google-site-verification: google21d08411ff346180.html Азовская икона Божией Матери | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Азовская икона Божией Матери

Январь 31st 2010 -

Икона "Богоматерь Азовская"

Дни празднования:    10 сентября (28 августа)

Предыстория:

Была Азовская икона Покровской церкви оригинальным сюжетом или повторяла уже известный сюжет?

История появления Азовской иконы сегодня является предметом пристального изучения исследователей.

Как писал В. Борин, история эта чрезвычайно любопытна и связана с именем и судьбой царевны Софьи Алексеевны. Иконография восходит к прориси для гравюры, написанной по поручению Федора Шакловитого «вещанием Даниила и Якова Ивановых, детей Перекрестовых» (в 1914 году гравюра хранилась в Историческом музее им. Александра III, в настоящее время ее местонахождение неизвестно). «Назнаменована она была на большом листе» в Ахмерке, подмосковном имении князя Василия Васильевича Голицына в доме стрелецкого полковника Ивана Перекрестова, по случаю возвращения «царского оберегателя», князя Голицына из первого Крымского похода, совершенного в 1686 году, в котором участвовал гетман Самойлович с запорожским войском.

В этой прописи, как видно из «дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках», было изображено: вверху Бог Отец и Святой Дух в виде голубином, от Него исходят семь лучей, достигающих главы Богоматери, означающих семь даров Духа Святого: Премудрость, Разум, Совет, Крепость, Ведение, Благочестие, Страх Божий, или же: Веру, Надежду, Любовь, Чистоту, Смирение, Благодать и Славу Божию. По сторонам Господа находятся святые Петр и Иоанн: святой апостол Петр с ключами в руках и святой Иоанн Предтеча, а ниже — София Премудрость Божия: Богоматерь с поднятыми вверх руками (оранта) и с Младенцем Христом в (орле). Следует сказать, что Богоматерь представлена по отношению Ее к воплощению Сына Божия и основания Им на земле церкви Своей. По сторонам (орла) святые: преп. Антоний и пр. Феодосий и еще другие святые. Внизу помещены «призваны к ратному строю» — князь В. В. Голицын, верхом на лошади, поражающий, подобно Георгию Победоносцу, крылатого змея и льва великого, сиречь турок и татар; с другой же стороны и также на лошадях — царевичи Петр и Иоанн, в характере святых мучеников Бориса и Глеба, Иван Самойлович и еще небольшая группа пеших воинов в римских доспехах. С этой «назнаменованой» прописи в Ахтырке была вырезана гравюра на меди «черкашенином Тарасовичем» по заказу Шакловитаго «и похвалу царевне», что и подтвердил, как это из дела видно, Сильвестр Медведев, который сказал, глядя на гравюру: «Похвала вся и честь великой государыне большая и семь даров Духа Святого написано на нее одну». Гравюра эта была поднесена сыновьями Ивана Перекрестова в 1688 году с отцом в Москве, где она на Белгородском подворье и печаталась на атласе, тафте и бумаге. Ни одного экземпляра этих гравюр не осталось.

«Впоследствии оттиски этого портрета по приказанию Петра I отбирались так исправно, что до нас не дошли из них ни одного экземпляра», — писал известный исследователь иконографии Д. А. Ровинский.

Следует заметить, что на это изображение было сделано толкование для царевны Софьи Алексеевны иеромонахом Московского Новоспасского монастыря Иннокентием (впоследствии митрополитом Тобольским).

Имена изографов история не сохранила бы, если бы они вместе со своим вдохновителем дьяком Федором Шакловитым и Сильвестром Медведевым не были допрошены с «пристрастием» по «розыскному делу о Федоре Шакловитом и его сообщниках».

Обращаясь к прориси Исторического музея, В. Борин пришел к выводу, что она тождественна вышеупомянутой прориси, за исключением пояснительных  текстов и архитектурных изображений, размещенных внизу прориси. В. Борин считал, что эта сохранившаяся прорись написана («назнаменована») уже после второго Крымского похода князя В. В. Голицына 1689 года и окончательного замирения с крымским ханом Нурадином. Текст на прориси Исторического музея перекликается с текстом мирного соглашения, заключенного после второго Крымского похода. В остальном прорись имеет ту же композицию, что и прорись Перекрестовых.

Второй Крымский поход, по мнению историка С. М. Соловьева, начался при очень неблагоприятных условиях. С большими трудностями и лишениями русское войско подошло к Керченскому перешейку и знаменитой его крепости Перекоп. Голицын стоял с войском у Перекопа в очень тяжелом положении, не имея ни пресной воды, ни военных припасов, ни корма для лошадей. Военной победы достигнуто не было, грозной демонстрации силы русского войска, похоже, также не получилось. Чтобы возвратиться назад хоть с чем-нибудь, Голицын завел мирные переговоры с крымским ханом в надежде, что тот, испугавшись нашествия, согласится на выгодные для России условия. Нурадин вступил в переговоры с Голицыным о заключении мира, но по восточному обычаю переговоры затянулись, а Голицыну ждать было нельзя. Не дождавшись заключения мира, он повернул войска назад, предоставив завершать переговоры дипломатам.

Возвращаясь, русские воины радовались, что в безлюдной и безводной степи в страшный зной их никто не преследовал.

Друзья Голицына и правительница царевна София сделали попытку признать этот поход у спешным, важным. Устроили пышное празднование на высочайшем уровне, чтобы современники видели во втором Крымском походе великий подвиг, победу над «исконными неприятелями всего христианства». Пропись Исторического музея является аллегорией, которая должна была изображать одно из знаменательных событий русской истории.

Фронтиспис к патерику с посвящением Петру I. Типография Киево-Печерской Лавры. 1702 год

Фронтиспис к патерику с посвящением Петру I. Типография Киево-Печерской Лавры. 1702 год

Следующие попытки образного осмысления историко-философского и религиозного значения борьбы России за возврат Северного Причерноморья предприняты были в 1696 году, когда Москва чествовала возвращение Петра из Азовского похода. Историкам хорошо известны сведения о театрализованных представлениях в честь побед Петра, выбитых посвятительных надписях на орудиях, памятных медалях Петровской эпохи. На одной из медалей изображена сцена, аллегорически иллюстрирующая взятие Азовской крепости как победу православия, то есть в Петровскую эпоху, несомненно, существовала традиция образного осмысления событий.

Метки:

Pages: 1 2

Комментариев к записи: 1 “Азовская икона Божией Матери”


  1. Елена сказал:

    +++++ И не слыхала никогда о такой иконе! Спаси Господи! Благодарю за просвещение.