google-site-verification: google21d08411ff346180.html Азовская икона Божией Матери | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Азовская икона Божией Матери

Январь 31st 2010 -

Азовская икона Божией Матери

В 1696 году, после победы под Азовом, настоятель Болдинского ТроицеИльинского монастыря в Чернигове архимандрит Лаврентий (Крщанович) с братией преподнес царю Петру I Ильинскую Черниговскую икону Богоматери. На иконе помещены: изображение Азовской иконы, расположенное внизу, над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск; схематичный план города-крепости и аллегорическая фигура Времени (в центре); крестный ход из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемый Патриархом Московским Адрианом (справа).

Эта икона хранится в Музее истории религии (С. -Петербург). Другая икона того же времени и подобной иконографии хранится в Государственной Третьяковской галерее (по данным Православной энциклопедии). К произведениям на эту же тему следует отнести и гравюру Л. Тарасевича на фронтисписе Киево-Печерского патерика Лаврского издания 1702 года.

Исследователи называют еще несколько важных дат в связи с Азовской иконой. В. Борин, еще до революции изучавший Азовскую икону Божией Матери (из Исторического музея имени Императора Александра III), писал: «...Я полагаю, что икона писана несколько позднее взятия Азова Шеиным при участии Петра I, т. е. после 1696 года... Исследуя икону, я нахожу на ней до трех записей...»

Историки, исследующие Азовские походы, утверждают, что есть основания говорить о присутствии Азовской иконы (или ее прообраза) в русском войске во время второго Азовского похода.

Оставляя этот вопрос специалистам, отметим, что длительное религиозно-философское и историческое осмысление «восточного вопроса» в связи со стремлением России вернуться в Северное Причерноморье, в Подонье, на берега Азовского и Черного морей объясняет существование нескольких вариантов образной трактовки иконы. Так, В. Борин отмечал, что икона Азовской Божией Матери (из Исторического музея) имеет такую же общую композицию, как и рассмотренная выше пропись, но с некоторыми особенностями: во-первых, отсутствуют некоторые священные тексты; во-вторых, Богоматерь изображена во весь рост стоящей на облаках, двуглавый орел имеет значительную величину и горизонтально распростертые крылья; в-третьих, имеется дополнительный рифмованный текст. Надписи на иконе почти тождественны надписям, имеющимся на прописи.

Но вернемся к Покровской церкви села Анхимово Вытегорского уезда.

Азовская икона Божией Матери из церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

В трудах научной конференции, посвященной народной культуре Русского Севера, читаем: «Уникальным образцом работы вытегорского иконописца первой половины XVIII в. является в собрании Вытегорского музея икона Богоматери «Знамение» Азовская из многоглавой Покровской церкви Вытегорского погоста (с. Анхимово). По церковному преданию, эта икона написана священником Покровской церкви в память о посещении храма и дома этого священника императором Петром Великим при проезде его в Архангельск в 1711 г. Икона является своеобразным живописным апофеозом побед Петра I над турками в 1695 – 1696 гг.

...На нижнем поле иконы имеется авторская надпись «1729 году марта в 30 день писалъ сий образ попъ Климентъ Макарьевъ». Судя по высокому уровню исполнения композиции, рисунка и письма иконы, священник Климент Макарьев был профессиональным иконописцем, что, впрочем, не было большой редкостью на Русском Севере, и, возможно, был выходцем из Белозерска. В качестве образца для мемориальной иконы он, очевидно, использовал прорись или гравюру с более раннего произведения, исполненного кем-то из московских живописцев (известно, что в 1696 г. в росписи кораблей петровского флота, готовившихся к Азовскому походу, участвовали живописцы Московской Оружейной палаты Василий Познанский, Алексей Печкин, Киприан Умбрановский, Денис Щербаков, Савин Мелентьев, Иван Федоров, Артемий Сазонов, Никита Полосухин, Петр Золотой и Дмитрий Балашов — ученики Ивана Безмина)» .

В сохранившихся метриках 1887 года, собранных Академией художеств, есть сведения по Олонецкой епархии, в том числе и по церквам Кижского погоста, и по Покровской церкви близ Вытегры.

Из материалов метрики для получения верных сведений о древнеправославных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах:

«...Вытегорский погост Вытегорского уезда Олонецкой губернии... Покровская церковь... Из древних икон заслуживают внимания по оригинальности следующие:

1. Согласно народному преданию, во время поездки Петра I в Архангельск в 1711 г. царь служил молебен в этой церкви и заходил в дом священника, который в память посещения местности государем написал в 1729 г. следующий образ: Вверху изображен Господь Саваоф и вокруг него слова — «Господи, благослови люди своя миром», и с боков — «На земле мир, в человецех благоволение». Ниже, справа «Благодать и мир да умножаются им», слева — «Да будет мир мною любящим закон его»; за сим посредине — «Знамение Множества Мира». Под Господом Саваофом Святой Дух, в виде голубя; по сторонам, ниже Их, — апостол Петр и Алексий, человек Божий. Ниже, посредине иконы изображен двуглавый орел, со скипетром и державой, с распущенными крыльями и с надписью на них: «Даны быша мне два крыла орла великого». На орле восседает Матерь Божия с Предвечным Младенцем; внизу орла надписи с боков: «Благодарение Господеви о ниспосланном даре его» и «Благодарение Богородице Марии о данном нам мире». Далее справа — изображения святых Евфимия и Антония Печерских и надпись: «Буди мир в силе Твоей»; слева — Сергий Радонежский и Феодосий Печерский и надпись: «И благословит Господь руки ваша в мире воздержания». Внизу образа находится подпись: «1729 года, марта, в 30 день писал сей образ поп Климент Макаров». Кроме того, на правой стороне изображены несколько вооруженных воинов с длинными копьями, впереди них едет всадник также во всеоружии и короной на голове; под ногами коня находится лев, которого всадник пронзает копье м. Внизу, под Зверем, изображен вид города.

На этот раз из уст двуглавого орла исходит следующий глас: «И ты, Капернаум, до небес вознесыйся, низвержен еси Кизик-Армен». На левой стороне иконы, также внизу, изображено следующее: на белом коне едет воин вооруженный, под ногами коня его находится дракон, которого воин убивает копьем. Из уст двуглавого орла исходят следующие слова: «Наступиши и попереши льва и змия». Под драконом изображен вид города с надписью на верху его: «Паде, паде, великий град Вавилон, Азов». Икона помещена в отличной позолоченной раме и сохраняется как древность с уважением.

Азовская икона Божией Матери — сакральный, почитаемый и очень интересный с историко-философской точки зрения образ известен по всей России, хотя у него еще нет четко выработанной и аргументированной богословской и исторической трактовки. Толкование текстов (в том числе библейских) на иконе Божией Матери — это, безусловно, богословская задача. Историк может, несомненно, предложить в помощь богослову исторические комментарии. Но историк должен также подчеркнуть: несколько поколений наших предков принимали Азовскую икону — каждая надпись на ней есть указание на истинный путь России.

Петр I после взятия Азова в своих письмах и реляциях не скрывал радости. Какое впечатление взятие Азова произвело на народ, можно уяснить из сказания и народной песни на взятие Азова; эта радость отразилась и в иконе Азовской Божией Матери, особенно в ее священных текстах.

Взятие Азова было весьма значительным событием для всех русских людей; оно наконец-то увенчало успехом долгую историю походов донских казаков и крымских походов князя В. В. Голицына, поддержанных запорожскими и малороссийскими казаками.

Разрушительная сила Османской империи сокрушила Византию, уничтожила великое наследие и сами корни средиземноморской цивилизации в ее колыбели, в Малой Азии. Разрушению подверглись христианские святыни, и поэтому Османская империя стала символом Зла. Это Зло опрокинуло устои цивилизации, давшей жизнь первым формам государственности на территории «Скифского квадрата». В Азовской иконе прямо указан смысл существования России — сдерживание зла, уменьшение его власти.

Эту миссию Россия стремилась выполнять ранее, стремится выполнять ее и сегодня, как показали события в Южной Осетии летом 2008 года, где силам зла впервые в мировой истории удалось столкнуть в вооруженном конфликте четыре православных народа!

Закулисную сторону этих событий можно понять, только встав на православную точку зрения, только приняв историческую миссию России.

Азовская икона является единственной и своеобразной композицией, отразившей наступивший после Азовских походов недолгий мир. Покровительница, Зиждительница мира — таковой, по мысли благочестивого иконописца, является Богородица. Своим предстательством со святыми, предстоящими в молении  «о мире всего мира», икона символически выражает «мир миров». Такова высокая идея, заложенная в иконе.

Азовская икона Божией Матери

На иконе изображено взятие турецкой крепости Кызыкермен в первом Азовском походе и взятие Азова в 1695 г. Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 г. хранилась в Историческом музее им. Александра III, в настоящее время местонахождение гравюры неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого. Особенность иконографии — изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу — символы государственности. Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже — конный воин, поражающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши. В левом нижнем углу изображен Азов с цитатой о Вавилоне,а в правом нижнем углу — Кызыкермен с цитатой о Капернауме.

Источник: Глава из книги :Святая Русь: под Покровом Пресвятой Богородицы / Б. Н. Кузык. — М.: Институт экономиче ских стратегий, 2009.

Метки:

Pages: 1 2

Комментариев к записи: 1 “Азовская икона Божией Матери”


  1. Елена сказал:

    +++++ И не слыхала никогда о такой иконе! Спаси Господи! Благодарю за просвещение.