Ильинская Черниговская икона Божией Матери

Апрель 28th 2020 -

Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове)

Празднование: 16/29 апреля

Чудотворный образ, написанный в 1658 г. мон. Троице-Ильинского (Болдинского) мон-ря в Чернигове Геннадием (Дубенским) при игум. Зосиме (Тишевиче) и Лазаре (Барановиче), архиеп. Черниговском; совр. местонахождение неизвестно.


История создания иконы и чудеса от Ильинской Черниговской коны Божией Матери писаны свидетелем событий свт. Димитрием, митр. Ростовским, в сочинениях «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» (Новгород-Северский, 1677) и «Руно орошенное» (1-е изд. — Чернигов, 1683). О некоторых чудесах упоминает также свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский, в стихотворном сочинении «Богородице Дево» (Чернигов, 1707). В 1662 г. от Ильинской Черниговской коны Божией Матери произошло чудо истечения слез, длившееся с 16 по 24 апр., в связи с этим иконе установили день празднования. В том же году на Чернигов напали татары, разорили город и окрестности, в т. ч. и Троице-Ильинский мон-рь, однако, как свидетельствует свт. Димитрий Ростовский, икона и ее драгоценный оклад остались невредимыми. Спаслась и укрывавшаяся в подземных пещерах братия. С XVII в. случаи чудес от Ильинской Черниговской коны Божией Матери фиксировались с особой тщательностью. В «Руне орошенном» свт. Димитрий Ростовский подробно описал 24 чуда (по часам в сутках) исцелений от всевозможных недугов жителей Чернигова и окрестностей. Список чудес пополнялся при переизданиях книги. Так, к 1696 г. насчитывалось 56 случаев исцеления (5 — от слепоты, 3 — от болезни ног, 3 — от «гостца» (ревматизма), 1 — от расслабления, 15 — от беснования, 14 — от помутнения рассудка, 15 — от различных хронических заболеваний) и 1 случай воскрешения отрока. В XIX в. также засвидетельствовано неск. исцелений от И. Ч. и.: роменского мещанина от лихорадки (1865), черниговской девицы от умственного расстройства (1874, в день празднования иконе), младенца от сильного жара (1887 или 1888), сына полтавской помещицы от дифтерита (до 1898), штабс-капитана из Свеаборга от хронического заболевания (до 1898) и др. Почитателем иконы был свт. Антоний (Смирницкий), архиеп. Воронежский и Задонский.

До постройки в мон-ре Троицкого собора (1679—1695) икона пребывала в Ильинской церкви при пещерах, справа у ближайшего к иконостасу столпа. В 1786—1794 гг. в связи с готовившимся, но не состоявшимся открытием в Чернигове ун-та при Троице-Ильинском мон-ре икона была поставлена в Успенском соборе Елецкого черниговского в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря. В XIX в. она находилась в соборе только в летнее время. На зиму образ переносили в теплую ц. Рождества Христова, ставили в особом киоте за правым клиросом. В нач. XX в. зимой И. Ч. и. находилась в Сретенской ц. при архиерейских покоях, в соборе оставляли икону-заместительницу. Чудотворный образ исчез после закрытия Троице-Ильинского мон-ря (1924).

В кон. XVII в. для иконы по инициативе архиеп. Лазаря (Барановича) и на средства гетмана И. С. Мазепы (чьи инициалы и герб имелись на киоте) изготовили серебряный оклад и киот (не сохр.). Корона с драгоценными камнями была пожертвована черниговским полковником В. Дуниным-Борковским, который в 1687 г. получил от иконы исцеление. Размеры иконы (1 аршин 5 вершков на 14,5 вершка — 93,37×64,45 см) при помещении в киот были увеличены за счет того, что ее обложили рамой, покрытой серебряными пластинами с вычеканенными на них дополнительными изображениями (2 аршина 2 вершка на 1 аршин 6 вершков (151,24×97,8 см) вместе с рамой). К киоту были прикреплены таблички с надписями: «Сей святый образъ Божия Матери, именуемыя Ильинскою-Черниговскою, написанъ 1658 года». «Чудодейственное течение слез на оном образе видимо было 1662 года, с 16 по 24 число месяца апреля». «В 1662 г. было нашествие татар на град Чернигов, но к сему чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин». В 1897 г. оклад заменили новым, выполненным в Москве М. Н. Рындиным на пожертвования жителей Чернигова. На нем имелась надпись: «Сия серебряная риза сооружена вместо старой, которая пришла в ветхость, по благословению Епископа Антония Черниговского и Нежинского усердием доброхотных жертвователей г. Чернигова. Для заказа сей ризы был послан иеродиакон Варлаам в Москву к мастеру М. Н. Рындину 1897 г. Весу в сей ризе 33 ф. 29 з.».

Иконография Ильинской Черниговской коны Божией Матери относится к традиц. типу Одигитрии: благословляющий Младенец со свитком в левой руке сидит на левой руке Богоматери. Головы Богоматери и Младенца слегка склонены друг к другу, ножки Младенца плотно сведены. Фигура Богоматери имеет почти поколенный обрез, характерный для южно- и западнорус. Богородичной иконографии XVII в. Мафорий Богоматери сходится на Ее груди под углом так, что виден фрагмент платья. Младенец облачен в белую рубашечку с воротником. С небольшими различиями этот извод был широко распространен в укр. и белорус. иконописи. Отличительной особенностью иконографии И. Ч. и. является жест протянутой вперед благословляющей ручки Младенца. Идентичные или достаточно близкие композиционные решения присутствуют в ряде др. чудотворных образов Богоматери, связанных с Белоруссией и Украиной (Борколабовская, Тригорская, Поддубецкая, Гербовецкая иконы Божией Матери).

В списках чудотворного образа нередко изображались короны на головах Богородицы и Младенца, отсутствующие на самой иконе, но имеющиеся на ее окладе. Впервые короны были изображены на гравюре 1683 г. в кн. свт. Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Очевидно, эта гравюра стала образцом для укр. и рус. икон, причем на таких списках обычно повторялась идентифицирующая надпись внизу (икона 1778, Черниговский гос. историко-архитектурный музей-заповедник).

В кон. XVII в. в черниговских землях встречались списки, выполненные не с гравюры, а непосредственно с чудотворной И. Ч. и. (без корон и надписи внизу), имеющие скругленный верх (икона из Успенского собора в Новгороде-Северском, Черниговский гос. историко-архитектурный музей-заповедник). Не исключено, что они воспроизводят первоначальную форму чудотворного образа, к-рый мог быть надставлен в верхних углах до прямоугольника при изготовлении на него оклада и киота в кон. XVII в. (на старой фотографии иконы без оклада заметно несоответствие верхних угловых частей, расписанных цветочным орнаментом в духе народной иконописи, профессиональному уровню живописи иконы). На нек-рых списках XVIII — нач. XX в. (в частности, русских, восходящих к чудотворной иконе Гефсиманского скита) в изображении имеется графическое обозначение полукруглого завершения образа — фигура Богоматери как бы вписана в арку (на гравюре и списках с нее арка не изображалась).

Отсутствие идентифицирующей надписи свойственно мн. укр. спискам чудотворной иконы разного времени, они опознаются только по иконографии. К ним относится образ из иконостаса ц. вмц. Екатерины в Киеве (КПМЗ), при которой существовало Синайское подворье. Вслед. этого на Синай из Киева попали 2 иконы такого типа в составе наборов из 4 икон для местного ряда иконостасов небольших храмов. Первый написан Осипом Белецким в 1838 г. (иконостас ц. ап. Иоанна Богослова Синайского монастыря); 2-й — мастером Феодотом в 1844 г. (ц. прор. Моисея в Фаранском мон-ре на Синае).

Помимо гравюры, иллюстрирующей «Руно орошенное», в укр. графике известны другие изображения Ильинской Черниговской коны Божией Матери: ксилография, выполненная в Киево-Печерской лавре; резцовая гравюра 1727 г. работы мон. Гавриила по заказу иером. Иринарха (Бугушевича), где Богородица и Младенец представлены в рамке из цветов и акантовых листьев (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. № 1262, 1263).

В русском искусстве изображения Ильинской Черниговской коны Божией Матери появлялись на рубеже XVII и XVIII вв., образцом для них была гравюра из черниговских изданий «Руна орошенного». Один из ранних примеров — росписи сев. крыльца ц. прор. Илии в Ярославле (кон. XVII в.): в своде изображена сама икона, по сторонам от нее — 2 сцены из истории образа. К нач. XVIII в. относятся первые известные московские списки Ильинской Черниговской коны Божией Матери (ГИМ; частное собрание). Сказание об Ильинской Черниговской коны Божией Матери вошло в состав сб. «Солнце Пресветлое» Симеона Моховикова (НБ МГУ. № 10536-22-71. Л. 99 об., 1715—1716 гг.) и было проиллюстрировано гравюрой работы Г. П. Тепчегорского (1713—1714). Впосл. изображения Ильинской Черниговской коны Божией Матери обычно включались в иконы-своды Богородичных образов, в т. ч. эта икона присутствует на наиболее ранних из них — мастера Оружейной палаты Ивана Дорофеева 1722 г. (частное собрание). В кон. XVIII в. встречаются И. Ч. и. с клеймами, иллюстрирующими акафист Богородице (икона Якима Максимова 1780 г., ВСМЗ). Известны укр. иконы этой иконографии, бытовавшие в России с кон. XVII в. (местный ряд иконостаса ц. Св. Троицы в Останкине в Москве, Воскресенского собора в Угличе). Среди образцов Ильинской Черниговской коны Божией Матери в ранней рус. гравюре на металле кон. XVII — 1-й пол. XVIII в. (Там же. № 1259—1261) — подписная гравюра М. Нехорошевского 1749 г., где изображение дополнено избранными святыми в круглых клеймах.

На рубеже XVII и XVIII вв. в Москве появился особый вариант иконографии Ильинской Черниговской коны Божией Матери , где икона помещена в раму с дополнительными изображениями. Этот извод почти точно повторяет чудотворную икону Троице-Ильинского мон-ря вместе с ее киотной серебряной рамой. На верхнем и боковых полях рамы представлены заключенные в овальные медальоны аллегорические композиции, прославляющие Богородицу, Которая уподобляется плодоносным деревьям: маслине, кедру, пальме, а также кипарису. Изображение на нижнем поле при общем соответствии композиционного построения киотной раме изменено. Если на раме в центре был изображен герб гетмана Мазепы, по сторонам от него — воинский лагерь под луной и город, освещенный солнцем, то на иконах сложного извода в центре нижнего поля представлен российский герб с изображением Азовской иконы Божией Матери, слева — план военных действий при Азове, справа — освещенный солнцем вид Троице-Ильинского мон-ря с крестным ходом. Изображение сопровождается 2 пространными надписями-подношениями, прославляющими имп. Петра I. Сохранились 2 иконы такого извода: из неизвестного храма (нач. XVIII в., ГМИР), из ц. св. Харитона Исповедника в Москве (ок. 1718 г., ГТГ). Сохранившиеся иконы типичны для московской художественной традиции 1-й четв. XVIII в. К этому же типу принадлежал несохранившийся образ из ц. свт. Петра в Ульянке в С. -Петербурге, известный по описаниям. Не исключено, что этот последний образ был укр. происхождения, поскольку в старых описаниях упоминается о южнорус. манере его живописи. В лит-ре существует устойчивое мнение о том, что образ такой иконографии был написан в черниговском Троице-Ильинском мон-ре в 1696 г. и тогда же поднесен настоятелем обители игум. Лаврентием (Кршоновичем) лично Петру I в Москве в память Азовской победы, хотя документальных подтверждений не выявлено. Возможно, это мнение возникло из-за того, что на всех 3 московских иконах данного извода были приведены аналогичные тексты подношений от имени игум. Лазаря, заканчивающиеся словами: «...Вашему царскому пресветлому величеству подносит нижайший богомолец Лаврентий Крисонович, игумен монастыря Свято-Троицкого Ильинского черниговского с братиею». На точном повторении иконографии и текстов основано предположение об общем источнике, которым могла быть как икона (все примеры особого извода имеют схожие размеры, соответствующие размерам чудотворной иконы вместе с рамой), так и некая несохранившаяся гравюра, изданная в Троице-Ильинском мон-ре при игум. Лаврентии в честь Азовской победы.

В XVIII в. в русской иконописи встречается упрощенный извод данного варианта иконографии, где отсутствует изображение на нижнем поле рамы (нач. XVIII в., ц. Ризоположения на Донской ул. в Москве; кон. XVIII в., частное собрание, Германия).

Метки:

Комментарии закрыты.