google-site-verification: google21d08411ff346180.html Духовная лечебница: тренинги по логоритмике (2и3) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Духовная лечебница: тренинги по логоритмике (2и3)

Январь 26th 2010 -

Тренинг 2. Путешествие в страну чувств.
Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы детей.
Задачи:
Ознакомление детей с основными эмоциональны¬ми состояниями (или закрепление имеющихся знаний).

Разъяснение того, что чувства являются именно
слугами Королевы, которая символизирует наше «Я», все
слуги-чувства обладают Мерой.
Обучение основам самоанализа, развитие саморегуляции.
Развитие способности слушать другого, следить за
ходом мыслей и умения выстраивать свои собственные
мысли и фантазии в контексте повествования.
Развитие творческих способностей, познавательного интереса.
Сплочение группы.
Используемые методы и техники — мультимодальный подход:
Сказкотерапия.
Драмотерапия.
Музыкотерапия.
Релаксация.

Категория участников: Дети с легкой интеллектуальной недостаточностью, а также дети старшего дошкольно¬го возраста с нормой развития.

Релаксационное упражнение
«Полет над морем»

Цель: Создание мотивации на совместную работу. Вхождение в сказку.
Содержание этапа: Ведущий: «Представьте себе, что мы находимся в аэропорту Тридевятого царства. Мы собрались здесь, чтобы лететь в сказочную страну чувств. И вдруг мы слышим, как диспетчер Бармалей объявляет, что рейс № 13 в страну чувств не состоится. Но черепаха Тортилла добавляет свое объявление: „Уважаемые пасса¬жиры, выберите для себя удобный вариант объявления"» (см. Приложение 1). Необходимо подвести выбор детей к третьему варианту объявления. Детям предлагается одна сказочная задача (см. Приложение 2). Когда задание выполнено, дети «садятся в ступу» и совершают перелет в сказочную страну чувств: ведущий предлагает детям закрыть глаза, расслабиться и послушать шум моря, над которым они пролетают. Через 1-2 минуты ведущий предлагает детям открыть глаза.

Материалы, оборудование: Детские стульчики, поставленные замкнутым кругом— «ступа»; карточки с вариантами объявлений и сказочных задач; магнитофон; запись умеренно спокойной музыки и музыки со звуками шума моря.
Этап 2. Рассказывание сказки «Путешествие в страну чувств»
Цель: Ознакомление детей с содержанием сказки, последовательностью событий.
Содержание этапа: Ведущий рассказывает сказку «Путешествие в страну чувств».
Материалы, оборудование: Текст сказки «Путешес¬твие в страну чувств» (см. Приложение 3).

Анализ сказки:
Цель:
Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.
Содержание этапа: Ведущий задает детям вопро¬сы: «Кто герои этой сказки? Что произошло со слугами-чувствами? Почему это произошло? Зачем нужно было, чтобы Королева (Король) обязательно вернулась(ся)? Чем закончилась история? Кто помог в этом?» Хронометраж: До 5 мин.
Драматизация сказки «Путешествие в страну чувств»
Цель
: Расширение представлений детей об эмоци¬ях; развитие умения передавать заданное эмоциональ¬ное состояние различными выразительными средствами, различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния.
Содержание этапа: Путешествуя по стране чувств, ребята посещают один дворец за другим. В каждом двор¬це они становятся теми слугами-чувствами, которые там живут: Радость, Злость, Страх и т. д. Инсценирование жиз¬ни каждого «дворца» организуется по определенному ал¬горитму и включает все модальности (см. Приложение 4). Таким образом, дети демонстрируют все вербальные, не¬вербальные, поведенческие проявления слуг-чувств каждого дворца. По ходу сказки ведущий делает акцент на введение понятия Меры.
Материалы, оборудование: Фигурки или плоскостные изображения персонажей сказки: Королева, Мера, Радость, Удовольствие, Грусть, Страх, Злость, Вина, Оби¬да (см. рис. 1 на цветной вклейке); детские рисунки на тематику эмоциональных состояний; различные аксессу¬ары для представления дворцов; детские музыкальные инструменты; картинки различных блюд; магнитофон; картотека музыкальных произведений; коврики по коли¬честву детей.

Релаксационное упражнение
«Полет над морем»
Цель
: Подготовка детей к взаимодействию в привыч¬ной для них социальной среде.
Содержание этапа: Ребята садятся в «ступу» и воз¬вращаются из сказочной страны. Повторение ритуала «входа» в сказку.
Материалы, оборудование: Детские стульчики, поставленные замкнутым кругом— «ступа»; карточки с вариантами объявлений и сказочных задач; магнитофон; запись спокойной и умеренно спокойной музыки.
Интеграция
Цель
: Связь нового опыта с реальной жизнью.
Содержание этапа: Ведущий предлагает ребятам представить, что у каждого из нас в душе есть Королевс¬тво, а мы являемся их Королевами (Королями). В Коро¬левстве живет множество слуг-чувств. Если глава страны слаб или отсутствует, страной правят слуги. Однако они не обладают той мудростью, которая дана Королеве, по¬этому совершают ошибки. Таким образом, необходимо «расставить» придворных по местам, соответствующим их назначению, а править страной должна Королева. Ве¬дущий вместе с детьми проговаривают, как нам служат слуги-чувства, в каких ситуациях они приносят пользу, в каких — вред, а также как распознать слугу-чувство у себя и у другого.

Резюмирование
Цель
: Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся.
Содержание этапа: Ведущий подводит итоги заня¬тия. Четко проговаривает последовательность происхо¬дившего на занятии, поощряет детей за их заслуги, под¬черкивает значимость приобретенного опыта, прогова¬ривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых Дети могут использовать новый опыт.

Домашнее задание
Цель
: Интегрирование нового опыта в реальную жизнь, стимулирование проявления новых качеств лич¬ности ребенка.
Содержание этапа: Дети наблюдают за собой — как получается быть Королевой (Королем) и управлять свои¬ми слугам и чувствами.

Тренинг 3. Объявления черепахи Тортиллы.
Дорогие пассажиры! Вылет рейса №13 временно задерживается. Только что получили сообщение, что Иван Царевич уже вылетел на скоростном ковре-самолете и через час будет здесь. Ждите наших объявлений.
По техническим причинам рейс №13 задерживается. Авиакомпания Тридевятого царства приносит свои извинения. У нас работает сказкотека, видеоизбушка на курьих ножках и ресторан «Скатерть-самобранка». Ждите дополнительных сообщений через час.
Для пассажиров, которые очень торопятся попасть
в страну чувств, может быть предоставлена ступа «От
Бабы-яги» класса люкс. Лететь в ступе сможет тот, кто
решит сказочную задачу.

Сказочные задачи
1. Детям раздаются карточки с изображениями сказочных героев. Под музыку дети находят свою пару:
Золушка — принц Чебурашка — крокодил Гена Знайка — Незнайка Машенька— медведь Аленушка — Иванушка
2. Детям вручаются карточки, где изображены части
сюжета сказки или сказочного героя. Дети коллективно
составляют общую картинку.
3. Долго искал Иван Царевич Василису Прекрасную,
наконец он добрел до замка Кощея. Говорит он Кощею:
«Отдай мне мою невесту, Кощей!» «Ишь, чего захотел! —
отвечает тот. — Не видать тебе Василисушки».
Что делать Ивану Царевичу?
Попал Иванушка в плен к злому волшебнику. И говорит тот Иванушке: «Выбирай: либо ты десять лет будешь в моем услужении и станешь выполнять все, что я ни пове¬лю, либо я превращу тебя в капкан, куда будут попадаться звери лесные...»
Приложение
Путешествие в страну чувств

Далеко-далеко за морями-океанами есть сказочная страна чувств. Ее хозяйка— Королева. У Королевы есть слуги-чувства: Мера, Радость, Удовольствие, Злость, Страх, Грусть, Удивление, Вина и Обида. Все слуги-чувс¬тва живут в своих дворцовых покоях и посещают Коро¬леву.
Однажды Королева отправилась в далекую страну, чтобы навестить свою подругу. А слуги-чувства рассели¬лись по разным дворцам, и каждый хотел быть главным. Поэтому в каждом дворце проходила своя жизнь.
Из дворца Радости все время был слышен веселый смех. Все слуги-чувства бегали по дворцовым покоям, хлопали в ладоши, играли в салочки, танцевали.
В другом дворце шли настоящие сражения. Все слуги-чувства ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить друг другу подножку, укусить, ущипнуть или закидать помидорами. А перед за¬ходом солнца все слуги-чувства этого дворца собирались в одном большом покое и колотили друг друга подушка¬ми. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как устроить большое сражение со всеми слугами-чувствами. Это был дворец Злости.
Один дворец выглядел пустынным, казалось, все жи¬тели покинули его навсегда. Но вдруг показался один жи¬тель. Он быстро бежал и все время оглядывался вокруг.
Казалось, что он от кого-то убегал. Едва этот житель за¬метил другого, как оба широко открыли глаза и рот, и ка¬залось, они вот-вот закричат. Жители резко повернулись и убежали друг от друга. Да, это был дворец Страха.
А во дворце Грусти придворные слуги то и дело грус¬тили: по белым снежинкам, по ароматной землянике, по съеденному мороженому и еще много-много о чем. Тоска зеленая, да и только!
Во дворце Удовольствия изо дня в день слуги-чувства лежали на мягких пушистых ковриках и нежились в лучах солнца. Их глаза были закрыты, подбородок расслаблен, руки и ноги казались ватными.
Во дворце Удивления слуги-чувства не перестава¬ли удивляться всему подряд: какая яркая луна на небе, почему в соседнем королевстве все жители маленького роста?! Они разводили руками, широко открывали глаза, поднимали брови и округляли рот.
Еще в одном дворце слуги-чувства хмурились и пла¬кали от обиды. От этого у них стали опухать глаза, нос, губы. Они ни с кем не играли, не разговаривали, только и делали, что сменяли мокрые от слез платочки на сухие. Это был дворец Вины и Обиды.
И так день за днем проходила жизнь сказочной стра¬ны. Казалось, здесь никогда не будет порядка. Все слуги-чувства забыли про Меру. Жители сказочных дворцов так устали только радоваться, злиться, грустить, удивляться, бояться и обижаться, что стали терять силы. Тогда Мера послала письмо Королеве, чтобы она срочно возвраща¬лась в свое королевство.
Когда Королева вернулась, в стране воцарился прежний порядок. Потому что Королева знала секрет, как вернуть всем слугам-чувствам их важное качество — Меру. С тех пор Королева не оставляет своих слуг-чувств без контроля.
Каналы восприятия, используемые при проигрывании истории каждого дворца чувств:
• зрительный анализатор (фигурка слуги-чувства; цве¬товая гамма дворца; детские рисунки на тематику эмоциональных состояний от предыдущих занятий);
слуховой анализатор (музыкальное сопровождение;
различные звуки, которые сопровождают слугу-чув¬ство; использование детских музыкальных инстру¬ментов; проигрывание, — как говорит слуга, его
голос);
обонятельный анализатор (запах во дворце: прият¬ный или неприятный, природа этого запаха);
вкусовой анализатор (представление вкуса, прису¬щего дворцу: горечь, сладость, кислота, соленость,
модификация чувств; какие блюда предпочитает слу¬га-чувство);
тактильно-кинестетический анализатор (каково прикосновение слуги-чувства, какие движения он совер¬шает, как танцует).

Комментарии закрыты.