google-site-verification: google21d08411ff346180.html Иверская икона Божией Матери | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Иверская икона Божией Матери

Февраль 24th 2011 -

Иверская икона Божией Матери

икона Божией Матери Иверская

Святыни Иверского монастыря
История Иверской иконы просматривается с первого века, когда по неизреченной любви к людям Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать её изображение ещё во дни Своей земной жизни. Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Святой апостол и евангелист Лука, в то время, когда Пресвятая Матерь Божия жила ещё в Иерусалиме и обитала в Сионе, написал живописными средствами Её Божественный и честный образ на доске, дабы, как в зеркале, созерцали её последующие поколения и роды.

Когда Лука представил Ей сие изображение, Она сказала: «Отныне ублажат Мя все роды. Благодать и сила Рождшагося от Меня и Моя с вами да будет». Предание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки от трёх до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.
В первые века христианства среди мира Святой Христианской Церкви и тишины, наставшей после одоления духовных смут, возбужденных врагом-диаволом чрез подвластных ему и покорных его воле ересиархов: Ария, Нестория, Македония и других, – внезапно, попущением Божиим, создалась новая ересь – иконоборческая, сопровождавшаяся тяжкими гонениями на православных за почитание ими святых икон. Начавшись при иконоборце императоре греческом Льве Исавре, она продолжалась ещё и при императоре Феофиле (829–842) .
Этот христоненавистник осудил на изгнание многих православных, подвергая их всяким мукам, повелевая износить из храмов все иконы и подвергать их уничтожению, посылая для того своих воинов по всем городам и селам. И до неба по всей стране Греческой поднимался в то время дым от икон, сожигаемых нечистыми руками иконоборцев, жалобный стон православных христиан, предаваемых на мучения за почитание икон.
В стране Никейской жила в это многобедственное время некая благочестивая православная христианка-вдова с единственным своим сыном. Была она добродетельна, очень богата и поставила церковь вблизи своего дома, а в ней – икону Богоматери, которую почитала выше всех своих сокровищ. Воины, посланные царем-иконоборцем по всей Греческой стране истреблять святые иконы, пришли и в дом этой христианки и, обыскивая все места, чрез окно увидели в храме и образ Пречистой.
«Давай нам скорей денег, – вскричали жене той нечестивцы, – Или мы, творя царское повеление, умучим тебя всякими мучениями!»
«Много дам я вам денег, – отвечала жена та, – но только утром: нет их у меня сейчас в доме моем».
Воины не согласились ждать до утра, и один из них обернулся к образу и со злобой ударил мечем в лик Пречистой, и тотчас истекла из него кровь, как из живого лица, и они, испугавшись, убежали, обещая вернуться утром.
Настала ночь. Вошла в храм с отроком своим та христианка и, преклонив колени, воздела руки к небу и, орошая землю слезами, молилась долго ко Господу. Затем, вставши, взяла со страхом и благоговением вместе с сыном святую икону, принесла ее на берег моря и опять стала молиться ей как Самой Богоматери: «Владычица и Госпожа мира! Благодатию Твоею имеешь Ты власть и силу как Матерь Бога Вышнего и над всеми созданиями Его владычествуешь: избавь нас от гнева царя беззаконного, а икону Свою – от воды!».
И с этой молитвой спустили мать с сыном святую икону в море, и – о чудо! – не плашмя упала икона, но встала вертикально к воде и поплыла она, чудотворная, стоя на заход солнца, держа путь, ведомый Единому Богу и Матери Его Преблагословенной.
Помолились тут и поплакали мать с сыном, пока не скрылась из виду святая икона. И сказала со слезами горькими мать сыну своему единственному: «Чадо мое вожделеннейшее! Да явится ныне желание наше и к Богу благочестие, а к святой иконе Богородичной благоговение! Я, чадо мое любезнейшее, – слабая женщина и не могу бежать в страну далекую: останусь я здесь и постараюсь укрыться в тайном месте, а если меня найдут воины злые царя нечестивого, то, Господь видит, готова я умереть за любовь к Богоматери. Ты же беги в страну Элладскую (Древняя Греция), чтобы не сотворили зла и над тобою, сыном моим любимым и единственным».
Облобызали мать с сыном друг друга, поплакали горько и расстались, обливаясь горючими слезами.
Юноша бежал в Фессалоникию, а оттуда на Святую Гору Афонскую, в Иверскую обитель, где и был пострижен в монахи и, проведя в монастыре Иверском жизнь преподобническую, с миром отошел ко Господу. От него афонцы услыхали об иконе, пущенной в море. В течение двух веков неизвестно было, где скрывалась заветная святыня. Принять к себе икону суждено было Иверскому монастырю, который был основан на рубеже IХ–Х веков на Афоне благочестивым грузинским полководцем Торникием.

Афон – особое место для любого православного человека, пожалуй, средоточие православной жизни.
Святая Гора Афон представляет собой полуостров в северовосточной Греции, восточный выступ полуострова Халкидики далеко вдавшийся в изумрудные воды Эгейского моря приблизительно на 80 километров в длину и около 12 километров в ширину. Полуостров горист, покрыт густыми лесами, изрыт бесчисленными скалистыми оврагами. В юго-восточной части полуострова возвышается гора Афон высотой 2033 метра над уровнем моря. В языческой древности Афонскую гору знали как Аполониаду (по храму Аполлона), позднее на вершине горы стоял храм Зевса, который назывался по-гречески Афос (по-русски – Афон).
Церковное предание повествует о том, что существуют особые места попечения Царицы Небесной, названные Ее Вселенскими Жребиями Уделами. Первый из них Божия Матерь получила после дня Пятидесятницы, когда апостолы решали вопрос, в какую страну идти каждому из них для проповеди Евангелия. Пресвятая Богородица пожелала принять участие в благовестии: «И Я хочу бросить с вами жребий, чтобы не оставаться без части, но пусть будет и у Меня страна, которую Мне Бог укажет». Ученики благоговейно бросили жребий по словам Пречистой, и по жребию Ей досталась Иверская земля. Божия Матерь с радостью приняла Свой апостольский жребий, желая немедленно туда отправиться. Однако Ангел Божий явился Ей и сказал: «Не отлучайся теперь из Иерусалима, но оставайся здесь некоторое время; страна же, выпавшая Тебе по жребию, просветится впоследствии и владычество Твое водворится там».
Предание Церковное повествует далее, что и Сам Господь Иисус Христос сказал Пречистой: «О Матерь Моя, не отвергну Жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя Первозванного Андрея в Удел Твой, а с ним – изображение, которое получится от приложения приготовленной на то доски к Твоему лицу. Образ этот... послужит хранителем людей Твоих вовеки».
После этого явления Пресвятая призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Чадо Мое Андрее! Очень сокрушаюсь о том, что страна, доставшаяся Мне в Удел для проповеди, не просвещена еще учением Сына Моего. Но вот что: когда намеревалась Я идти в Иверию, явился Мне Сам Благий Сын Мой и Бог и велел, чтобы Я вместо Себя отправила туда с Моим образом тебя. Я буду Хранительницей жизни людей той страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». На это апостол сказал: «Пресвятая воля Благого Сына Твоего и Твоя да будет во веки».
Тогда Пресвятая Богородица потребовала доску, умывши лицо Свое, приложила его к этой доске, и на ней появился образ Владычицы с Предвечным Ее Сыном на руках. Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия. В древней Иверской земле проповедовал Евангелие и другой апостол от двенадцати – Симон Кананит.

Хотя в апостольский век Иверия не стала христианской страной, однако семена веры были посеяны на Иверской земле, поэтому Грузия просветилась Светом Христовым необычайно быстро, но произошло это уже в иное время...
В первом столетии Ирод воздвиг в Иудее гонения на последователей Христа. Тогда Матерь Божия с апостолом Иоанном Богословом отправилась на Кипр к святому Лазарю Четверодневному. Во время плавания корабль прибыл к горе Афонской. Божия Матерь попросила Афон у Сына Своего в дар, и тогда раздался глас: «Пусть это место станет Твоим Уделом, и садом, и раем, а еще и спасительной пристанью для тех, кто желает спастись». Просвещенные Ее проповедью, местные жители приняли святое крещение. Божия Матерь сказала: «Сие место будет Мне от Сына и Бога Моего. Да пребудет же благодать Божия на месте сем и на живущих здесь с верою и исполняющих заповеди Сына Моего. Все нужное для земной жизни будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до скончания века. Сему месту Я буду Заступница и Ходатаица о нем Богу» .
С тех пор Афонская гора всегда находилась под покровом Божией Матери. Сколько здесь было чудесных Ее посещений, явлений и обетовании, сколько знамений от чудотворных икон Афон стал местом, где человек может научиться равноангельской жизни.
Спустя три столетия после утверждения Афонского Жребия, Божия Матерь направила проповедовать Евангелие в Иверскую землю – Свой Второй Жребий – святую Нину, явившись ей во сне и вручив крест, сделанный из виноградной лозы: «Прими этот крест, он будет тебе щитом и ограждением против всех видимых и невидимых врагов, силою его ты утвердишь там спасительное знамя веры возлюбленного Сына Моего и Господа, Который хочет, чтобы все люди спаслись и пришли к уразумению истины».
Пробудившись, Нина обнаружила в руках чудесный крест. Перевязав его своими волосами, она обратилась к Иерусалимскому Патриарху, который благословил святую в путь. Нина достигла древнего города Иверской земли – Урбнисы и изучила там язык, обычаи и нравы нового народа.
В праздник Преображения Господня Нина пришла в столицу Картлинского царства – город Мцхету, где в этот день совершалось жертвоприношение языческим богам. По молитве святой поднялся ураган, уничтоживший изображения идолов. С этого момента Нина начала открыто проповедовать Евангелие. После чудесного исцеления, по ее молитвам, грузинской царицы, царь Мириан согласился креститься сам и крестить свой народ.
По просьбе Нины византийский император Константин Великий послал к ней епископа Иоанна, который прибыл в Мцхету и крестил царя и народ Иверской земли. Здесь же был заложен каменный храм во имя Преображения Господня, в память того, что этот праздник знаменовал утверждение христианства в Грузии. Так в IV веке Иверия стала христианской страной, а впоследствии иверские иноки поселились на горе Афонской, основав свой монастырь, который принял чудотворную икону Иверскую, духовно соединившую Первый и Второй Жребии Божией Матери.
С тех пор Афон вступил в эру христианской истории. Он находился под владычеством Рима, преследовавшего христиан до 313 года, когда император Константин Великий издал указ о даровании христианам права гражданства и свободы вероисповедания. Император Константин воздвиг три обители на Горе Афонской: первую – у Климентовой пристани, где пристал корабль Божией Матери, повелев обитель ту освятить в честь и память Успения Пресвятой Владычицы; вторую – на том месте, где благовествовала народу учение вечной жизни во Христе Спасителе Пречистая Приснодева; а третью – там, откуда отплыл с Царицей Небесной корабль, уносивший Ее на Кипр к Лазарю четверодневному. И населил Господь все те обители великим множеством иноков дивной подвижнической жизни. Гору Афонскую тем же императором Константином Великим повелено было звать Святой.
Существует предание о том, что в 422 году было посещение Афона дочерью Феодосия Великого царевной Плакидией, но войти в монастырь Ватопед ей воспрепятствовал голос от иконы Божией Матери. С того времени отцы Афона положили закон, запрещающий доступ на Св. Гору лицам женского пола, что позже закрепилось и царскими указами.
Также на горе Афонской произошло немало дивных и чудесных событий. Сама Пречистая привела сюда отшельников. Первым из них стал преподобный Петр. В VII веке Она явилась преподобному вместе со святителем Николаем и на просьбу Святителя указать Петру место для подвигов сказала: «Для свободного служения Богу нет более удобного места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследие Себе, дабы те, которые хотят удалиться мирских забот и смущений, приходили сюда и служили там Богу беспрепятственно и спокойно. Отныне гора эта будет называться Моим Вертоградом. Много люблю Я место сие, и придет время, когда оно от края, на север и на юг, наполнится множеством иноков. И если те от всей души будут работать Богу и верно сохранять заповеди Его, то Я сподоблю их, в великий день Сына Моего, великих дарований: еще здесь, на земле, будут они получать от Меня помощь; Я стану облегчать болезни и труды их и дам им возможность, при малых средствах, иметь довольство в жизни, даже ослаблю вражеские против них брани и плод их сделаю славным во всей подсолнечной».

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Оставьте комментарий!