google-site-verification: google21d08411ff346180.html Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Видео)

Ноябрь 5th 2010 -

«Всех Скорбя́щих Радость», «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице…» — наименование иконы Богородицы, почитаемой в Русской православной церкви чудотворной. Известна в различных списках. На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени.

Согласно преданию, образ впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения) на Большой Ордынке, где, как считается, и хранится ныне (в честь иконы освящён северный придел храма). Празднование иконе совершается 24 октября по юлианскому календарю (6 ноября по григорианскому). Некоторые списки с неё имеют свои дни празднования.

«Всех скорбящих Радость» — начальная строка одной из богородичных стихир. По-видимому, первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым, работавшим в европейской стилистике.

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским влиянием (Мадонна во славе, Мизерикордия, Ружанцова, Непорочное зачатие Девы Марии; из православных — Живоносный источник, Образ умиления и посещения в беде страждущим, слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку). Исследователи отмечают, что иконография «Всех скорбящих Радости» не получила «единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов». Ранние изводы XVII века первоначально не имели изображений страждущих. Они появляются только после прославления иконы в 1688 году.

Молитвы:

Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице в честь иконы Ея, именуемой «Всех скорбящих Радость»

Молитва Пресвятей Владычице нашей Богородице в честь иконы Ея, именуемой «Всех скорбящих Радость»

Помимо изображения Богородицы, традиционно включает в себя изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери. Богоматерь изображается в рост, стоящей в мандорле (сиянии) и в окружении ангелов, (с Младенцем на левой руке, но чаще без него). Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная. Дева Мария стоит на полумесяце (образ из иконографии апокалиптической Жены, облечённой в солнце — Откр.12:1) или на облаках. В руке Богородицы чётки (ранний и редкий вариант, возник под влиянием католического розария), свиток или хлеб.

Несмотря на то, что иконография «Всех скорбящих Радости» сложилась после церковного раскола, связанного с реформами патриарха Никона, образ пользовался популярностью у старообрядцев. Иконописцы из старообрядческих мастерских села Ветка в Белоруссии писали многочисленные списки этой иконы, в том числе и в его западном типе Мизерикордия.

Проповеди:

Поученіе. Празднованіе иконы Божіей Матери «Всѣхъ скорбящихъ Радости»

Икона «Всех Скорбящих Радость» впервые прославилась как чудотворная в 1688 году, в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке. Когда и при каких обстоятельствах икона попала в этот храм, точных сведений нет. Скорее всего, это произошло в 1685 году, когда церковь была заново отстроена из камня на пожертвования Евдокии Васильевой Акинфовой. К 1688 году икона была уже настолько ветхой, что после прославления её укрепили вставками кипарисового дерева.

Чудо, прославившее икону, по преданию, заключалось в исцелении по молитве к иконе родной сестры Патриарха Московского Иоакима Евфимии Петровой Папиной. Церковная запись Преображенской церкви сообщает: «В Лето 7196 месяца Октовриа в 24-й день… в царствующем граде Москве… Бе некая вдова именем Евфимия, Петрова дщерь, по реклу Папина, Святейшего же кир Иоакима патриарха единоутробная сестра… лежаше она на одре своем еле жива сущи, продолжашебося болезнь ея годичное время, яко видетися уже ей к смерти, но и внутреннимъ являтися из боку ея».
В 1688 г., в царствование царей Иоанна и Петра Алексиевичей, родная сестра патриарха Иоакима.

В 1688 г.,  Евфимия, жившая въ Москве на Ордынке, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Лежа в постели, не имея сил даже приподняться без помощи других, терпя мучительную боль, доводившую ее до потери сознания, несчастная больная только и подкрепляла себя молитвой, твердо надеясь получить облегчение, и эта вера спасла больную. Однажды Евфимия, проснувшись рано утромъ, долго и усердно молилась, читая Иисусову молитву; потом с посторонней помощью приподнявшись на постели, обратилась со слезами с следующей молитвой къ Царице Небесной:

«о, Всемилостивая моя Владычице Богородице! услыши меня немощную и помилуй скорбную, уже на одре смерти лежащую. Весь мир Тобою хвалится и все приемлют нескудныя Твои милости; только я одна лишаюсь сей благодати Твоей, — и конечно приемлю достойное наказание по моим безмерным беззакониям и грехам. Но, о Всемилосердая! не яростию, ниже гневом накажи меня, но призри благоутробно на сию лютую немощь мою и помилуй меня».

Долго и усердно молилась больная и Пресвятая Владычица услышала ее. Во время молитвы Евфимия пришла, как бы в изступление и услышала голос: «Евфимия! ты так долго страдаешь; почему-же ты не прибегаешь к общей всех Целительнице?»

«Где-же мне найти такую целительницу?» — с изумлением отвечала Евфимия.

— «Есть в храме Преображения Сына Моего, — отвечал невидимый голос, — образ Мой, именуемый «всѣхъ скорбящихъ радость»; он стоит на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови священника оной церкви с этим образом и, когда он отслужит молебен с водосвятием ты получишь исцеление от своей болезни. Исцелившись не забывай Моего к тебе милосердия, и исповедуй оное в прославление Сына Моего Иисуса Христа и Моего имени».

При этихъ словахъ Евфимия увидела как-бы диаконский орарь, развернутый пред нею и показующий ей храм Преображения. Придя в себя и узнав от родных что действительно в храме Преображения, на Ордынке, есть Икона Богоматери — «Всѣхъ скорбящихъ Радости», она попросила принести ее к себе в дом и отслужить молебен. После усердной молитвы пред св. иконою больная выздоровела.

В память этого чуда установлено празднование в честь св. иконы Богоматери, «Всѣхъ скорбящихъ Радости», 24-го октября.

И с этого времени, говорит составитель сказания о первом чудотворении от св. иконы, — «иже съ вѣрою притекающіи пріемлютъ неоскудно исцѣленіе; слѣпіи прозрѣніе, нѣміи глаголаніе, глусіи слышаніе, разслабленніи благомощіе и обидиміи мщеніе, бѣсніи цѣломудріе, и неплодныя жены неплодства разрѣшеніе, и ссущіи младенцы и маліи отроцы притекающіи здравіе пріемлютъ, и различныя очныя болѣзни, многая же страхованія и различная приведенія наднесеніемъ сего много чудеснаго образа вся упражняются, и во всяких печалех вспоможеніи пріемлюъ.

Поистине убо наречеся сей святый образ — «Всѣхъ скорбящихъ Радость»». Великая княжна Наталия Алексеевна, из благоговенпия к этой иконе, сделала с нея список в 1711 г. и взяла с собою в С. -Петербург.

Эта икона была при Пруте в рядах Русскаго войска. В Киеве, в Сретенской церкви хранится икона Богоматери — «Всѣхъ скорбящихъ Радости», стоявшая на каменных Львовскихъ воротах. К этой иконе Киевляне... имеют особенное почитание и по субботам приходят к ней на слушание акафиста.Эта история известна из «Сказания об иконе», написанного практически сразу после совершения чуда. Служба иконе «Всех скорбящих Радость» по образцу службы иконе Божией Матери «Одигитрия» и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

Событие получило широкий отклик (так как Ефимия была родной сестрой покойного патриарха), «помимо Сказания были составлены служба и молитвы иконе, а изографы царской иконописной мастерской при Оружейной палате стали создавать с неё списки». Церковь Преображения на Ордынке стала известной в народе не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская — по приделу, посвящённому чудотворному образу. Согласно одной из версий, в 1711 году икону увезла из Москвы царевна Наталья, оставив вместо неё список. По другим версиям, царевна, напротив, увезла список, оставив оригинал в Москве.

Метки: ,

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.