Преподобный Симеон Новый Богослов, игумен

Март 24th 2013 -

Гимны

Здесь и молитвенное размышление о природе Бога и человека, и торжественная песнь, славословящая Господа, и поучения для братии и нравственные наставления. В гимнах святой Симеон описывает свой духовный опыт соприкосновения со Христом, свои переживания, говорит о том, как в процессе духовного становления  человек соединяется со Святой Троицей и о том, как важно для спасения воспринять благодать Святого духа (впустить Царствие Божие внутрь себя) еще здесь на земле, и причащаться Святых даров осознанно.

Фрагмент из гимна № 7 «О том, что ставший причастником Святого Духа, восхищаемый Его светом, возносится над всеми страстями, не претерпевая вреда от приближения их» в стихотворном переводе с греческого:

Увидит ли кто-нибудь, Боже,

Лица Твоего сиянье,

Хотя бы ходил достойно

Во всех Твоих повеленьях?

Великое, страшное чудо,

Невозможное совершенно –

Живя в этом тяжком мире,

В этом страшном и мрачном мире,

Унестись вместе с телом из мира.

О страшная, чудная тайна!

Другие творения

К ним относят:

  • «Катехизические слова» (обращены не к оглашенным, а к монахам так как, по его мнению, пострижение в монашество равнозначно второму крещению),
  • Проповеди на богословские и нравственные темы.

Молитва к причастию

Если открыть Молитвослов на главе «Последование ко Святому Причащению», то 6-й или 7-й (в зависимости от издания) будет молитва святого Симеона Нового Богослова. Складная, необычайно поражающая слух художеством формы, не всегда понятная в отдельных своих выражениях, она, как и гимны основана, прежде всего, на мистическом переживании автора. В ней постоянно применяется прием противопоставления: с одной стороны – осознание своей греховной ничтожности, с другой – желание дерзнуть и прикоснуться ко Христу. Страх и дерзость одновременно. Страх вызван благоговением перед Господом, а неудержимое дерзновенное  стремление соединиться с Ним – любовью к Нему же. Главный лейтмотив молитвы – важность и необходимость причащения Святых Христовых Тайн, ибо без причастия невозможно прийти к Богу. Вот как об этом говорит сам преподобный Симеон:

«Причаститися неосужденно, да пребудеши, яко рекл еси, со мною треокаянным: да не кроме обрет мя Твоея благодати, прелестник восхитит мя льстивне, и прельстив отведет боготворящих Твоих словес».

То есть, если Господь не сподобит причаститься, то «прелестник», то есть Дьявол отвратит человека от Христова учения.

Вообще тема причастия занимает важное место в апологетике Симеона Нового Богослова. Известно, к примеру, что сам он причащался Телу и Крови Спасителя ежедневно, слезно исповедуя свои грехи. Участие во всех церковных таинствах, а особенно в Таинстве Евхаристии необходимо человеку, чтобы быть сопричастным Христу.

Цитаты

О причастии

Если же… прежде чем покажешь достодолжное покаяние, дерзнешь ты причаститься Тела и Крови Христовых, то демоны, видя, как презрел ты Бога и причастился недостойно, все устремятся на тебя и, схватив тебя немилостиво и бесчеловечно, низринут опять в ров прежнего непотребства. Тогда вместо христианина сделаешься ты христоубийцею и будешь осужден вместе с теми, кои распяли Христа.

Желаешь ли никогда не причащаться без слез — делай то, что поешь и читаешь сам каждодневно, и дойдешь до того, что всегда будешь причащаться со слезами.

О вере

Вера не должна быть лишена дел, чтобы не быть поругаемой; однако вера выше дел.

По мере веры, какую кто являет, подается благодать. У кого велика вера, тому подается и великая благодать, у кого мало веры — мало благодати.

О Боге

Поскольку Бог хочет быть познанным нами, постольку Он открывается. И поскольку откроется, постольку Его видят и познают достойные. Но сподобиться этого и испытать это никто не может, если не соединится с Духом Святым, стяжав прежде стараниями и трудами сердце чистое, простое и сокрушенное.

Господь — световидный источник бессмертного потока. В этом источнике омываются водой, текущей из Него, очищаются душевно и телесно от всякого осквернения и начинают сиять, как светила и как лучи солнца, все те, которые любят Его всей душой.

О молитве

Нет греха больше, как молиться без страха Божия, без внимания и благоговения. Кто молится или поет псалмы просто, как попало, с небрежностью и презорством, тот явно не знает, что такое есть Бог.

Большая часть людей, когда поют псалмы и молитвы делают, устами только произносят псалмы и молитвы. А ум их ведет беседы с бесами.

О бесах

Злыми делами нашими питаются демоны и получают силу воевать против нас, а нашим удалением от зла они истомляются алчбой и обессилевают.

О грехе

Всякая страсть и всякий грех оскверняют одежду души нашей и изгоняют нас из Царства Небесного.

Иконография

Обычно святые на иконах изображаются такими, какими были при жизни и с атрибутикой, обозначающий их род занятий. Так, Симеон Новый Богослов представлен на иконах в виде старца в монашеской одежде, держащего в руках свиток – символ того учения, которое он оставил нам в назидание.

Иногда его правая рука обращена в сторону молящихся открытой ладонью, как знак простоты и бесхитростности угодника Божия.

Не менее часто святой изображается с благословляющей десницей или держащим крест, символически указывающим на выбор духовного пути («возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34; Лк. 9:23)), а также на апостольское служение. Некоторые иконы иллюстрируют эпизоды из жития святого: вот молящемуся Симеону в свете солнечного сияния является Иисус Христос, вот он в рабочей обстановке пишет очередной труд…

Почитание

В конце 80-х годов прошлого века был построен первый храм и мужской монастырь в честь преподобного Симеона Нового Богослова, более известный как Каламосский Симеоновский монастырь. Находится в Греции, на острове Каламос.

Толчком для его основания стало открытие отцом Христодулом (нынешним игуменом обители) того факта, что во всем православном мире нет ни одного храма, посвященного этому святому.

13 Июля 1987 года В этот день старец Порфирий Кавсокаливит освятил первые келии  новопостроенного монастыря Симеона Нового Богослова и благословил его насельников. А 25 августа 1993 года решением Священного Синода Элладской Православной Церкви монастырь получил статус ставропигиального и синодального.

На сегодняшний день это единственный монастырь, который освящен в честь святого Симеона Нового Богослова.

В честь святого Симеона Нового Богослова монахом Григорием Микрагианнанитом был сложен акафист, текст которого Священный Синод РПЦ утвердил совсем недавно – в 2012 году.

Интересный факт

Память святого чтится только Восточной церковью, ибо святой был канонизирован в лике преподобных уже после Великой Схизмы (раскола Церкви на Восточную и Западную).

Если говорить о почитании Симеона Нового Богослова, то лучше всего вспомнить то молитвенное наследие, которое он нам оставил. Каждый, кто готовится к Таинству Причастия, так или иначе читает молитву, составленную святым, – это ли не лучшее доказательство того, как высоко чтиться память преподобного Симеона и какое важное место Церковь отводит его учению?

Несмотря на канонизацию и, казалось бы, безоговорочное утверждение Симеона в сонме святых, не все принимали и принимают его учение. До сих пор в адрес богослова-философа можно слышать обвинения в теологическом невежестве, слишком ревностном исполнении евангельских заповедей, чрезмерных эмпирических переживаниях, которыми проникнуто каждое его слово…Однако никто не усмотрел в его учении неправославия или неправомыслия. Он неизменно оставался, прежде всего, христианином, все свои помыслы  устремляя к одной цели – Христу.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.