google-site-verification: google21d08411ff346180.html Икона Божией Матери "Благоуханный Цвет" | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Икона Божией Матери «Благоуханный Цвет»

Октябрь 15th 2013 -

Икона Божией Матери "Благоуханный цвет"

Икона из греческого монастыря Метеора,1790 год

Иконографически образ схож с иконой Божией Матери "Неувядаемый Цвет».

Икона Божией Матери "Благоуханный Цвет"

В более древних образах отличие заключалось в следующем. На иконе «Неувядаемый Цвет» Богомладенец восседал на правой руке Богородицы, а на иконе «Благоуханный Цвет» – на левой.

Молитвы Пресвятей Богородице ради Измаильского ея Ея образа «Благоуханный цвет»

Особую нежность этому образу придает распустившаяся ветвь, которую Богоматерь держит в левой руке.

Веточка эта проросла на вершине тремя белыми цветками. Скорее всего живописец имел в виду библейские лилии, но (коль скоро речь идет о России) и видом и формой они, эти «благоуханные цветы», скорее похожи, если не считать цвета, на более привычные нам колокольчики, которые, конечно, никогда не произрастали в Палестине. Сама лилия, прототип изображенного здесь «благоуханного цвета», является, согласно европейской иконографической традиции, символическим цветком Богоматери: именно лилию преподносит архангел Гавриил Деве Марии в день Благовещения. И этот его безмолвный дар лучше всяких слов свидетельствовал о несказанном таинстве Боговоплощения, о непорочности чистоты Приснодевы, воспеваемой богословами и поэтами как «цвет» Ее девства. Западноевропейская живописная традиция «передала» белую лилию самой Богородице: на картинах эпохи Возрождения мы зачастую видим Мадонну с белым или непорочно-голубым цветком в руках. Таким образом Она уже сама, без посредников, свидетельствует о нерушимости Своего целомудрия.

Конечно, цветок на этой иконе Божией Матери своим появлением в какой-то мере действительно обязан западному влиянию, под немалым воздействием которого в XVIII-XIX веках находилась не только наша церковная архитектура, но даже и более консервативная к восприятию новшеств церковная живопись. Но, с другой стороны, не обошлось здесь без влияния и сугубо русских традиций нашего благочестия. Дело в том, что в XVIII-XIX веках иконография и гимнография как влияющие друг на друга источники церковного творчества почти что поменялись местами: если в византийскую и древнерусскую эпоху первичным источником вдохновения считался иконописный образ, под который, за редкими исключениями, «подгонялись» иллюстрирующие его каноны и акафисты, то в более поздние века положение изменилось, и самые известные (как бы намоленные, вошедшие в обиход) гимнографические произведения стали считаться своего рода словесными иконами, которые можно иллюстрировать и иконами зримыми.

Акафист Пресвятей Богородице ради Измаильского ея Ея образа «Благоуханный цвет»

В современных иконах часто эти различия не соблюдаются.

Этот образ находится в Воронежском кафедральном соборе и известен еще под именем Одигитрии.
Богоматерь изображена на этой иконе держащей в руке расцветшую ветвь.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Благоуханный Цвет» молятся о чистоте помыслов, о сохранении чистой и праведной жизни, о разрешении семейных проблем, при различных жизненных невзгодах, телесных и душевных болезнях и при потере цели в жизни.

Существует довольно много задокументированных случаев чудесной помощи от образа Божией Матери «Благоуханный цвет». Один из них таков: после паломничества к иконе пожилая женщина полностью излечилась от лейкемии, от болезни не осталось никаких признаков. А вот другой случай: девушка читала перед этим образом акафист за мужа своей сестры, который долго находился в коме в реанимации. Сразу после этого молодой человек пришел в сознание.

Метки:

Комментарии закрыты.

деревянные экраны для батарей