Говорится, что последние дни сократятся. Есть ли сейчас признаки сокращения времени?

Январь 31st 2015 -

Четыре всадника Апокалипсиса

Протоиерей Андрей Ткачев отвечает на вопросы слушателей радио «Радонеж»

—   Церковь до настоящего времени ведёт отсчёт от Сотворения мира 7523 года, а сейчас существуют достоверные данные о том, что Земля существовала более трёхсот миллионов лет назад. Почему до сих пор нет нового отсчёта, если есть достоверные данные?


Меня немножко смущают слова «достоверные данные». Ясно, что наука жонглирует миллиардами лет так, будто это ключи на пальце — миллиард туда, миллиард сюда, восемь миллиардов, пятнадцать миллиардов. Но достоверность здесь откуда? Каким образом человек, живущий на Земле шестьдесят или семьдесят лет, может достоверно знать о миллиардах лет? Не кажется ли вам, что мы просто-напросто предлагаем некую веру в непогрешимость научных данных? Спектрального анализа, радиоактивного анализа, какого-то ещё анализа... Верить в 7523 года от Сотворения мира или восемь миллиардов лет — и там и там мы верим тому, что нам сказали. В данном случае мы емся библейским счётом, у меня нет основания подвергать его сомнению. Вообще, я не очень верю всему тому, что наука говорит о космосе. Наука говорит о космосе много. Но я гораздо больше верю словам о космосе тех же греков или евреев. Вот спросите любого еврея: почему вы считаете, что мир существует столько-то тысяч лет, например, а не столько- то миллиардов лет. Ради интереса спросите. Они не глупые люди, среди них есть много физиков, химиков, астрономов. Но они ведут своё летоисчисление, как и мы, упёрто считая все эти вещи тысячами, а не миллиардами. Может быть, вам что-то подскажут. У меня нет науковерия, есть большой скепсис в отношении этих миллиардов. Когда маленький человек жонглирует миллиардами, мне смешно и грустно. Поэтому, достоверности здесь не больше, чем во всём остальном. Я лобызаю цифру 7523, мне хорошо с нею. Мне нехорошо с наукой. Наука выгоняет меня из тёплого дома в холодный космос, в котором жизни нет. Жизнь есть только на нашей маленькой планете, и у нас есть все основания доверять библейскому повествованию.

— Вчера смотрела новости, показали Донецк и Луганск, бомбоубежища, подвалы, как люди живут там без света и тепла. Может людей хотя бы на праздник нам взять сюда?

— Взять человека к себе на праздник, а потом отправить обратно — это поиздеваться. Находите пункты сбора денег и вещей для населения Новороссии, и несите туда, что можете. Есть много людей, которые занимаются конкретной помощью населению Новороссии. Например, слушатели Радио «Радонеж» собирают помощь на стенде Радио «Радонеж» на выставках-ярмарках — собирают медикаменты, одежду, пищу и прочее. Находите эти пункты и приносите то, что вы можете принести из того, что там нужно. Это будет ваш посильный вклад. Хотелось бы эту беду рукой развести, но ничего вы не разведёте, и эта беда — надолго. Подключайтесь к волонтёрским инициативам людей, аккумулирующим денежные и вещевые средства для помощи нуждающимся людям. Это будет хорошее достойное участие в помощи нуждающимся. Этого достаточно на данный момент.

— Тема о святом праведном Иоанне Кронштадтском у меня пересекается с темой о Григории Распутине. В том плане, что человеку всегда трудно выбрать средний путь. Не могли бы вы сказать ваше мнение о Григории Распутине?

— По мне — так не пересекается. Григорий Распутин стоит себе особняком, в этой всей истории. Пересекается, знаете, с кем? С попом Гапоном. Кронштадтский пастырь пересекается с попом Гапоном. Поп Гапон был вторым по популярности священником в Российской империи. Такой народный батюшка, которого любили слушать рабочие, который зажигал своими речами простую аудиторию. Но он плохо кончил. Влез в политику, связался с эсерами, потом с кем-то ещё. В общем, его повесили, беднягу. Он сложил с себя сан; всё очень печально. Но вот он, как раз, и есть антитеза отцу Иоанну Кронштадтскому. Кронштадтский черпал силы из Литургии, а тот черпал силы для своих «зажигалок» с площади. А что касается Григория Распутина, то у меня нет особого пиетета перед его личностью. Вообще, всё связанное с ним, кажется мне странным, выморочным, больным, туманным и нездоровым. Это в духе накатывающейся беды, когда всё двоится, множится и ничего непонятно. Такая «типа святость», «типа чудотворство». Но не святость, не чудотворство, а именно «типа». У меня нет никакого восторга перед этим всем. Я не отношусь к тем, кто считает Григория Распутина святым. Моё нутро не идёт в эту сторону.

— Я слышал, что по Паисию Святогорцу, третья труба — это чернобыль. Паисий Святогорец, обладавщий даром прозорливости, говорил: «Вот смотри, звезда большая падает». Ладно, звезды не видят, но и перста-то не видят указующего. что будет, если люди не слышат и не видят, и к чему всё это приведёт? Как вы относитесь к Паисию Святогорцу?

— К нему я отношусь очень хорошо. Я не встречал ещё ни одного человека, который знал, о ком речь, и плохо бы к нему относился. Очевидно, это был человек, который воплощал в своей жизни монашеский идеал, Божий человек, который был обращён не только к Богу, но умел напитаться Богом и обратиться лицом к людям, и переживал о людях, и говорил с ними.

По части Чернобыля — я сам с Украины, я очень смущался, когда в дни чернобыльской трагедии все говорили: «Вот, в Библии написано про Чернобыль». да ничего в Библии не написано про Чернобыль. В Библии вообще про Украину ничего не написано. Не такое великое нечто — Украина, чтоб о ней в Библии писать, даже включая Чернобыль. Я против того, чтобы давать такие буквальные толкования звезде «полынь» и т. д. Лично я внутренне не согласен с этим. Во всём остальном отец Паисий вызывает у меня самые добрые чувства, у меня в душе теплеет, когда говорю об этом человеке, либо вспоминаю о нём. Он очень хороший человек — Божий человек.

По части труб, перстов указующих... В послании к Галатам сказано, что Христос родился, когда наступила полнота времён. Т.е. конец времён. Христианство, вообще, живёт под знаком конца времён. Любая эпоха христианской истории может быть прочитана под знаком конца времён. Поэтому, любая эпоха, вчитываясь в Апокалипсис, находит свои родные черты. Именно поэтому Апокалипсис не даётся нам для толкования полностью, он не вмещается в толкование. Именно поэтому мы не читаем его на богослужении. Его нужно читать, но нужно толковать с опаской. да, семь труб — это очень похоже на семь труб Иерихонских, совершенно верно, вы правильно говорите. Грех будет обличён, маски будут сорваны, твердыни Иерихона падут. Удерживающим является Церковь Божия, в этом я полностью с вами согласен. В деталях можем расходиться, а в принципе, мне очень нравится ход ваших мыслей. Я согласен, в принципе, с тем, что вы говорите.

— В Бытии, в первой главе написано, что бог создал твердь и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. Интересно, что это за вода имеется в виду? Говорится, что последние дни сократятся. Есть ли сейчас признаки сокращения времени?

— Вода, которая над твердью — это вся та вода, которая рассеяна в мировых космических пространствах. Например, кольца Сатурна в изрядной доле состоят из льда. Всякие летящие астероиды, куски планет — это же всё вода, отчасти, замёрзшая. Господь отделил воду, которая под твердью — это всё, что у нас тут вращается, круговорот воды в природе, от воды, которая над твердью. Есть некие воды над твердью, они в разном состоянии могут находиться за пределами нашей маленькой красивой обжитой планеты.

А что касается сокращения времени, то конечно, оно сокращается, вы это прекрасно чувствуете, знаете, что год может пролетать как месяц, месяц как неделя, неделя как день, день как час, как говорил Нил Мироточивый Афонский. Но, вместе с тем, это очень сильно зависит от места вашего пребывания и рода вашего занятия. Если вы, например, будете работать за прилавком в Макдональдсе — это будет одно, если будете работать, художником-дизайнером, надомником — это будет другое. У вас будет по- разному течь время. И, например, в гуще города у вас всё будет течь ускоренно, а стоит выехать на природу, за город, и провести один-два дня где-нибудь возле речки или в лесу, там течение времени будет гораздо более спокойным и нормальным. Поэтому, нужно понять, что цивилизация — это маховик, раскручивающий время, ускоряющий процессы, движущий нас побыстрее к могилке. А там, где жизнь спокойнее, там время течёт более размеренно. Поэтому, сделайте здесь некую поправку на место жительства. У деревенских людей жизнь более размеренная. Это мы —городские, у нас все спехом, спехом.

— В записках игуменьи Таисии Леушинской есть такое видение: незадолго до смерти ей явился сам отец Иоанн, и ей сказал, что нужно ей приготовить келеечку, и она будет с ним там молиться. И вдруг в дверь заглянула его келейница и говорит: «Народ ждёт». Он немножко рассердился, а потом выглянул в окошко, увидел сонм людей и говорит: «овцы без пастыря, я должен идти». Как бы вы могли рассудить это видение?

— Я не буду судить про видения. Овцы без пастыря — это стандартная ситуация. Этим словам уже две тысячи лет, произнёс их Христос. Если вы почитаете великих пророков, например, Иезекииля или Исаию, то там описывается ситуация, при которой люди Божии, подобные овцам, расточены, распорошены, никто не ищет их, не спасает, они подвергаются насилию и расхищаются со всех сторон. Это довольно часто повторяющаяся ситуация. Такие вещи были в разные эпохи. Цель очень простая: «Поражу пастыря — рассеются овцы». Стоит вышибить почву из- под ног у людей, лишить их законного священноначалия — как люди начинают идти не туда. Поэтому, будьте осторожны, не принимайте голословной критики на священноначалие. Даже там, где критика более-менее обоснована, сдерживайте свой правдолюбский пафос памятью о том, что всем перед Богом стоять. И мы, сегодняшние правдолюбцы, можем оказаться грешнее, чем некоторые из тех, кого мы считаем более нас грешными. Цель дьявола — поссорить пасомых и пасущих, пастыри и пасомые не должны быть во вражде, в состоянии конфликта, непослушания. Так бывает очень часто. Что такое овца без пастыря? Что у неё есть, чтобы защититься? Зубы, панцирь, жало, крылья, рога, сильные копыта? У овцы нет ничего, чтобы защитить себя. Но у неё есть уши, чтобы слышать пастыря, никуда не удаляясь от него далеко. Это всё, что у неё есть. Поэтому, на сегодняшний день, наш народ не может сказать, что он совсем без пастыря, но многие люди чувствуют себя одинокими, брошенными, не нужными, не знают куда обратиться, кому они нужны, кто переживает за них, кто может помочь им. И дать человеку почувствовать, что он нужен, что его любят, что он не забыт — это задача не только священства, это задача всех христиан. давайте пожелаем, чтобы многое множество людей, которые не нашли Господа, нашли себя в Церкви, и чтобы были те, кто поможет им в этом. Чтобы нашёлся человек. Как сказал отец о блудном сыне: «Сын мой мёртв был и ожил, пропадал и нашёлся». Состояние человека без Бога — это мёртв и пропал.

— Относительно дискуссий по поводу Святых Царских Мучеников. Скажите, пожалуйста, что такое помазанник? что вообще, помазание даёт человеку?

— Как хиротония, так и помазание на царство не гарантирует безошибочности. Человек как личность сохраняет свободу. И, как священник может грешить, доктор — болеть, учитель — ошибаться, так и царь может быть помазанным, но не быть совершенным. Его помазание делает его отдельным человеком. «Не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте» (Не прикасайтесь к помазанникам Моим, и пророкам Моим не делайте зла), — написано в Писании. Но это вовсе не значит, что помазанник абсолютно безгрешен и всегда прав. Например, помазан был Саул, но он ошибался, и идолопоклонствовал, и даже пошёл к волшебнице Аэндорской и т. д.

Конечно, разговор должен быть беспристрастный: прав — не прав, хорошо — не хорошо, умно — не умно, поступил точно или не очень точно, исполнил свои обязанности перед народом или не исполнил, в какой мере исполнил. Это всё очень живо и актуально. Причём, можно любить царя Николая, можно лобзать его образ со слезами и молиться ему — «Царю Николае, молись за народ твой! Вот видишь, как мы сейчас живём, молись за нас, помогай нам», — но при этом, критично относиться к его деятельности. Мне кажется, это не мешающие друг другу вещи. Т.е. не значит, что если я люблю, то всё прощаю, всё канонизирую, всё благословляю, всё разрешаю, что он во всём прав. Он может не во всём быть прав. Любовь должна быть зрячей. Нет человека, который бы жив был и не согрешил. Один только без греха — безгрешно поступает только Господь Иисус Христос.

— Это Филипп из Дании. До прихода в Церковь у меня был душевный подъём, «удар воодушевления», после чего я и пошёл. Вот это я не могу забыть. А сейчас после причастия я не ощущаю ничего такого.

— Что по части «ощущаю — не ощущаю»... Человек не должен вынуждать Бога на ощущения. Если это вам дано было однажды ощутить («Вкусите и видите, яко благ Господь»), то вы не должны ждать, что Бог каждый раз при причастии будет повторять, дублировать те чувства, которые однажды были при причастии. Бывают времена сухости. Бывают времена, когда со дна вашего сердца поднимается всякая муть. Это означает, что Христос, как Царь, сошёл, как в ад, в ваше сердце, и в глубине сердца поднял на ноги все страсти, и начал их там чистить. И они заполошились. Они начинают действовать в вас: вроде жил себе спокойно, нормально, а тут, причастился — и пошло. И вы начинаете дёргаться, нервничать, кричать — это проснулись страсти, разбуженные Христом, и пришедшие в движение от Его посещения. Это — нормально. Это конечно не очень приятно, но удивляться этому не стоит. Христос додействует в вас, и в ближайшее причащение я сердечно вам желаю, чтобы Христос дал вам радость, ощутить себя младенцем на руках у матери. Чтобы вам было хорошо. Чтобы вы почувствовали, что Христос держит вас в руках. Когда будет иначе- не удивляйтесь этому. Просто пошла война, и Господь, как сильный, сошёл внутрь сердца разгонять грехи. Вот они и полезли наружу.

— Паисий Святогорец писал, что когда турки перекроют реку Евфрат, это будет заготовлением к великой ужасной войне, от которой погибнет две трети населения. В марте они перекрыли Евфрат, эта новость прошла мимо. Вы можете это прокомментировать? я знаю, вы не апокалиптик, но всё-таки.

— Я действительно не апокалиптик, но война может быть, я это вижу, я это понимаю. Посему все, кто не хочет войны, и кто не заинтересован в том, чтобы люди убивали друг друга массово, пусть умножат молитву. Пусть попытаются простить, забыть, отдать долги, помочь кому-то. Умножением добродетелей погашается рознь мира сего. Всё может быть. На наших глазах может разыграться страшная бойня с нашим участием и с нашими жертвами. Я это прекрасно понимаю. Я только не хочу об этом постоянно говорить. И я хотел бы, чтобы мы взывали к Богу часто: «Не оставь нас, помилуй нас, защити нас, научи нас творить волю Твою! Яко Ты еси Бог наш». Я думаю, что на этом пути и есть исцеление от болезней. Исцеление мира в обращении к Богу. Забвение Бога — это болезнь мира, заканчивающаяся, в конце концов, войной и всяким безобразием. Нельзя жить автономно, нужно жить открыто к Богу. Я принимаю ваши слова со всей степенью серьёзности, тревоги, ответственности, и говорю вам от сердца к сердцу — это может быть. Но, чтобы этого не было, потому что мы этого не хотим, и никто нормальный этого не хочет, нам нужно умножить молитву и доброделание. Не проходите мимо просящих, не пропускайте воскресных дней, добавьте к вечерним молитвам лишний поклон, умаляйте Господа защитить своих — своих Господь всегда покроет. Он умеет сохранять своих. дай Бог, только, чтобы мы были своими.

— У меня вопрос по поводу первой Тайной Вечери, когда Господь причастил апостолов. Получается так, что он тогда ещё не принёс искупительную жертву на кресте. я думаю об этом...

— Это большая тайна. Христос знал, что Его распнут и пришёл распяться. И до страдания, до креста, до смерти и воскресения, дал есть и пить людям, в лице апостолов, плоть и кровь Свою, хотя Сам ещё не потерпел искупительного страдания. Это говорит нам о многом. В частности о том, что всё могло быть иначе. даже если бы Его не распяли, если бы такой вариант был возможен, если бы крест не предполагался, то очевидно, что есть возможность причащаться телу и крови Христа, сына Божиего, не требуя Его смерти и воскресения. Конечно, здесь мы погружаемся в некую большую тайну, тайну жизни Богочеловека, но то, что Он даёт нам есть и пить Своё тело и кровь до креста, означает, что крест был необязателен. В том смысле, что можно было причаститься Божеству, не убивая Бога. Ведь люди осудили Бога, люди убили Бога, люди повели себя по отношению к Богу, как богоубийцы. Осудили, придумали формальные поводы, а потом убили. И всё это не было так обязательно, как нам кажется. Очень важно, что причаститься телу и крови Христа можно независимо от того, умер Христос и воскрес, или Он не умирал.

Источник: газета «Радонеж» No 1 (263) 2015 г.

Метки:

Комментарии закрыты.