google-site-verification: google21d08411ff346180.html Празднество въ честь Пресвятой Владычицы Богородицы въ пятницу Святой Пасхи | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Празднество въ честь Пресвятой Владычицы Богородицы въ пятницу Святой Пасхи

Май 5th 2016 -

Икона Божией Матери "Живоносный источник"

Въ пятокъ Свѣтлой седмицы православная Церковь Христова совершаетъ празднество въ честь Пресвятой Богородицы «Живопріемный источникъ».

Прославляемый источникъ, обыкновенно называемый «Живоноснымъ», находится вблизи г. Константинополя, на разстояніи версты отъ городской стѣны, за Адріанопольскими вратами, и въ ряду остатковъ христіанской древности въ Константинополѣ составляетъ доселѣ великую святыню, съ благоговѣніемъ посѣщаемую вѣрующими и въ частности паломниками Востока. Въ особой на пятницу Пасхи службѣ церковный Живоносный источникъ прославляется какъ «приснотекущій источникъ благодати» (сѣдаленъ, кан. 3 п.), многоразлично являемый вѣрующимъ по мощному и благому ходатайству Пресвятой Госпожи Владычицы Богородицы. «Здравія ищущіи притеците къ источнику: Отроковица бо Дѣва жительствуетъ при водѣ» (кан. 9 п. 3 троп.) или «Струи исцѣленій источаеши, Дѣво, притекающимъ источнику Твоему всегда, Богоневѣсто» (3 стихира въ четвергъ вечери св. седмицы и мн. др.). Этими и многими подобными пѣснопѣніями приводя на память вѣрующимъ многочисленныя чудесныя знаменія Божіей благодати, въ минувшія времена явленной при Живоносномъ источникѣ, святая православная Церковь призываетъ чадъ своихъ достойно возвеличить и прославить Пресвятую Дѣву Богородицу. Въ виду этого церковнаго празднества приведемъ на память примѣчательную исторію происхожденія и послѣдующія судьбы славнаго чудесными исцѣленіями священнаго источника и затѣмъ представимъ высокое значеніе его по отношенію къ нему вѣрующихъ и по пѣснопѣніямъ православной Церкви.

По сказанію «синаксаря на Пресвятую Госпожу Владычицу Богородицу Живопріемный источникъ, въ пятокъ свѣтлыя седмицы», Живоносный источникъ открытъ простымъ воиномъ Львомъ Макелломъ, впослѣдствіи византійскимъ императоромъ, извѣстнымъ подъ именемъ Льва Великаго. Однажды проходя чрезъ лѣсистое и дикое мѣсто вблизи Константинополя, благочестивый воинъ Левъ неожиданно встрѣтилъ слѣпца, который уже долгое время блуждалъ здѣсь по непроходимымъ мѣстамъ, не зная куда идти. Сострадательный Левъ взялъ слѣпца за руку и вывелъ его на тропинку; но слѣпецъ, отъ великаго утомленія и чрезмѣрнаго дневного зноя изнуряемый сильнѣйшей жаждой, такъ изнемогъ, что не имѣлъ болѣе силъ стоять на ногахъ, почему умилительно просилъ своего благодѣтеля отвести его подъ какую-нибудь тѣнь для отдыха и дать ему воды. Тогда, оставивши жаждущаго слѣпца на тропинкѣ отдыхать, Левъ началъ обходить это болотистое мѣсто, ища сколько-нибудь воды для прохлажденія и освѣженія слѣпца. Но тщетны были всѣ его поиски. И вотъ среди раздумья, гдѣ бы достать воды для своего случайнаго путника, Левъ вдругъ услышалъ чудный голосъ, говорившій ему: «не трудись, Левъ, искать воды далеко: она близко отъ тебя — здѣсь!» Устрашенный невѣдомымъ голосомъ, воинъ Левъ началъ осматривать окружающую мѣстность и уже усталый опять ходилъ туда и сюда, чтобы отыскать указанную воду; но, не нашедши ея, съ печалью остановился. Тогда онъ снова услышалъ голосъ: «Левъ царь, войди внутрь этой густой тѣнистой рощи, возьми своими руками отъ этой мутной воды, которую найдешь тамъ, и утоли жажду немошнаго слѣпца, а тину отъ источника возложи на помраченныя очи его. И ты тотчасъ узнаешь — кто — Я, давняя обитательница этого мѣста, и ты при помощи Моей не умедлишь соорудить на этомъ же мѣстѣ во имя Мое храмъ, въ которомъ приходящіе сюда и съ вѣрою призывающіе имя Мое будутъ получать исполненіе своихъ прошеній и совершенное исцѣленіе отъ болѣзней». — То былъ чудный голосъ Божіей Матери, всегдашней и усердной Заступницы и Помощницы бѣдствующихъ. Съ благоговѣніемъ воинъ Левъ тотчасъ поспѣшилъ на указанное мѣсто и, сперва взявши тины отъ родника, приложилъ ее къ глазамъ слѣпого, потомъ, взявши воды, далъ ее полумертвому слѣпцу, и послѣдній тотчасъ же освѣжился. Но какъ скоро слѣпецъ оросилъ водою и глаза свои, онъ вдругъ прозрѣлъ и, не требуя уже проводника, одинъ пришелъ въ городъ, проповѣдуя чудеса Богоматери. Это дивное знаменіе случилось въ 450 году по Р. Хр. въ царствованіе Маркіана и должно было напомнить вѣрующимъ о благодати Божіей, съ древнихъ временъ проявлявшейся при томъ источникѣ, такъ какъ онъ, кругомъ заросшій кипарисомъ, платанами и кустарниками и вслѣдствіе накопившейся тины почти не струившійся, къ тому времени видимо былъ преданъ забвенію, вѣроятно, вслѣдствіе тяжелыхъ обстоятельствъ существованія юной греческой Церкви.

По прореченію Богоматери Левъ Макеллъ со временемъ дѣйствительно сдѣлался византійскимъ царемъ (457-473 гг.) и надъ чудотворнымъ источникомъ, очищеннымъ имъ отъ наносной земли и сору, устроилъ благолѣпный храмъ въ честь Пресвятыя Владычицы Богородицы и назвалъ его храмомъ Живопріемнаго или Живоноснаго источника1, потому что его осѣняла чудодѣйственная благодать Божьей Матери. Многочисленныя чудесныя исцѣленія различныхъ больныхъ, притекавшихъ съ вѣрою и молитвами къ этому священному источнику, послужила къ великому прославленію и извѣстности его въ Церкви восточной, особенно же со времени чудеснаго здѣсь, по указанію Богоматери, исцѣленія императора Юстиніана отъ продолжительной и тяжкой болѣзни каменной. Въ изъявленіе невыразимой своей благодарности Пресвятой Богоматери набожный императоръ, любитель церковнаго зодчества, присоединилъ къ храму Льва Великаго новый, имъ воздвигнутый, величественный и богатѣйшій храмъ и устроилъ при немъ обширный монастырь. Славный въ теченіе многихъ столѣтій храмъ Юстиніановъ, вмѣщавшій въ своихъ стѣнахъ благодатный источникъ, не разъ испытывалъ на себѣ тягостные удары превратной судьбы. Нерѣдкія въ Константинополѣ землетрясенія сильно угрожали цѣлости этого храма; во время же бывшаго въ IX вѣкѣ ужаснаго землетрясенія не избѣжалъ онъ разрушенія во многихъ своихъ частяхъ. Византійскіе императоры — Василій Македонянинъ (867-886 гг.) и сынъ его Левъ Мудрый (886-912 гг.) возсоздали изъ полуразвалинъ Юстиніановъ храмъ, возведя его на степень прежняго величія и благолѣпія, причемъ первый изъ нихъ перенесъ сюда лѣтній дворецъ. Изъ времени этихъ и послѣдующихъ царей въ синаксарѣ на пятокъ Свѣтлой седмицы повѣствуется о совершившихся при Живоносномъ источникѣ многихъ чудесныхъ исцѣленіяхъ отъ разныхъ болѣзней. Царь Левъ исцѣлился отъ каменной болѣзни; жена его Ѳеофанія — отъ ужасной горячки; жена императора Льва VI Зоя по дару отъ этого источника разрѣшилась отъ своего неплодства рожденіемъ сына Константина Багрянороднаго (905-959 гг.); отъ возліянія (трехъ кадей) этой воды воскресъ изъ мертвыхъ нѣкій ѳессаліецъ, та же чудесная вода даровала слухъ Іоанну, патріарху Іерусалимскому, исцѣлила жену Схизину отъ чревоболѣнія, царя Романа и многихъ иноковъ и женщинъ отъ различныхъ недуговъ, — также бѣсноватыхъ и прокаженныхъ.

Возстановленный Юстиніаномъ храмъ въ честь Живоноснаго источника неоднократно въ послѣдующія времена страдалъ одинаково отъ страшныхъ землетрасеній; но великое усердіе весьма многихъ почитателей этой святыни не давало ей приходить въ запустѣніе и съ большимъ торжествомъ снова, послѣ поврежденій отъ землетрясенія, совершалось церковное торжество по случаю обновленія храма Живоноснаго источника. На одинъ такой случай церковный витія Никифоръ Каллистъ, патріархъ Константинопольскій (1350—1362 гг.), написалъ (Истор. XV кн. 25-26 гл.) полныя высокаго одушевленія стихиры и пѣсни канона въ честь Божіей Матери, которыя святая Церковь воспѣваетъ на богослуженіи вечернемъ въ четвертокъ и утреннемъ въ пятокъ Свѣтлой седмицы. Но не долго оглашался торжественными пѣснями Никифора храмъ Живоноснаго источника, обновляемый греческими царями и царицами въ продолженіе многихъ вѣковъ. За измѣну благочестивымъ нравамъ отеческимъ Царьградъ лишился покровительства своей Заступницы. Постепенно приходившая въ большой упадокъ греческая Имперія наконецъ въ 1453 году при султанѣ Магометѣ II покорена была турками. Во время разгрома столицы Византіи храмъ Живоноснаго источника, бывшій свидѣтелемъ многихъ чудесъ, разрушенъ совсѣмъ до основанія и затѣмъ матеріалы его употреблены на постройку мечети султана Баязета; цвѣтущая окрестность Живоноснаго источника обращена была въ кладбище мусульманъ. Самое мѣсто, занимаемое храмомъ, было засыпано землею и щебнемъ; высились надъ землею однѣ развалины малаго храма, гдѣ былъ священный источникъ, который теперь походилъ на колодезь, окруженный стѣнами. Къ этому священному мѣсту турецкими властями приставленъ былъ стражъ, запрещавшій христіанамъ собираться сюда и даже подходить къ развалинамъ. Но вотъ вода въ Живоносномъ источникѣ, отъ времени накопляясь болѣе и болѣе, стала течь поверхъ стѣнъ, и христіане опять начали приходить сюда и брать священную воду. Потомъ имъ позволено построить здѣсь малый храмъ, при которомъ приставленный стражъ взималъ плату съ христіанъ, пользовавшихся водою источника. Въ 1821 году во время возстанія грековъ былъ опустошенъ и разрушенъ и этотъ малый храмъ, а священаый источникъ засыпанъ грудою камней. Но недолго находилось въ запустѣніи это издревле священное нѣсто. Благодаря усердію мѣстныхъ христіанъ, не щадившихъ никакихъ пожертвованій для возстановленія святыни, Живоносный источникъ и храмъ его очищены отъ мусора и развалинъ. Снова стали сюда приходить вѣрующіе; опять появились многоразличныя чудесныя врачеванія, какъ знаменія неизсякающей здѣсь благодати Божіей. Съ наступленіемъ же болѣе благопріятныхъ обстоятельствъ для греческой имперіи при султанѣ Махмудѣ II вѣрующіе, при особенномъ посредствѣ русской державы, получили разрѣшеніе построить храмъ во имя Пресвятой Богородицы, Живоноснаго Ея источника, и въ іюлѣ 1833 года приступили къ работамъ. Къ великой радости греческихъ христіанъ при разрытіи земли были открыты остатки древнѣйшаго Юстиніанова храма, и на этомъ вновь открытомъ основаніи, при великодушномъ покровительствѣ султана и усердіи грековъ, храмъ въ честь Живоноснаго источника благоуспѣшно былъ возстановленъ къ 30 декабря 1834 г., а 2 февраля 1835 года торжественно, при стеченіи безчисленнаго множества народа, освященъ патріархомъ Константіемъ съ 12 архіереями.

Этотъ то храмъ въ честь Живоноснаго источника и доселѣ служитъ украшеніемъ живописныхъ окрестностей Константинополя со стороны древней Пропонтиды и привлекаетъ множество поклонниковъ. Узкая тропинка, пролегающая въ тѣни вѣтвистыхъ платановъ и буковъ, ведетъ къ высокой каменной стѣнѣ, которою обнесенъ погостъ церкви, гдѣ, какъ на загородномъ мѣстѣ, устроено христіанское кладбище для погребенія константинопольскихъ патріарховъ и знатныхъ лицъ. Вступивши чрезъ высокія ворота во дворъ храма Живоноснаго источника, путешественникъ увидитъ по пути къ храму множество болящихъ, просящихъ подаянія у прохожихъ, направляющихся туда для полученія небеснаго дара отъ Пресвятой Богородицы, и это зрѣлище больныхъ у храма, самихъ чающихъ исцѣленія отъ Живоноснаго источника, невольно напоминаетъ поклоннику евангельское сказаніе о Виѳездѣ или объ Овчей купели (Іоан. 5, 2-3) (при храмѣ имѣется обширная больница). Массивныя стѣны, колонны храма, полъ и иконостасъ устроены изъ бѣлаго мрамора. Внутри храма многіе священные предметы, какъ то: богатѣйшія плащаницы, нѣсколько серебряно-вызолоченныхъ паникадилъ и лампадъ, драгоцѣнныя иконы высокаго греческаго письма и др. суть щедрые дары русскихъ поклонниковъ и всюду лежитъ печать изящества и новизны. На западной сторонѣ нынѣшняго храма, прямо противъ алтаря, подъ хорами устроена изъ чистаго бѣлаго мрамора четыреугольная купель съ сдѣланной посреди ея чашей, изъ которой течетъ ключомъ чистая, свѣжая, прозрачная вода, стоящая въ купели аршина на два2.

Это и есть благодатный Живоносный источникъ, испить отъ цѣлебныхъ струй котораго каждый паломникъ вмѣняетъ себѣ въ обязанность; больные же обыкновенно помазываютъ чудотворной водой источника страждущія части своего тѣла. Кругомъ устроены комнаты, гдѣ обливаютъ больныхъ для полученія здравія отъ Царицы Небесной. «Всѣмъ подается исцѣленіе, вѣрнымъ и невѣрнымъ, и всѣ безпрестанно приходятъ: греки, турки, турчанки, армяне, католики, всѣ со слезами просятъ Царицу Небесную, и принимаютъ исцѣленіе»3.

Въ пятницу на Пасхѣ бываетъ особенно великое стеченіе народа въ самомъ лучшемъ убранствѣ; тогда сюда непремѣнно пріѣзжаетъ патріархъ. Воду изъ Живоноснаго источника, по приказанію султана, ежедневно берутъ ко двору его для приготовленія пищи; за нею ѣздятъ съ тремя боченками, и когда наполнятъ ихъ, то игуменъ кладетъ печать съ надписью греческою: «Кто Богъ велій яко Богъ нашъ? Ты еси Богъ творяй чудеса». Даже магометане, видя повседневныя, бываемыя при источникѣ чудеса Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, прославляютъ Ее и говорятъ: «велика въ женахъ св. Марія!» и называютъ эту священную воду «святая Марія!» (инокъ Парѳеній). Между прочимъ большое вниманіе паломниковъ обращаютъ на себя нѣсколько небольшихъ рыбъ, всегда плавающихъ въ четыреугольной купели, появленіе которыхъ будто бы современно завоеванію Константинополя турками. Греки говорятъ, что онѣ пущены сюда послѣднимъ греческимъ царемъ Константиномъ Палеологомъ. По мѣстному же, довольно распространенному преданію, будто нѣкій старецъ, уединенно жившій у этого источника, услышавши о паденіи Константинополя, отказался повѣрить столь ужасному слуху. «Тогда повѣрю, сказалъ онъ, когда мои поджаренныя уже на сковородѣ рыбки оживутъ и уйдутъ опять въ воды св. ключа!» И вдругъ, къ ужасу старца, рыбки невидимою силою ожили и плеснулись въ воду, и вотъ съ тѣхъ поръ, по словамъ проводниковъ, онѣ, имѣя одинъ бокъ поджаренный, живутъ тамъ, не исчезая и не увеличиваясь ростомъ
[4]. Объ этихъ мнимо-долговѣчныхъ рыбкахъ однакоже ничего не говорятъ наши отечественные путешественники Вешняковъ и Новиковъ, посѣтившіе въ 1804 году Живоносный источникъ. Но разсказы о таинственныхъ рыбкахъ сващеннаго источника видимо производили на простой народъ весьма сильное впечатлѣніе, такъ что и самый храмъ Живоноснаго источника вѣроятно, по этому сказанію, получилъ у константинопольскихъ грековъ названіе «Балуклы», отъ турецкаго слова балыкъ, что значитъ рыба.

Православная Церковь Христова въ дивныхъ пѣснопѣніяхъ Никифора Каллиста на празднество Обновленіе храма Пресвятой Госпожи нашей Богородицы, называемаго Живоносный источникъ, возводитъ въ пятокъ Свѣтлой седмицы всѣ мысли и чувства вѣрующихъ къ Пресвятой Владычицѣ Божіей Матери, Ей приписываетъ многоразличныя чудотворенія посредствомъ благодатной воды Живоноснаго источника и призываетъ вѣрныхъ торжественно прославлять Пречистую Богородицу Приснодѣву Марію.

«Течетъ благодать независтная отъ Тебе, Бородице Дѣво, обильно точащая»... (въ пятокъ св. седмицы кан. 1 п. 3 троп.).

«Воды вся превосходитъ, Отроковице Чистая, источника Твоего вода, явѣ дарующая свобожденіе недуговъ лютыхъ и душамъ всякое здравіе, яко паче естества изливаемая (Кан. 9 п. 1 троп.).

«Рѣшитель недуговъ новый се Силоамъ источника Твоего, Дѣво, зримъ вси» (9 п. 2 троп.),

«кладязь животочный источника безсмертнаго» (на хвалит. 2 стихира Богородицы).

«Струи исцѣленій источаеши, Дѣво, вѣрно притекающимъ, источнику Твоему всегда Богоневѣсто: туне бо изливаеши обильно и богатно недугующимъ исцѣленія: слѣпыя видящія являеши ясно, приступающія Тебѣ; хромыя многія исправила еси, и разслабленныя стягнула еси, умерщвлена же оживила еси возліяніемъ трегубымъ, наводненныхъ и злодышущихъ страсти исцѣлила еси» (въ четвертокъ св. седмицы вечер. 3 стих. 6 гл.).

«Капли Твоя Отроковице Дѣво, яже источника, и мертваго оживиша, паче слова содѣянное и смысла»... (въ пятокъ св. седм. кан. 5 п. 3 троп.).

«На стѣсненный жены отъ каркина (ракъ) сосецъ вода излизается Дѣво, Источника Твоего Владычице, и абіе престаша страсти смертоносныя струею, и каркинъ просто изыти позна» (кан. 4 п. 2 троп.).

«Возводиши отъ пещи скорбей, орошающи водами отъ страннаго источника, приступающія къ Тебѣ, Чистая: каркінскія бо раны свобождается человѣкъ, прокаженна же исцѣляеши, и распаленія угасила еси» (кан. 7 п. 3 троп.).

«Подшла еси лѣствицъ несеніе, отъемлющее сокрушеніе иже живописцовъ5, о всесвѣтлый Источниче, спасаяй люди отъ труса дому падшыя» (кан. 6 п. 2 троп.).

«Приснотекущій источникъ и животный, источаяй струя божественный токъ, согласно восхвалимъ благодати просяще: на кійждо бо день источаетъ исцѣленія, яко рѣкъ теченія показуяй малѣйшая: тѣмже по долгу приступающе съ любовью, вѣрно почерпемъ отъ источника неисчерпаемое здравіе, воистину безсмертное, орошающее вѣрно благочестивыхъ сердца, устнами возопіимъ: Ты еси вѣрныхъ утѣшеніе» (кан. 3 п., сѣдаленъ). «Юноши и отроковицы Владычицу, и вси человѣцы вѣрою отъ души восхвалимъ свѣтло: сокрушенія бо гноевицъ, и вреды лукавыхъ, и отоки, и разслабленнаго исцѣли» (кан. 7 п. 4 троп.).

«Кто возглаголетъ силы Твоя, Источниче, иже неистощаемыми чудесы изобилуяй, многая и паче естества содѣваеши исцѣленьми» (въ четверт. вечера св. седм. 1 стихира, Слава, 6 гл.).

«Вострубимъ празднолюбцы въ пѣснехъ, восплещемъ въ водахъ, и возликуемъ радующеся, вѣчными токами живоноснаго источника: царіе и князи, да стекаются и источника благодати да черплютъ независтно... пастыріе же и вси дожденосный облакъ, спасительную воду сшедшеся почернемъ... вси повсюду вѣрнымъ источающую воды спасенія восплещуще сице воззовемъ: присноживыя токи изливающая отъ источника Чистая, не престай Дѣво всегда молящися о рабѣхъ Твоихъ» (Слава, гл. 5).

«Радуйся Живоносный источниче, по морямъ изливаяй чудеса на всю вселенную: океане умный, Ниловы струи превосходяй, изливаніемъ благодати, Силоаме вторый, воду источаяй, аки отъ камене преславную»... (1 стихира Богородицы, гл. 5, подобенъ).

«Радуйся Живопріемный источниче, вѣчно источая благодати, ліяніе исцѣленій, всякую недуговъ крѣпость немощную и злую отгоняющее»... (3 стихира гл. 5, подобенъ).

И. Баженовъ.

Примѣчанія:
1 Самый источникъ находился почти на срединѣ храма; къ нему вели 25 ступеней, искусно устроенныхъ; мраморная рѣшетка предохраняла отъ паденія сходившихъ внизъ по скользкому пути. Ширина источника простиралась до шести тонъ и четвероугольное мраморное вмѣстилище, удобно устроенное для почерпающихъ воду, окружало его со всѣхъ сторонъ. У верхней части источника было въ мраморѣ круглое углубленіе, въ которое прежде всего и втекала влага, и потомъ уже, чрезъ скважины, вливалась въ мраморный бассейнъ (Н. Каллистъ).
2 «Вода въ купели холодная и пріятная для питья, такъ что можно пить каждому два ока, т. е. шесть фунтовъ, хотя бы былъ и потный. Я самъ много разъ приходилъ потный и боялся пить много воды холодной; но приставники говорили: «Отче, не бойся: больше пить будешь, больше здравія получишь». Я же, когда выпилъ два ока, почувствовалъ перемѣну: стало легко и пріятно, и благодарилъ Царицу Небесную за Ея великія чудеса. Если бы выпить столько простой воды, то надобно бы было умереть или вѣчно быть нездорову». Такъ пишетъ постриженникъ св. Аѳонской горы Парѳеній въ своемъ сочиненіи «Сказаніе о странствіи и путешествіи по Россіи, Молдавіи, Турціи и Святой землѣ», часть III, Москва, 1856 г., стр. 20.
3 Тамъ же, стр. 21.
4 Ср. Письма Святогорца, ч. I, стр. 14, изд. 1850 г.
5 Здѣсь разумѣется то обстоятельство во время постройки храма, что два мастера, занятые живописью и ваяніемъ въ немъ, упали съ высокой лѣстницы, но, по милости Богоматери, ни одинъ изъ нихъ не пострадалъ.

И. Баженовъ. Живоносный Источникъ. Празднество въ честь Пресвятой Владычицы Богородицы въ пятницу Святой Пасхи.

Источник: © russportal.ru

Комментарии закрыты.