google-site-verification: google21d08411ff346180.html Собор преподобных отцов Киево-Печерских | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Собор преподобных отцов Киево-Печерских

Октябрь 10th 2010 -

Общая память Собора всех преподобных Киево-Печерских совершается во 2-ю Неделю Великого поста.
Общая память Собора всех преподобных, почивающих в Ближних пещерах совершается 28 сентября ст. ст.
Общая па
мять Собора всех преподобных, почивающих в Дальних пещерах совершается 28 августа ст. ст.


Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов — праздник Русской православной церкви в честь святых, связанных с Киево-Печерской лаврой (объединяет святых из двух Соборов: преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер. Празднование Собору совершается во вторую неделю (воскресение) Великого поста.

Киевские святые как местночтимые были прославлены в 1643 году митрополитом Петром (Могилой). По его поручению протосинкелл Константинопольского патриархата Мелетий Сириг написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим».

В XVIII веке был поднят вопрос об общецерковном почитании киевских святых. Святейший Правительствующий Синод в 1762 году своим указом (это решение было подтверждено указами 1775 и 1784 годов) разрешил включать в общецерковные месяцесловы имена киевских святых и печать им службы в месячных Минеях.

Однако указ Синода не был в полной мере реализован — имена киевских святых не попали в нормативные месяцесловы, печатавшиеся в Типиконе и Следованной Псалтири. Имена киевских святых попали в месяцесловы иерейского Молитвослова, Требника (преимущество отдавалось святым службы которым были опубликованы в Минее Киевской).

Киево-Печерская Лавра, первый монастырь на Руси, была основана прп. Антонием Киево-Печерским в начале ХI в. Ныне в ней почивают нетленно мощи десятков святых иноков-учеников и сподвижников прп. Антония. Преподобные отцы Киево-Печерской Лавры — покровители монашествующих и помощники всем православным христианам в скорбях и обстояниях. К ним прибегают за исцелением в тяжелых недугах, за помощью во время голода и бедствий, за защитой в борьбе со страстями, за поддержкой в различных делах. Божьей милостью наш храм обрел святыню — крест-мощевик с частицами мощей 12 угодников Божиих.

Православная традиция называет чудеса преодолением законов бытия. В жизни Лавры такое происходило часто, да и сейчас случается то или иное чудо.

Многие чудеса неразрывно связаны с подвижниками обители. Так, в труде иеромонаха Афанасия Кальнофойского, изданном в 1638 году под названием «Тератургима», рассказано о 64 чудесах, бывших от мощей. Например: «Лета 1621 князь Павел Курцевич такой больной на глаза, что не только ничего не видел, но от тяжелой болезни еле ходить с поддержкой мог, пришел в Печерский монастырь… Увидела братия святой обители, как он страдает, пожалела его и сказала ему: «Господин Курцевич, эта святая Лавра является чудотворной, и многие из тех, кто с верой приходили сюда, молитвами преподобных отцов наших Антония и Феодосия получали исцеление. И ты тоже (хотя и не православной нашей, а латинской веры) попроси иерея, чтобы на утро отслужил в пещере преподобного Антония службу. Ты, послушав святую Литургию, от креста святого Марка пещерного, что на раке с мощами его лежит, водой святой глаза с верой промыв, исцеление по молитвам святого (а многих силою Христовою исцеляет), надеемся, получишь». Тот все исполнил, приложился к святым мощам и ушел. «И немедленно в то же время прекратилась его болезнь… И так с тех пор зрение вернулось к нему и он уздоровился».

***

Есть истории и весьма поучительные. Один из келейников католического епископа в 1628 году, будучи в пещерах, стал ругать святые мощи, таскал их за волосы и говорил: «Не эти святые, но Русь мертвые засушила тела, чтобы обманывать тех, кто приходит». Когда вышел из пещеры, сел на своего коня и поехал в путь вместе с господином своим епископом. И только вышли из монастыря — конь его пал с ним и поломал передние ноги, да так, что там и сдох. Сам же келейник весьма разбился. Потом еще много зла случилось с ним, пока вскоре, в том же году был убит».

***

Повесть временных лет на глаголице

В истории монастыря сохранилось свидетельство об одном случае, который произошел в 1463 году. На праздник Пасхи, зайдя, как обычно, в пещеры, монах-смотритель вместе с двумя помощниками остановился в проходе и, отдавая дань уважения покоящимся тут останкам, громко произнес:

— Христос воскрес, святые отцы и братия!

В ответ на это приветствие стены пещер отозвались десятками голосов, которые громогласно, как один человек, воскликнули:

— Воистину воскрес Христос!

Глас повторился трижды. В пещерах в ту пору не было никого, поэтому смотрителю и его спутникам, находившимся в тот момент в ясном уме, стало очевидно, что произошло чудо. Монаха звали Дионисий по прозвищу Щепа.

Святой стал одним из последних иноков Печерской обители, кто окончил свой жизненный путь в подземелье. После Дионисия мы практически не знаем людей, которые подвизались бы в пещерах. О нем практически ничего не известно. Согласно преданиям Лавры, он был священником. Свое прозвище получил из‑за невероятной худобы. Земную жизнь Щепа окончил затворником в одной из подземных келий.

Особые испытания предстояло пройти обители в XVII веке, когда она стала одним из немногих монастырей Украины, не перешедших под юрисдикцию униатов. Это было время жестокой борьбы за веру, и монахи вышли из этой борьбы победителями.

Первый раз вооруженные отряды сторонников унии подошли под стены обители в 1596 году. Король успел издать указ о переходе монастыря в руки униатов, и монахам осталось лишь покинуть родную обитель. Инокам во главе с архимандритом Никифором Туром пришлось даже осваивать азы военного дела и вместе с православными киевлянами в буквальном смысле отражать атаки неприятеля. Вторая попытка униатов овладеть монастырем в 1598 году была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой свои обширные имения.

При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре работала основанная в 1616 году типография. Вокруг нее объединялись известные писатели, ученые-богословы, художники, в частности Павел Беринда, Захария Копыстенский, Петр Могила, Иннокентий Гизель, Александр и Антоний Тарасевичи. Здесь вышли в свет роскошно оправленные и украшенные гравюрами жития святых, Евангелия, акафисты, Псалтыри, буквари, календари, произведения по истории Церкви. В 1631 году митрополит Петр Могила открыл здесь школу, которая впоследствии была соединена с братским училищем, что послужило началом Киево-Могилянской коллегии.

***

Киево-Печерская Лавра много раз терпела различные напасти. Так, через полвека после кончины знаменитого Илии Муромца татаро-монголы вторглись в пределы русских земель. Князья, увлеченные борьбой друг с другом, не смогли им противостоять, и в 1240 году Киев и Лавра были разрушены.

Казалось, монастырю пришел конец, ведь храмы сожжены, а почти все монахи убиты. Но нет! Постепенно вновь возродилась здесь жизнь, вновь собрались рассеянные по земле братья, пришли и новые люди.

Были в истории Лавры времена расцвета, были времена упадка. Но даже в тяжкие годы здесь всегда находилось место монашескому подвигу, начало которому почти тысячу лет назад положил монах по имени Антоний

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.