google-site-verification: google21d08411ff346180.html Вход в Иерусалим | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Вход в Иерусалим

Март 13th 2010 -

Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим

Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим имеет важное значение; об этом свидетельствует и то, что о нем сообщает каждый из четырех евангелистов (Мф.21:1-11, Мр.11:1-11, Лк.19:29-44, Ин.12:12-19).

Самый день, избранный Христом для входа в Иерусалим, уже прообраз: он свидетельствует об искупительной жертве. «Надобно отметить день, – указывает св. Амвросий Медиоланский, – в который вошел Иисус Христос в Иерусалим. Это был девятый день месяца, когда выбирался агнец пасхальный, которого израильтяне закалывали в четырнадцатый день месяца. Следовательно, Христос, истинный Агнец, который должен был принять распятие в пятницу, вошел в Иерусалим в тот день, когда выбирался жертвенный агнец».

Проповедь в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим). Протоиерей Валентин Амфитеатров

Беседа на Вход Господень в Иерусалим. Святитель Иоанн Златоуст

Слово въ недѣлю Ваій. Архіеп. Арсеній (Брянцевъ)

Евангелисты рассказывают о событии, имевшем место в последнее воскресенье перед Пасхой, которую иначе называли неделей Ваий – пальмовых ветвей. В России пальмовые ветви заменила верба, и потому воскресенье Входа Христа в Иерусалим называется Вербным воскресеньем.

То, что Спаситель въезжает в город «на белом осляти», предсказано пророком Захарией:
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9). Алый плащ, наброшенный на спину осла, напоминает о церемониях императорских триумфов. К триумфальным шествиям восходит и мотив одежд, бросаемых под копыта, и размахивание пальмовыми ветвями в честь победителя. Точно так же поступил народ, когда после одной очень важной победы в Иерусалим въезжал Симон Маккавей (1 Макк. 13:51). Кого же победил Христос, что удостоился такой славы? За что народ воздает Ему такие почести? Последним чудом, явленным Христом, было воскрешение Лазаря, вследствие чего многие стекались к нему и уверовали.

Вход в Иерусалим
Из Праздничного ряда иконостаса Софийского собора в Новгороде. XIV в.

Может быть, пальмовыми листьями выражалось и то, что прославляемый есть Существо небесное и свыше пришедшее. Только пальма достигает, так сказать, самого неба, на высоте пускает листья.

Как же объяснить то, что Иисус в качестве средства передвижения выбрал себе осла и ослицу? Обойдя пешком всю Галилею и Иудею, при переходе из Вифании в Иерусалим (порядка трех километров) Господь, без сомнения, не нуждался в подъяремнике. Здесь имеется особый смысл.

Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим. Середина XII в. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Италия

Кроме исполнения пророчества, это означает, что Он покорит Себе новый, неочищенный и необузданный народ язычников. Как мы знаем из Евангелия, осленок был привязан и имел хозяев; но посланными, то есть «апостолами», отвязывается. Приводят осленка из некоторого «селения», чтобы мы знали, что народ языческий был в большой простоте и невежестве. Народ этот никогда не подчинялся ни Моисееву учению, ни пророческому, он был «необученный осленок».
Осел и ослица были привязаны узами своих грехов. Разрешить были посланы двое – Павел к язычникам, а Петр к иудеям. И доныне двое разрешают нас от грехов – Апостол и Евангелие.

Интересно то, что на иконах «Входа...» встречается три разных положения Сидящего: основное — в повороте к молящемуся, обратное, как на этой иконе и верхом, что является неверным, т.к. подразумевается царственное восседание, как на престоле.

У пророков был, можно сказать, обычай, который мы часто встречаем в Ветхом Завете. Когда слова уже не действовали, когда люди отказывались воспринимать и понимать устную весть, пророки прибегали к драматическому действию, которое производило неизгладимое впечатление на каждого. Примеры таких драматических действий находим мы в 3 Цар.11,29-31; Иер.13,1-11; 27,1-11; Иез.4,1-3; 5,1-4. И именно таковое замыслил Иисус. Он решил въехать в Иерусалим так, чтобы все видели, что Он – Мессия, Помазанный Богом Царь. Отметим несколько моментов в связи с въездом Иисуса в Иерусалим.

Этот въезд был тщательно запланирован: он не был каким-то импульсивным поступком. Иисус послал учеников за ослом, а Бог подготовил хозяев, для которых было достаточно слов: «Он надобен Господу», чтобы отдать осла ученикам.
Этот въезд был также блестящим вызовом и свидетельством о беспримерном мужестве Иисуса. Христос, за голову Которого установлена награда (Ин.11:57), Который поставлен вне закона, въезжает в город таким образом, чтобы на Него было обращено всеобщее внимание. При таких обстоятельствах было естественным, если бы Иисус, коль скоро Он вообще должен был пойти в Иерусалим, проскользнул бы туда незамеченным и скрывался где-то в глухих отдаленных кварталах. Но Он въехал в Иерусалим, открыто предъявив Свои права называться Царем Иудейским, а также окончательно подтвердив пророчество Захарии. Но и в этом акте Иисус подчеркивал, Царем какого Царства Он претендует быть.
В Палестине осел считался благородным животным. Лишь на войне цари появлялись на конях; когда же цари являлись с миром, они ехали верхом на осле. И Иисус въезжал в Иерусалим как царь любви и мира, а не как победоносный герой, которого, собственно, ожидала толпа.

Этот въезд был последним воззванием к народу. Иисус явился как бы с умоляюще протянутыми руками, говоря: «Разве вы и теперь не признаете во Мне вашего царя?» Пока человеческая ненависть еще не распяла Его, Он еще раз обратился к людям с призывом любви.

Блаж. Феофилакт на ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ:

«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: подите в селение, которое прямо пред вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязавши приведите ко Мне; и если кто скажет сам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное чрез пророка, который говорит: скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной (Ис. 62, 11. Захарии 9, 9). Господь воссел на осла не по какой-либо другой нужде, а единственно для того, чтобы исполнить пророчество и вместе чтобы показать нам, как скромно нужно ездить, ибо Он ехал не на лошади, а скромно на осленке. Пророчество Он исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников. Осел и ослица были привязаны узами своих грехов. Разрешить были посланы двое — Павел к язычникам, а Петр к обрезанным, то есть иудеям. И доныне двое разрешают нас от грехов — Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в первое пришествие Свое Он явился не судить мир, но спасти. Другие цари евреев были хищны и не справедливы, Христос же — царь кроткий.»
Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус, привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.
Лука и Марк говорят только об осленке, а Матфей — об ослице и осленке. Между ними нет противоречия, ибо когда повели осленка, за ним последовала и мать его. Иисус воссел на них, то есть не на двух животных, но на одежды. Или: сначала Он сидел на осле, а потом на осленке, так как сперва Он пребывал в иудейской синагоге, а потом избрал народ верный из язычников.
Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! Что касается прямого, исторического смысла, то постилание одежд выражает великую честь, а ношение срезанных ветвей — проявление торжества. В смысле же таинственном так понимай: Господь воссел, когда апостолы подослали Ему одежды свои, то есть добродетели. Если душа не украшена апостольскими добродетелями, Господь не воссядет на нее. Предшествовавшие — это пророки, жившие до воплощения Христова, а сопровождающие — это жившие после воплощения мученики и учители. Они подстилают Христу свои одежды, то есть плоть покоряют духу, так как тело и есть одежда, покров души. Они разостлали тела свои на пути, то есть во Христе. «Я есмь путь», — говорит Он. Кто не постелет плоть свою, то есть не уничижит ея, пребывая на пути, во Христе, а уклонится в ересь, на того не воссядет Господь. «Осанна» — по словам одних, означает «песнь» или «псалом», а, по словам других, что вернее, — «спаси» нас. Господь называется Грядущим, ибо Его пришествия ожидали евреи. Так и Иоанн говорит: «Ты ли Грядущий?», то есть Тот, пришествия которого ожидают. Кроме того, Господь называется Грядущим и потому, что каждый день можно ожидать Его второго пришествия. Посему каждый из нас должен ожидать кончины века, пришествия Господня, и приготовляться к этому."

Метки: ,

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.

ковролин офисный