google-site-verification: google21d08411ff346180.html Икона Божией матери "Грузинская" | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Икона Божией матери «Грузинская»

Июнь 4th 2010 -

Икона Грузинская Божия. 15-16 век.

Икона Грузинская Божия Матерь
65×51 см, 15-16 век
.

Дни празднования:   22 августа/ 4 сентября

В 1622 году, когда произошло покорение Грузии персидским шахом Аббасом, были захвачены многие святыни Грузинской земли для их сбыта русским купцам, бывающим в Персии. Среди похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, которую один персидский торговец продал Стефану Лазареву, приказчику ярославского купца Егора Лыткина. Образ понравился этому простому русскому человеку, и он с радостью его приобрел.

Икона  Божией Матери "Грузинская" Россия, первая половина XIX века.

Икона  Божией Матери «Грузинская»
Россия, первая половина XIX века.

В 1622 году, когда произошло покорение Грузии персидским шахом Аббасом, были захвачены многие святыни Грузинской земли для их сбыта русским купцам, бывающим в Персии. Среди похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, которую один персидский торговец продал Стефану Лазареву, приказчику ярославского купца Егора Лыткина. Образ понравился этому простому русскому человеку, и он с радостью его приобрел.

"Грузинская" икона Божией Матери

«Грузинская» икона Божией Матери

Грузия, XVI век
Дерево, левкас, темпера
Переславль-Залесский историко-художественный музей

В 1625 году хозяину Стефана было видение во сне некоей иконы Пресвятой Богородицы, которая, как ему было открыто, находится у его приказчика. Глас повелевал купцу по обретении образа тотчас принести его в Черногорский монастырь на реке Пинеге в Архангельской епархии (монастырь был основан в 1603 году, позднее получил название Красногорского). О своем откровении Егор Лыткин вспомнил только через четыре года, когда возвратился на родину его приказчик Стефан и показал купленную в Персии икону. Увидев образ, купец тотчас вспомнил о бывшем ему видении и, согласно Божиему указанию, немедленно отправился со святыней в Черногорскую обитель.

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой, именуемой «Грузинской»

Молитвы ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Грузинская»

Известно, что к середине XVII века Грузинская икона уже почиталась чудотворной. Так, при самом внесении ее в обитель, получил исцеление монах Питирим, долгое время ничего не видевший и не слышавший.

В 1650 году патриарх Никон, в свою бытность митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от образа Грузинской Божией Матери и установил ему празднование 22 августа (4 сентября по н.ст.).

Слава о Грузинской иконе доходила до самых дальних уделов Русской земли. В царствование Алексея Михайловича крестные ходы с чудотворным образом проходили не только по главным городам России — Москве, Устюгу, Вологде, Переяславлю-Залесскому и др., но доходили даже до реки Лены в Сибири. Сохранилось свидетельство, что в 1698 году было постановлено каждый год приносить святую икону в г. Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости»(1). Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, смотрителем московской типографии Федором Поликарповым был составлен канон в честь Грузинской иконы Божией Матери.

Народная молва приписывает чудотворному образу Грузинской Пресвятой Богородицы особую благодать исцелять от многих неизлечимых болезней, например, от болезней желудка, опухолей тела, различных глазных и зубных заболеваний, освобождать одержимых нечистыми духами, а также помогать женщинам, страдающим бесплодием. Многочисленные случаи подобных исцелений засвидетельствованы как в предании о самой Грузинской иконе Божией Матери, так и в рассказах о ее чтимых списках.

1. После дня празднования иконы, 22 августа, ее переносили из Красногорской обители в Архангельский монастырь, где она оставалась до Рождества Богородицы (8 сентября), когда ее ставили в Рождественскую приходскую церковь, в двух верстах от города, а оттуда, в свою очередь, после литургии и молебна с крестным ходом препровождали в соборную кафедральную церковь. Во вторую неделю Великого поста, после литургии и молебна, икона крестным ходом сопровождалась из Архангельского кафедрального собора в Архангельский монастырь и уже отсюда, в четвертую неделю четыредесятницы, после литургии ее возвращали в Красногорский монастырь, в котором, по ее прибытии в субботу Похвалы Богородицы, совершалось великое празднество при большом стечении народа.

Иконография

Грузинская икона Божией Матери, до ее появления в Русских землях, уже несколько столетий была почитаема на своей исторической родине. Сохранился ряд прекрасных древнерусских образов, писанных ранее XVII века, свидетельствующих о том, что о существовании чудотворного образа было уже давно известно на Руси. В их числе: образ Грузинской Божией Матери с предстоящим прп. Иоанном Лествичником конца XV в. из церкви Входа Господня в Иерусалим в г. Каргополе Архангельской обл. (Вологодский музей-заповедник, г. Вологда) и ряд икон XVI столетия.

Эти древние образы принадлежат к иконографическому типу Божией Матери «Одигитрии». Фигуры Богоматери и Младенца занимают большую часть пространства ковчега иконы. Их связь подчеркивается сильным наклоном головы Богородицы в сторону Сына и высоко поднятой десницей Христа, которой Он преподает благословение не только всем людям, но и особо Его Пречистой Матери.

Образ Грузинской Божией Матери легко узнается в этих древних иконах благодаря отличающему их характерному построению фигур в виде треугольника с одной, более протяженной стороной, которая соответствует наклону Богородицы в сторону Спасителя.

Метки:

Оставьте комментарий!