Преподобный Симеон Новый Богослов, игумен

Март 24th 2013 -

Преподобный Симеон Новый Богослов, игумен

Память 12/ 25марта.

Симеон Новый Богослов (949, Галатия — 1022, Хрисополис) — монах, богослов, сочинитель «Гимнов» (поэтических духовных стихов), один из ярчайших представителей традиции исихазма. Наряду с двумя великими богословами Церкви — Иоанном Богословом и Григорием Богословом, Симеон был удостоен имени Новый Богослов.


Родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония), в связи с чем часто называется современником равноапостольного князя Владимира. Получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе.

С ранних лет он чувствовал склонность к уединению и монашеской жизни. Он отучился на грамматических (средних) курсах, но отказался продолжать образование в риторике и философии. Большую часть его времени занимало чтение духовной литературы. Достигнув двадцатипятилетнего возраста, он покинул родной дом и отправился в Студийский монастырь, известный на всю округу своим строгим уставом.

В монашеской обители юноша нашел духовного пастыря – Симеона Благоговейного, к которому прилепился всей душой. Монастырская братия искушалась, видя его глубочайшую привязанность к своему наставнику. Инокам казалось, что будущий святой слишком усерден в своем подвижничестве. Игумен Студийского монастыря был настолько недоволен поведением юноши, что изгнал его из обители.

Позже Симеона Нового Богослова не раз упрекнут в том, что он слишком усердно чтит память своего духовного отца…

Преподобный Симеон нашел приют в соседней Ксерокеркской обители во имя святого Маманта. Здесь в 980 году он принял иночество, а уже через три года был возведен в сан игумена.

Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: «Господи, помилуй!» Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви; чтобы навыкнуть в памятований о смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он служил Литургию.

Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм.

Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это «ожерелье» на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.

За время своей двадцатипятилетней деятельности в должности настоятеля преподобный Симеон значительно наладил хозяйственно-административные дела монастыря, находящиеся в плачевном состоянии. Особенное внимание он уделил духовно-нравственной жизни обители. Строгие порядки, которые он завел, пришлись по вкусу не всем, и через какое-то время братия возроптала. Дело дошло даже до открытого бунта.

Строгая монашеская дисциплина, которую все время насаждал Преподобный, привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили.

Собравшись в группу примерно в тридцать человек, монахи написали коллективную жалобу Константинопольскому патриарху Сисинию, но тот, разобрав дело, ходатайство о смещении настоятеля не удовлетворил. Зато сами смутьяны были наказаны изгнанием из обители. Как сообщается в житии преподобного Симеона, написанного его келейником Никитой Стифатом, настоятель принял живейшее участие в судьбе изгнанников и его стараниями пристыженные братья вернулись в монастырь.

Духовная практика, основанная на личном (как это утверждал сам преподобный Симеон) опыте богообщения и широкая проповедническая деятельность привлекли к богослову-философу пристальное внимание церковных властей. В конце концов, он был изгнан из Константинополя и, удалившись на берег Босфора, уединился в молитвенном доме святой Марины, при котором чуть позже основал монастырь.

Духовные последователи старца изо всех сил пытались обелить имя своего учителя в глазах высшего духовенства. По их ли уговорам, или из личных побуждений святой Симеон выслал Константинопольскому патриарху книжку своих сочинений. Содержание книги было исследовано на заседании Священного Синода и признано ортодоксальным, то есть полностью совпадающим с догматами и утверждениями православной Церкви. Излишний мистицизм решили списать на особенности характера старца. Преподобный Симеон был приглашен в столицу, где патриарх сделал ему предложение вернуться в родную обитель, но уже придерживаться более умеренных взглядов. Более того, даже посулил сан епископа. Святой отклонил предложение патриарха и предпочел доживать свой век в монастыре святой Марины. Здесь он написал значительную часть своих трудов – «Гимны», здесь же принял праведную кончину.

12 марта 1022 года после продолжительной болезни желудка Симеон Новый Богослов отошел ко Господу после продолжительной болезни желудка.

Духовная жизнь преподобного

Интересный факт

Еще в Студийском монастыре святой Симеон пережил Божественное откровение. Как-то раз во время усердной молитвы он узрел необыкновенное свечение, отчего внутренняя сущность его наполнилась радостью и благодатью. Симеон уверился, что этот свет был ничем иным, как проявлением Божественного присутствия. Позже именно этот случай ляжет в основу его богословской концепции.

Симеон утверждал, что Бог может стать видимым уже в этой жизни, на земле, и человек должен стремиться пережить этот опыт общения с Богом. В своих трудах Симеон говорит о столь тесной связи со Христом, что в буквальном смысле уподобляется ему:

«Мы делаемся членами Христовыми, а Христос нашими членами. И рука (у меня) несчастнейшего и нога моя – Христос. Я же жалкий – и рука Христова и нога Христова. Я двигаю рукою, и рука моя есть весь Христос, ибо Божественное Божество, согласись со мною, нераздельно».

Смелое до дерзновения утверждение, что человек может стать богом…

Парадоксально, но мистическая основа богословия не входила в противоречие с православными догматами, что не давало возможности недоброжелателям старца обвинить последнего в ереси. Однако учение об «обожении плоти», а не ее «умерщвлении»  встречало враждебное непонимание, как со стороны вверенных под его окормление монахов, так и со стороны церковно-правящего аппарата. Однако Симеон, прозванный Новым Богословом, спешил поделиться с окружающим пережитым однажды откровением:

«Как некий бра­то­лю­би­вый ни­щий, по­про­сив­ший ми­ло­сты­ню у хри­сто­лю­би­во­го и ми­ло­сти­во­го че­ло­ве­ка и по­лу­чив­ший от него несколь­ко монет, бе­жит от него в ра­до­сти к сво­им то­ва­ри­щам по бед­но­сти и из­ве­ща­ет их об этом, го­во­ря им в тайне: “Бе­ги­те с усер­ди­ем и вы, чтобы по­лу­чить”, и при этом по­ка­зы­ва­ет им паль­цем и ука­зы­ва­ет им че­ло­ве­ка, дав­ше­го ему мо­не­ту. Так и я, сми­рен­ный, бед­ный и об­на­жен­ный от вся­ко­го добра… ис­пы­тав­ший на де­ле че­ло­ве­ко­лю­бие и со­стра­да­ние Бо­жие и по­лу­чив­ший бла­го­дать, недо­стой­ный вся­кой бла­го­да­ти, не вы­но­шу один скры­вать ее в нед­рах ду­ши, но го­во­рю всем вам, бра­тьям и от­цам мо­им, о да­рах Бо­жи­их и де­лаю яв­ным вам, на­сколь­ко это в мо­их си­лах, ка­ков есть тот та­лант, ко­то­рый был дан мне, и по­сред­ством мо­их слов об­на­жаю его, как на ла­до­ни. И го­во­рю это не в за­ко­ул­ке и тайне, но кри­чу гром­ким го­ло­сом: «Бе­ги­те, бра­тья, бе­ги­те». И не толь­ко кри­чу, но и ука­зы­ваю на по­да­ю­ще­го Вла­ды­ку, вы­став­ляя впе­ред вме­сто паль­ца мое сло­во… По­это­му и я не терп­лю, чтобы не го­во­рить о тех чу­де­сах Бо­жи­их, ка­кие я ви­дел и ка­кие я узнал на де­ле и на опы­те, но всем про­чим лю­дям сви­де­тель­ствую о них, как пе­ред Бо­гом».

Труды:

Слово 1.  В чем состояло преступление Адамово?

Слово 2. О том, что естество человеческое чрез воплощение Сына и Бога Слова приходит опять в благобытие, то есть в то доброе и божественное состояние, в каком было оно до преступления Адамова

Слово 14. Чего требует Бог от христианина?

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.