Святитель Ювеналий Аляскинский

Декабрь 24th 2015 -

Память 2/15 июля, в Соборе Валаамских святых, в Соборе всех святых Аляски, в Соборе первомучеников Американской земли

Иеромонах Ювеналий (а миру Яков Говорухин; около 1761, Екатеринбург — 1796, Аляска) — миссионер, иеромонах, священномученик (канонизирован РПЦ в 1980 году).


Родился в семье шихтмейстера (горного чиновника 14-го класса), работавшего на Нерчинских заводах.

В 1784 г. Говорухин был зачислен в армию в чине «инженерного прапорщика», служил на Колывано-Воскресенских заводах и рудниках. В 1791 г. был уволен «на собственное пропитание», поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.
После учреждения в 1793 г. Северо-американской кадьякской духовной миссии во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) И. был рекомендован для участия в ней в сане иеродиакона, но митр. Новгородский и С. -Петербургский Гавриил (Петров) указал рукоположить его во иеромонаха. 25 мая 1793 г., вероятно в Александро-Невской лавре, пострижен в монашество с именем в честь свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского. В состав миссии вошел также родной брат св. Иувеналия Михаил Фёдоров Говорухин, послушник Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря, ранее служивший «унтер-шихтмейстером» на Нерчинских заводах.
Путь к месту расположения миссии проходил через Иркутск, где по просьбе архим. Иоасафа послушник Михаил 20 апр. 1794 г. был пострижен в монашество с именем Стефан и 30 апр. рукоположен во иеродиакона. По отзыву архим. Иоасафа, «Ювеналий… довольно рачителен, а брат его… отец Стефан, хотя и молодой человек, но такой добрый, простонравный, услужливый и умный, что хотя бы из Валаамского братства выбрать, так и днем с огнем наищешься столь способного по здешнему месту». В др. письме архим. Иоасаф называл Иувеналия «добрым человеком». Из Иркутска миссионеры отправились по Лене до Якутска, а затем до Охотска, откуда отплыли в Америку.
24 сентября 1794 г. миссионеры прибыли на о-в Кадьяк, к востоку от п-ова Аляска.
Отец Ювеналий, услышавши про Аля­ску и не давши от ревности более тому говорить, с торопливостью духа тому сказал: «Аляска по всему моей части подлежит, то прошу покорно меня тем не обижать; как судно ныне отпускается в Якутан, то я и проповедь должен начинать от юга, и проходя вдоль по океану и обшед Кенайскую губу, непременно в здешнюю гавань нужно ид­ти по Аляске». Слушая то, отец Макарий покрывался унынием и, приняв печальный вид, говорил умиленно: «Нет, батюшка, ты меня тем не тесни; сам ты знаешь: цепь Алеутских островов совокупилась с Аляской, то непременно моей части подлежит, а оттуда весь се­верный берег; тебе же, если изволишь, довольно на весь твой живот южная часть Америки».

Прибыв в 1794 году в Кадьяк, Ювеналий, вместе с иеромонахом Макарием, в два месяца объехал весь остров и окрестил всех его жителей. В 1795 году Ювеналий отправился в Нучен, где обратил в христианскую веру более 700 чугачей, а в 1796 году — на Аляску, к озеру Илямне или Шелехову, и там окончил своё служение, и умер. Почётные люди, жившие там, под убеждением Ювеналия, отдали ему своих детей для обучения в Кадьяке. Иеромонахи Ювеналий и Макарий окрестили более 5000 американцев.

Существует несколько версий обстоятельств смерти Иувеналия. Первая связывает мученическую кончину св.  Иувеналия с распространением им христианской морали среди танаинов (Denai'na) или юппик-эскимосов. После крещения одного племени св. Иувеналий запретил туземцам иметь по несколько жен и, кроме того, возвращаясь, убедил старейшину отдать ему всех детей для обучения в школе на Кадьяке. Когда св. Иувеналий ушел с детьми, его противники устроили погоню. Они догнали миссионера. Несмотря на то что св. Иувеналий имел при себе оружие, «не хотел он ни бежать от них, ни защищаться, но с полным самоотвержением покорился Промыслу, прося их только об оказании пощады спутникам своим. Просьбу эту злодеи исполнили». Индейцы жестоко избили св. Иувеналия, забрали детей и отправились обратно. Но св. Иувеналий вдруг поднялся и с крестом в руках пошел за удалявшимися мучителями. Увидев это, туземцы стали с еще большей жестокостью бить миссионера. Как только они отошли, св. Иувеналий вновь поднялся и последовал за ними. Тогда язычники «искрошили его в куски» и зарыли. Но на месте погребения столб пламени или дыма, «подъемлющийся в недосязаемую взорам высоту, свидетельствовал о невинно пролитой крови» ([Иннокентий (Вениаминов)]. 1840. С. 155; Очерк из истории Американской Правосл. Духовной миссии. 1894. С. 72-73).

В ином варианте повествования передан рассказ местных жителей русским матросам: «Он обращал нас к своему Богу, а мы... привязали его к дереву; но уже, совсем мертвый, три раза восставал и снова начинал убеждать нас, доколе, наконец, не отдали мы его на съедение нашим соседям» (Муравьёв. 1836. С. 153). Эта версия обстоятельств гибели Иувеналия — наиболее ранняя, но каннибализм не был свойствен местным жителям. Согласно др. версии, Иувеналий, ориентируясь на голоса людей, подошел к лагерю одного из воюющих племен в районе оз. Илиамна. Стражники, заметив приближающегося человека, посчитали его неприятелем и, приняв в сильном тумане крест в его руках за оружие (или восприняв крестное знамение как жест агрессии), стали стрелять. Согласно рассказу 104-летнего местного жителя, записанному миссионером диак. Василием Орловым, и другим источникам, св. Иувеналий отправился на север, прошел вдоль р. Нушагак и от верховьев р. Кускоквим (Кускокуим) по ее течению вышел на юго-запад Аляски, побережье Берингова м. к зал. Кускоквим. У пос. Куинхагак (Квингагах, Квынкхак, ныне Кинегнак) он погиб от копий и стрел эскимосов-юппиков Центральной Аляски, к-рые действовали по наущению шамана. Убили и провожатого (провожатых) из числа танаинов. Когда шаман или колдун после убийства священномученика надел на себя его крест, то уже не мог совершать языческие обряды и признал силу креста. Именно это место гибели миссионера, а не окрестности оз. Илиамна, является наиболее вероятным, как показал в неопубликованной работе финский исследователь П. Халламаа. Местные предания сообщают также, что тело священника было похоронено в горах (Oleksa. 1983. Р. 134-137). По дороге к Кускоквиму, на оз. Тугияк (Тогиак), в сев. части Бристольского зал. Берингова м., штурман И. Я. Васильев в 1829 г. видел у мн. аборигенов медные образа и крест, которые, по его предположению, достались им от св. Иувеналия, «убитого от сего народа около 1796 г. близ селения Квинты» (Кинегнак) (Фёдорова. 1979. С. 188). Осенью 1799 г. в Охотском м. при кораблекрушении погиб иеродиак. Стефан.

Комментарии закрыты.