google-site-verification: google21d08411ff346180.html Икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Неопалимая Купина" | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Неопалимая Купина»

Сентябрь 16th 2010 -

Икона «Неопалимая Купина» является ветхозаветным праобразом Божией матери. Ей также придают и значение Богоматери, родившейся на грешной земле, которая при этом сама осталась неподвластной греху.

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Четырехугольник с вогнутыми сторонами на иконе.
«Читается эта икона, однако, просто. Богородица — Лествица, соединившая Небо и землю, и Палата Преукрашенная, и Храм Божества. Вокруг Нее нередко моно увидеть одно или два кольца Небесных сил: красные херувимы и синие серафимы, потому что Она „Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим“. По учению Церкви, Силы Небесные не смеют не только прикасаться к Богу, но даже взирать на Него, а Божия Матерь приняла всего Бога и не опалилась. Зеленый вогнутый прямоугольник и красный ромб обозначают творение в двух его качествах — тленном (ветхом) и пресуществленным Божественным огнем, каким оно было явлено Моисею в пламени и зелени таинственного куста Неопалимой Купины. На зеленом прямоугольнике изображены стихии, знаки тварной жизни земли, а на красном — символы четырех Евангелистов, как образ Евангельской проповеди во всех концах земли».

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Неопалимая Купина"

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Неопалимая Купина — наименование чудотворной иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов ее почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа.

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Неопалимая Купина”

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Неопалимая купина”

Само название иконы восходит к Ветхому Завету.

Древний Синай. Когда смотришь с его вершины на причудливо закрученные скалы, могучие, темно-багряные, опаленные Божественным огнем, начинаешь понимать то великое и страшное, поистине космическое событие, имеющее вневременное значение.

Поученіе. Празднованіе иконѣ Божіей Матери „Неопалимая купина" (Какъ мы должны чествовать Матерь Божію?). Прот. Григорій Дьяченко

Именно здесь пророк Моисей получил от Бога скрижали Завета, и там же, недалеко от Синая, близ горы Хорив, увидел куст купины — горящий и несгорающий — и услышал глас Божий, предсказавший рождение Христа.

Память того судьбоносного события сама земля увековечила в камне: тысячи паломников находят камни с кристаллическим изображением веток этого куста. Рядом, у подножия Синая, расположен самый красивый в мире монастырь во имя Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель. Она никогда не закрывалась, и вот уже полтора тысячелетия горит эта свеча Православия, горит и не сгорает.

Неопалимая купина – это История из Ветхого Завета, рассказывающая о призвании восьмидесятилетнего Моисея к спасению еврейского народа. Купина представляла собой низкорослый терновый куст, не отличавшийся ни ростом, ни плодородием, символ всего низкого и недостойного. В данном случае — забитого израильского народа, подвергавшегося египтянами унижениям и мучениям.

Моисей, выросший в доме египетского фараона и бежавший из Египта сорок лет назад из-за убийства надсмотрщика-египтянина, в это время служил у своего тестя простым пастухом. Заботой старца было накормить стадо и сохранить его. Однажды он решил погнать овец на вершину горы Синай (Хорив): травы там было много, она была особенно сочной.

В народе существовало поверье, что эта гора — место, где живет Бог, и поэтому никто из пастухов не рисковал и не пас на ней свой скот, а Моисей дерзнул. Однако, как только он вступил на гору, ему представилось чудесное и необычное видение: горящий куст терновника, горевший, но не сгоравший.

Огонь был сильным и высоким, но ни сам куст, ни трава, ни цветы вокруг него, ни зеленые листья купины не сгорали, оставаясь невредимыми. Тогда он решил подойти поближе и посмотреть на это чудо: почему всё горит, но при этом всё остается целым и невредимым.

Россия, начало ХIХ в.

Но как только Моисей приблизился к этому чудесному месту, из горящего куста явился Ангел и раздался Голос, поразивший его еще больше, чем несгораемый куст. Голос назвал Моисея по имени и обратил внимание на дерзость, с которой он, простой смертный, посмел прийти на Святую гору и приблизиться к Неопалимой Купине.

Ангел просил не подходить ближе и потребовал снять обувь, т.к. это место святое. Моисей не только разулся и не стал приближаться к несгораемому кусту, но и накрыл лицо платком, т.к. боялся смерти, которая, по еврейским поверьям, обязательно наступит, если кто-то увидит Ангела.

Позднее именно поэтому молодая дева Мария, увидев Архангела Гавриила, от страха забилась в угол и не могла произнести ни слова. Моисей, однако, был избранником вовсе не для смерти, а наоборот – для спасения от смерти и издевательств евреев, что в будущем принесет ему славу и почести.

Но для этого, продолжал Ангел, Моисей должен вернуться в Египет, из которого бежал, убедить еврейский народ покинуть страну, в которой он жил уже четыреста лет, потом потребовать от фараона, чтобы тот отпустил евреев-рабов из своей страны.

Для Моисея, простого пастуха, не имевшего никакого влияния ни на кого: ни на евреев, ни на египтян, ни, тем более, на фараона, было безумием согласиться на выполнение такого Божественного плана, но об этом – в следующий раз. Сегодня — вовсе не об истории Моисея, а о том, как толкуется образ Неопалимой Купины в Новом Завете, в православии и как он воплощается в русской иконографии.

Отцы Церкви в Ангеле видят Бога-Отца, некоторые говорят о Сыне-Боге, а Неопалимая Купина являет собой и прообразует Таинство Боговоплощения и Деву Марию, вместившую Невместимого Бога. Неопалимая купина — символ вечного Приснодевства Богородицы, бывшей Девой до Рождества, осталась Девой во время Рождества и пребывала Девой после Рождества.

На этом догмате и богословском толковании образа Неопалимой Купины основана русская иконография, канон которой окончательно утвердился к XVI веку. В каноне главный акцент сделан даже не столько на Приснодевстве, сколько на заступничестве Богородицы за людей перед Сыном и как в этом заступничестве служат Им силы Небесные и земные.

Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины». Сюда, припасть к святыням, стекаются тысячи паломников. Неподалеку в саду из этого же отростка поднялся новый могучий куст. Здесь, в египетской пустыне, соединились прообраз и сбывшееся пророчество.

Куст купины стал одним из ветхозаветных прообразов Богоматери. Купина горит и не сгорает — Дева рождает и пребывает Приснодевою, родившаяся на грешной земле Сама пребывает вечно Пречистою. Икона «Неопалимая Купина» — образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.

Композиция иконы образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении. На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери) и палаты (дом). В лучах первой звезды, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат.
Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

Сей знак Божественной воли в виде осьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен. Точно такое же восьмилучевое сияние, исходящее от Спасителя, мы видим на мозаике «Преображение» в алтаре собора монастыря святой Екатерины на Синае. Множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворением. Одна из древнейших пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля и была принесена в Третий Рим в 1390 году палестинскими иноками. По преданию, она писана на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей узрел пылающий куст. Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины», исчезнувшей в 1930 году осталось лишь имя ее в названии Неопалимовского переулка, да строки из поэмы Андрея Белого «Первое свидание»:

Бывало: церковка седая
Неопалимой Купины,
В метели белой приседая,
Мигает мне из тишины;
Перед задумчивым киотом —
Неугасимый фонарек;
И упадает легким лётом
Под светом розовый снежок.
Неопалимов переулок
Пургой перловою кипит;
И Богоматерь в переулок
Слезой задумчивой глядит.

Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году: на ней пред Богородицей был изображен еще и припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Как бы в память об этом погубленном храме в Москве ныне построен новый храм во имя «Неопалимой Купины», на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Из других наиболее чтимых списков назовем образа в Троицкой церкви в городе Славянске Харьковской губернии и в селе Кубенском Вологодской губернии.

Благодатью Своею от иконы Неопалимая Купина Матерь Божия избавляет дома почитающих Ее от пожаров.

Она одна из самых сложных символических иконографических композиций.
Зеленый цвет верхнего ромба — цвет купины — горящего и несгорающего куста.
Цвет красного четвероугольника — символ Божественного огня, объявшего купину.
К правому плечу Богородицы прислонена лестница — «лествица» Иакова, как и купина — ветхозаветный прообраз Божией Матери.
В лучах красного ромба изображаются символы евангелистов.
В зеленом ромбе и между лучами пишутся бесплотные силы и святые.
В руках архангела Михаила жезл.
Гавриил изображается с ветвью.
Рафаил — с алавастром.
Уриил — с огненным мечом.
Селафиил — с кадилом.
Варахиил — с виноградной гроздью.
Вверху иконы — Ветхий Деньми.
внизу — Иессей (или древо Иессеево — как родословная Иисуса Христа).
В левом верхнем углу — Моисей с Неопалимой Купиной.
в правом верхнем углу — Исаия с горящим углем.
слева снизу — Иезекииль с вратами.
справа внизу — Иаков с лествицей.

Образ «Неопалимой купины» — один из самых почитаемых в народе. Ему молятся при пожарах о спасении от огня, икону обносят с молитвой при пожарах вокруг не сгоревших изб. Поэтому в последнее время рядом с пожарными частями возводят часовни, посвященные «Неопалимой Купине».

Существует около ста пятидесяти образов этой иконы, которые иногда очень сильно отличаются друг от друга: какие-то иконы изображают буквальную историю Моисея и Неопалимой Купины, другие — соединяют ветхозаветную историю с новозаветным ее толкованием; есть только новозаветные иконы с толкованием Неопалимой Купины как образа Богородицы;

Празднование сей иконе совершается, кроме 4 сентября, еще в 6 -ю неделю по Пасхе, потому что в эту неделю свято чтимая икона с крестным ходом была перенесена в новоустроенный для нее храм и совершено его освящение.

Оставьте комментарий!

Расценки строительных работ http://www.atriym-stroy.ru/.
где купить велосипед в курске