google-site-verification: google21d08411ff346180.html О Божественной литургии | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

О Божественной литургии

Апрель 10th 2014 -

Святитель Кирилл Иерусалимский

Тайноводственное поучение пятое

Из Петрова соборного послания: Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие и проч. (1 Пет 2: 1).

1. По Божию человеколюбию, в прошедших соб­раниях довольно вы слышали о Крещении, Миро­помазании и причащении Тела и Крови Христовых; ныне же к последующему должно перейти нам и се­годня положить венец духовному созиданию вашей пользы.

2. Итак, вы видели диакона, подающего умыть­ся иерею и пресвитерам, окружающим жертвенник Божий. Но совсем не ради телесной скверны пода­вал он воду, не по этой причине. Ибо мы с плотскою скверною не входим в Церковь. Но умовение знаме­нует, что надлежит вам очистить себя от всех грехов и беззаконий. Ибо как руки суть образ деяния, то че­рез умовение их изображаем, следовательно, чистоту и непорочность деяний. Не слышал ли ты блаженно­го Давида, это тайноводственно излагающего: буду омывать в невинности руки мои и обходить жерт­венник Твой, Господи (Пс 25: 6)? Итак, умывать руки, значит, быть неповинным осуждению за грехи.

3. Потом вопиет диакон: обымите друг друга, и друг друга целуем; не думай, чтобы это целование одинакое было с теми лобзаниями, какие на торжи­ще между приятелями взаимно бывают. Не таково это лобзание: оно души взаимно соединяет и между собой совокупляет непамятозлобием. Итак, це­лование это знаменует соединение душ и отгнание всякого памятозлобия. Посему-то сказал Христос: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвен­ником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф 5: 23-24). Следовательно, лобзание есть примирение и по­тому свято, как блаженный Павел вопиял, говоря: Приветствуйте друг друга святым целованием (1 Кор 16: 20); и Петр: лобзанием любви (1 Пет 5: 14).

4. После того иерей возглашает: горе имеем сер­дца [т. е. вознесём сердца. – Прим. ред. сайта]. Ибо воистину в тот страшный час надлежит горе иметь сердце к Богу, а не долу к земле и к зем­ным вещам. Потому это возглашение то же есть, как бы повелевал иерей, чтобы все в час оный оставили житейские попечения и домашние заботы, а имели бы сердце на небе к Человеколюбцу Богу. На это вы отвечайте: имамы ко Господу [т. е. возносим ко Господу. – Прим. ред. сайта].], согласуясь на это пове­ление через ваше исповедание. Итак, здесь никто не должен предстоять в таком расположении, чтобы ус­тами говорил: имамы ко Господу, а умом бы помыш­лял о житейских попечениях. И всегда надлежит помнить Бога, а если это ради человеческой немощи невозможно, по крайней мере, в этот час о том с лю­бовью позаботиться должно.

5. Далее говорит иерей: благодарим Господа [т. е. возблагодарим Господа. – Прим. ред. сайта]. По­истине долженствуем благодарить Бога, что нас, не­достойных, призвал в такую благодать; что, будучи врагами, мы примирились с Богом (Рим 5: 10); что удостоил нас Духа усыновления (Рим 8: 15). На это говорите вы: достойно и праведно [т. е. достойно это, и праведно. – Прим. ред. сайта]. Ибо, воссылая благодарение, мы совершаем достойное и праведное дело; Бог же не по правде, но выше правды действуя, облагодетельствовал нас и таких благ сподобил.

6. Поэтому вспоминаем небо, землю и море, сол­нце и луну, звезды и всю тварь, словесную и бессло­весную, видимую и невидимую, Ангелов, Арханге­лов, Силы, Господствия, Начала, Власти, Престолы, Херувимов многоочитых (см. Иез 10: 21 и 1: 6), как бы говоря с Давидом: Величайте Господа со мною (Пс 33: 4). Поминаем же и Серафимов, которых Ду­хом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия Престола и двумя крылами закрывающих лицо, дву­мя же – ноги, а двумя – летающих и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис 6: 2-3). И для того преданное нам от Серафимов богословие это повторяем, да соделаемся причастниками песнопе­ния вместе с премирными воинствами.

7. После этого, освятив себя духовными этими песнями, молим Человеколюбца Бога, да ниспош­лет Святого Духа на предлежащие дары: да сотворит хлеб убо тело Христово, а вино кровь Христову. Ибо всего, чего коснется Дух Святый, освящается и пре­лагается.

8. Потом, по совершении духовной жертвы, бес­кровной службы, при той же самой жертве умилос­тивительной, молим Бота о всеобщем мире церквей, о благосостоянии мира, о царях, о воинах и спод­вижниках, о находящихся в немощах, об утомляе­мых трудами и вообще обо всех, требующих помо­щи, молимся мы все и эту приносим жертву.

9. После поминаем и прежде почивших, во-пер­вых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше. Потом и о преставльшихся святых отцах и епископах и вообще обо всех из нас, прежде почивших, веруя, что превеликая будет польза ду­шам, о которых моление возносится в то время, как святая предлежит и страшная жертва.

10. Хочу я вас и примером уверить. Ибо я знаю, многие говорят: какая польза душе с грехами или без грехов отходящей от мира сего, если она поминает­ся в молитве? И что если бы какой царь послал доса­дивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши венец, принесли бы ему оный за терпящих наказа­ние, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом, и мы за усопших, если они и греш­ники, принося Богу молитвы, не венец соплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога.

11. По окончании этого ту молитву, которую Спа­ситель передал ученикам Своим, читаем, с чистой совестью нарицая Бога Отцом и произнося: Отче наш, сущий на небесах! (см. Мф 6: 9). О превеликое человеколюбие Божие! Тем, которые от Него удали­лись и были в крайней против Него злобе, такое да­ровал забвение оскорблений и причасти благодати, что и Отцом Его называют: Отче наш, Иже ecu на небесех. Небесами же те быть могут, которые носят образ небесного (1 Кор 15: 49) и в которых Бог все­лился и ходит (см. 2 Кор 6: 16).

12. Да святится имя Твое. Свято по естеству имя Божие, говорим ли мы то, или не говорим. Но в со­грешающих иногда оскверняется, по слову: Ибо ра­ди вас, как написано, имя Божие хулится у язычни­ков (Ис 52: 5; Рим 2: 24). Для того молимся, чтобы в нас имя Божие святилось: не потому, что будто, не быв святым, начнет оно быть святым, но потому, что в нас оно святым делается, когда сами освящаемся и достойное святыни делаем.

13. Да приидет Царствие Твое. Чистая душа с де­рзновением сказать может: да приидет Царствие Твое. Ибо кто слышал Павла, говорящего: да не цар­ствует грех в смертном вашем теле (Рим 6: 12), и кто очищает себя деянием, и мыслью, и словом, тот может сказать Богу: да приидет Царствие Твое.

14. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Божественные и блаженные Ангелы Божии творят волю Божию, как Давид, воспевая, сказал: Благо­словите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его (Пс 102: 20). Посему ты, моляся, говоришь это в таком значении: как в Ангелах Твоя бывает воля, так и на земле во мне да будет, Владыко!

15. Хлеб наш насущный даждъ нам днесь. Хлеб наш общий не есть насущен. Хлеб же сей святой есть насущный: вместо того чтобы сказать – на существо души устрояемый. Этот хлеб не во чрево входит и из чрева исходит (см. Мф 15:17), но во весь твой состав разделяется, на пользу тела и души. А слово днесь – говорится вместо – на всякий день, как и Павел ска­зал: доколе можно говорить: «ныне» (Евр 3: 13).

16. И остави нам долги наша, якоже и мы остав­ляем должником нашим. Ибо многие мы имеем пре­грешения. Потому что согрешаем словом и мыслью и делаем очень многое, достойное осуждения. И ес­ли говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя (1 Ин 1: 8), как говорит Иоанн. Итак, мы с Бо­гом полагаем условие, моляся, чтобы простил нам грехи, как и мы ближним – долги. Итак, помышляя, что вместо чего мы получаем, да не медлим и да не откладываем прощать друг другу. Бывающие нам ос­корбления малы, легки и удобопростительны, а от нас бывающие Богу велики и Его только человеко­любия требующие. Итак, блюдися, чтобы для малых и легких против тебя согрешений ты не затворил са­мому себе от Бога прощение тягчайших твоих пре­грешений.

17. И не введи нас во искушение (Господи)! О том ли Господь научает нас молиться, чтобы нисколько не быть нам искушенными? И как же сказано в од­ном месте, что человек неиспытанный, неопытен (см. Сир 34: 9-10) и в другом: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различ­ные искушения? (Иак 1: 2). Но войти в искушение не значит ли быть поглощену искушением? Потому что искушение подобно есть некоему потоку, трудному для перехождения. Следовательно, которые, нахо­дясь в искушениях, не погружаются в них, те перехо­дят, как искуснейшие плаватели, не быв потопляемы ими; а которые не таковы, те, вошедши, погружают­ся, как, например, Иуда, вошедши в искушение среб­ролюбия, не переплыл, но, погрузившись, утонул телесно и духовно. Петр вшел в искушение отвер­жения, но, вошедши, не погряз, а, мужественно пе­реплыв, от искушения освободился. Послушай еще и в другом месте, как всецелый лик святых благодарит за избавление от искушения: Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу (Пс 65: 10-12). Видишь ли их, дерзновенно радующихся о том, что пришли, а не увязли? Ты вывел, говоря, нас на свободу (Пс 65: 12). Войти им в покой – значит освободиться от искушения.

18. Но избави нас от лукаваго. Если бы не введи нас во искушение то значило, чтобы совсем не быть искушаему, то не прибавил бы: но избави нас от лу­каваго. Лукавый же есть сопротивный бес, от кото­рого избавиться молимся. По исполнении же молит­вы говоришь ты: аминь. Запечатлевая через аминь, что значит да будет все, что в богоданной этой мо­литве содержится.

19. По совершении этого говорит иерей: Святая святым [т. е. святыня – святым. – Прим. ред. ]. Святая суть предлежащие Дары, принявшие наитие Святого Духа. Святы и вы, сподобившиеся Духа Святого. Итак, Святая святым приличествуют. На это вы говорите: един Свят, един Господь Иисус Христос [т. е. один Святой, один Господь – Иисус Христос. – Прим. ред. сайта]. Ибо поистине един Свят, кто по естеству Свят. И мы святы, но не по естеству, а по причастию, подвигу и молитве.

20. После того вы слышите певца, песнью Боже­ственной призывающего вас к причащению святых Таин и говорящего: Вкусите, и увидите, как благ Гос­подь! (Пс 33: 9). Не телесному вкусу давайте судить об этом, никак, но вере несомненной. Ибо вкушаю­щим не хлеб и вино вкушать повелевается, но противообразное, Тело и Кровь Христовы.

21. И так приходя, не с простертыми дланями, ни с разведенными перстами приступай, но, левую руку сделав престолом правой, как хотящей Царя подъять, и согнувши длань, прими Тело Христово и тут же скажи: аминь. И так с опасением, освятив очи твои прикосновением святого Тела, причастись, остерегаясь, чтобы от оного ничего не погубил ты. А если что погубишь, тем как бы собственного свое­го члена лишишься. Ибо скажи мне, если бы кто дал тебе опилки золота, не стал ли бы ты оные держать со всяким опасением, храня, чтобы чего не утратить из них и не сделать урону? Не с большим ли опасени­ем то, что золота и камней драгоценных честнейше есть, блюсти ты должен, чтобы у тебя ни единая кру­пица не упала?

22. Потом, по причащении Тела Христа, приступи и к Чаше Крови: не простирая руки, но наклонясь и в образ поклонения и почтения говоря: аминь, освятися и Крови Христовой причастись. И когда еще находится влага на устах твоих, прикасаясь руками, освяти и очи, и чело, и прочие чувства. Наконец, дождавшись молитвы, благодари Бога, сподобивше­го тебя таких Таинств.

23. Держите эти предания непорочно и беспреткновенными себя храните. От причастия сами себя не отлучайте. Ради скверны грехов не лишайте себя этих священных и духовных Таин. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Сол. 5: 23). Которому да будет слава, честь и держава, со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки ве­ков. Аминь.

Текст приводится по: Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. – М.: Благовест, 2010. – 352 с.

Метки: ,

Комментарии закрыты.