследователем Анатолием Макаровым в его книге «Малая энциклопедия киевской старины». Материал, приведенный автором, весьма обширен, и я позволю себе несколько его сократить. Итак: «В старой Украине и в Киеве Вербная суббота была отмечена особыми обрядами, имевшими глубокий символический смысл. В вечер Лазаревой субботы в церквах освящались листья папоротника („вайи“), напоминавшие те пальмовые ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Христа, видя в нем воплощенного Мессию.

Вербное воскресение: киевская версия

Позже вайи были заменены нарядными веточками вербы. Их освящали в местной церкви, несли вместе с горящими свечами на богослужение в Софийский собор или в ближайший монастырь, хранили целый год за иконами и вкладывали в руки умерших, чтобы те встретили с ними Христа в день воскресения из мертвых.

Эти шествия берут свое начало в церемониях киевской учащейся молодежи XVII—XVIII веков, совершавшихся во время особых академических праздников, которые тщетно было бы искать в старых и новых церковных календарях». Однако Анатолий Макаров ссылается на мемуары Климента Фоменко «Киев второй половины XIX века» и на старые путеводители для богомольцев, такие, например, как «Указатель святыни и священных достопамятностей Киева, как в самом городе, так и в его окрестностях для поклонников, посещающих святые места киевские», изданный еще в 1850 году.

«В них сообщается, — пишет исследователь, — что в XVII—XVIII веках вечером накануне общего Вербного воскресенья студенты Киевской коллегии (потом академии) совершали свой крестный ход и отмечали свою особую Вербную субботу.

Церемония начиналась у Георгиевской церкви в Верхнем городе, где после богослужения студентам раздавали заранее заготовленные вербные веточки. С ними шли они в покои митрополита в Софийском монастыре, владыка слушал их речи на латинском языке, благословлял и отпускал в академию на Подол. По дороге студенты пели стих „Днесь благодать Святага Духа нас собра“.

По прибытии процессии в академию открывались двери „холодной“ церкви монастыря (Богоявленский собор), и участников торжества встречал проповедью с высокой кафедры у левого клироса студент-оратор, хор академии пел концерт „Воспойте людие, благолепно в Сионе“ (Сионом в старину называли Киев), и на этом торжество заканчивалось».

«С этой поры, — пишет Фоменко, — начинались ранние богослужения в „холодной“ Братской церкви. В Великий пяток в сию церковь торжественно переносилась плащаница из теплой церкви. С этого дня в Великой церкви Братства начинались поздние богослужения. Пасхальная заутреня и литургия всегда уже совершались в Великой церкви св. обители».

Посвятивший исследованию «вербной традиции» целое эссе, Анатолий Макаров делает абсолютно верный вывод, что «студенческая Вербная суббота как бы предваряла возобновление прерванных зимними холодами служб в академическом соборе». Увы, этого величественного храма, который был самой значительной доминантой Подола и украшением стольного града на протяжении нескольких веков, уже давно нет. Он разделил судьбу других киевских храмов, взорванных большевиками в безбожные 1930-е годы.

«Академические шествия через весь город, — пишет Анатолий Макаров, — отменил в конце XVIII века митрополит Самуил, тщательно следивший за соблюдением „единообразия“ православной обрядности в Киеве, а попросту говоря, занимался по настоянию царицы Екатерины II обрусительством украинской церкви.

Однако искоренить старый городской обычай ему не удалось. В XIX веке студенты хоть и шли по укороченному маршруту (от семинарии до академии), но сам обряд не потерял еще своей прежней величавой пышности».

Вот как вспоминал о нем протоиерей и профессор Андрей Лебединцев. «При появлении из алтаря семинарской церкви архимандритов начиналось пение двухорного (семинаристов и академистов. — А. Д.) концерта, по окончании оного читалось Евангелие о торжественном Входе Господнем в Иерусалим, затем следовала просительная ектения. После оной отцы архимандриты брали в руки древесные ветви и в сопровождении массы народа, стоявшего в церкви и на дворе, торжественно направлялись в церковь Братского Богоявленского монастыря при пении семинарским хором тропаря „Днесь благодать Святага Духа нас собра“. По дороге к монастырю торжественная церемония все время увеличивалась, к ней примыкали многие киевляне, так как отцы-архимандриты — оба высокие, статные, стройные, особенно ректор академии (архимандрит Димитрий. — А. Д.) — привлекали многих в процессию сами по себе…

При входе в Братскую церковь эту процессию встречал академический хор с пением другого концерта. По окончании концерта в Братской церкви произносилась проповедь каким-нибудь из лучших студентов или профессоров. После проповеди в соборе совершалась праздничная всенощная, и на ней уже были раздаваемы освященные древесные ветки всем присутствовавшим в храме.

Такие порядки сохраняются в памяти, и они живо сохранились в моей памяти по истечении 50 лет (мемуары были опубликованы в 1900 году. — А. Д.). Сообщаю об этих порядках потому, что они, как мне самому случайно пришлось наблюдать их в один из недавних годов, значительно изменились сравнительно с прежними… Проездом натолкнулся я на кучу народа, загородившего мне дорогу. Остановившись, я не мог сразу понять, что это за народ и чего он здесь. Но присмотревшись, я узрел среди толпы священника с несколькими юношами, вероятно певцами-семинаристами. Пение их было столь слабое, что я едва мог расслышать его. Несшие кресты и хоругви не видны были: должно быть, они как упредившие скрылись уже из глаз моих за памятник над источником Самсона. Вот и вся картина торжественной процессии по случаю празднования торжественного входа Господня в Иерусалим».

Комментариев к записи: 2 “Вербное воскресенье в России”


  1. IneseMeksnade сказал:

    Да многие кричали Осана, а потом Распни.

    Как и в данное время, сначала Осана кричим некоторым священникам, а потом Распни


  2. Вадим Весенин сказал:

    Наступила Вербная Неделя*

    Что-то пробуждаются в душе

    Затаив дыхание не смею

    В голос помолиться о судьбе

    Только губы шевелят словами

    Я боюсь надежды миг вспугнуть

    Вот Он появляется пред нами

    Как же долог был тернистый путь

    Вот народ к нему простер ладони

    Господи, спаси и сохрани

    Нас так долго мучали тревоги

    Знали мы, ты должен к нам придти

    Глядя на измученные лица

    Что как солнце озарил восторг

    Он им молвил, час пришел явится

    А земле принять свое зерно

    Ныне суд над миром происходит

    К вам пришед, я истинно скажу

    Всех люблю а дьявол пусть уходит

    Я умру за вас и тем — спасу!

    И пророка чтя из Назарета

    Пальмы ветви падают пред ним

    Вот оно — пророчество Завета —

    Он вошел в святой Иерусалим...

    И под ликование народа

    Вера укрепляется его

    Он один из них, того же рода,

    Избранный погибнуть за него

    Но того еще никто не знает

    Сколько мук ему и сколько бед

    Уготовано принять каких страданий

    Чтобы Ветхий, — Новым стал Завет...

    Дай же Бог, чтоб силою святою

    Все суметь пройти и пережить

    Выше Тьмы возвыситься душою

    В силу Света Веру сохранить

    Знаю я, что через все невзгоды

    С верою в Него мы победим

    Силы Зла и пусть уходят годы

    Нашей Веры Дух — неодолим!

    Наступила Вербная Неделя*

    Что-то пробуждаются во мне

    И все крепче я с надеждой верю

    Царство Бога будет на земле!..

    * Неделя — принятое в церковном календаре название воскресного дня.

Навес для машины из поликарбоната spektr-teplic.ru.