Преподобный Диодор Юрьегорский

Декабрь 2nd 2010 -

Память 20 ноября/ 3 декабря; 27 ноября/ 10 декабря, в Соборах Новгородских, Карельских и Соловецких святых.

Дамиан, в схиме Диодор Юрьегорский, Каргопольский (+ 1633), схимонах, основатель Юрьегорского Троицкого монастыря, преподобный.

В миру Диомид Иерофеевич, родился между 1586 и 1593 в селе Турчасово Каргопольского уезда, на реке Онеге, в благочестивой семье Иерофея и Марии. В родном селе святого с 1559 г. существовало подворье Соловецкого монастыря. К концу жизни отец Диомида принял постриг в Соловецкой обители, там же принял монашество и неизвестный по имени родной брат Диомида.
В возрасте 15 лет Диомид отправился на богомолье в Соловецкий монастырь и остался там послушником. В 19 лет принял постриг с наречением имени Дамиан от игумена Антония. Духовным наставником Дамиана стал опытный старец иером. Иосиф, выходец из Новгорода.

Услышав от иером. Иосифа рассказы о подвигах прп. Андрея Соловецкого и др. соловецких пустынножителей, Дамиан решил последовать их примеру и тайно ушел из монастыря в глубь Большого Соловецкого острова. Инок пробыл в пустыне 40 дней в поисках подходящего места для пещеры. Дамиан также хотел встретить отшельника, который благословил бы его на пустынническое житие. Инок изнемог от голода, питаясь травой и водой. Соловецкие монахи обнаружили Дамиана лежащим под деревом и решили, что он мертв. На носилках инока принесли на монастырское подворье, где он пришел в себя.

Спустя некоторое время, собравшись с силами, Дамиан вновь отправился в глубь острова, где встретил 2 отшельников и неподалеку от их келий построил себе хижину. Ему удалось найти и др. пустынножителей, подвизавшихся в лесах на Большом Соловецком и Анзерском островах. Среди них были иноки новгородец Ефрем Чёрный, Алексий Калужанин, москвичи Тихон и Иосиф, Феодул Рязанец, Трифон, Порфирий, Иосиф, Севастиан, миряне новгородец Никифор и выходец из Алексина Тимофей. Многие из них удалились от мира в период Смутного времени. Дамиан нередко приносил подвижникам необходимые вещи из монастыря, хоронил умерших пустынников.

Распространение пустынножительства вызвало недовольство в общежительном Соловецком монастыре. Возмущение достигло предела, когда вслед за Дамианом, рассказывавшим во время посещений обители о подвигах пустынников, из монастыря в лес ушел больничный келарь Кирик. Недовольные явились к настоятелю монастыря прп. Иринарху и требовали вернуть Кирика и др. отшельников, которые «в пустынях в праздности пребывают, а не в монастыре трудятся». Игумен распорядился отыскать пустынножителей и силой доставить в монастырь, кельи мн. отшельников были разорены. Дамиана заковали в железо и поместили под охрану в больничные палаты, где он провел 5,5 месяца в строгом заключении.

Освободившись от оков (по-видимому, бежав), Дамиан полгода прожил в лесу. О его местонахождении знал только брат, иногда навещавший святого. Когда наступила весна, Дамиан покинул остров на лодке и поселился в пустынной местности на берегу р. Онеги. Там он столкнулся с сопротивлением местных крестьян, не желавших видеть отшельника и, возможно, в дальнейшем обитель на своих землях, служивших им охотничьими угодьями. Дамиана избили, его келью сожгли. Ему пришлось уйти более чем на 100 верст к юго-западу и обосноваться на Юрьевой горе, неподалеку от Водлозера (здесь была пустошь на месте исчезнувшей деревни). Преподобный поставил крест и построил келью. Через 7 лет к отшельнику присоединился инок Прохор, ставший учеником святого. Основание обители, по сведениям жалованной грамоты царя Михаила Феодоровича Троицкой Юрьегорской пустыни 1637 г. и писцовой книги 1627/28 г., относится к 7134 (1625/26) г. По мнению автора «Архангельского патерика» сщмч. Никодима (Кононова), Дамиан оставил Соловки в 1619 г. и ок. 1620 г. поселился отшельником на Юрьевой горе.
Основание обители сопровождалось чудесными явлениями: Дамиан и Прохор, а также мн. местные жители слышали на этом месте колокольный звон, от некоего явившегося «мужа светла» (по местному преданию, арх. Гавриила) Дамиан получил указание основать монастырь во имя Св. Троицы и построить в нем церкви во имя Св. Троицы, в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Затем преподобный увидел сон: с неба сошел крест и стал на горе, на которую уселось множество воронов. Так, согласно Житию и патериковой повести, Дамиану было указано место основания Троицкого собора и предсказано, что на этом месте соберется много иноков.

Задумав основать монастырь, Дамиан отправился в Москву, по дороге посетив Троице-Сергиеву обитель. В столице помощь в сборе средств на строительные работы Дамиан получил от соловецкого постриженика, келаря Троице-Сергиева монастыря Александра (Булатникова), который дал Дамиану богослужебные книги и церковные сосуды. Кроме того, Александр представил Дамиану матери царя инокине Марфе (+ 1631). Царица-инокиня пожертвовала в строящуюся пустынь 200 р., подарила множество икон, книг, сосуды, ризы, колокола. Она рассказала об обители царю Михаилу Феодоровичу, который даровал Юрьегорскому монастырю охранную грамоту. Оказали помощь и богатые миряне-купцы. С письмом от Александра (Булатникова) Дамиан отправился в Новгород к митр. Киприану, который дал благословенную грамоту на устроение обители, антиминс, жалованную грамоту, запрещавшую въезд в монастырь десятникам, а также пожертвовал денежные средства. Поскольку Дамиан по смирению отказался принять на себя священный сан, с ним был послан свящ. Симеон.

По сведениям писцовой книги 1627/28 г., в пустыни в это время в 5 кельях жили 14 насельников, слуг и «детенышей» у монастыря не было, ближайшие деревни находились не менее чем в 70 верстах. Жизнь в небольшом северном монастыре была трудной, полной лишений. Неоднократно случался голод, что вызывало ропот братии, упрекавшей Дамиана в неразумной трате денег на одновременную постройку 3 храмов. По преданию, приводимому в Житии, однажды от голода монастырь спас явившийся Дамиану прп. Александр Ошевенский: по его заступничеству иноки наловили много рыбы. Дамиан, творя умную молитву и подавая пример братии, трудился в поварне и хлебне, выполнял др. работы. Еще дважды (по мнению еп. Никодима (Кононова), в 1629 и 1632) он ходил в Москву, где его обители были пожалованы земельные владения (в основном пустоши). Насельники Юрьегорского монастыря во главе с Дамианом начали заниматься земледелием, вырубали окрестные леса под пашню.
К 1633 г. число братии возросло до 30 чел., в обители жили 17 трудников. Незадолго перед кончиной святой много претерпел от мон. Феодосия, сосланного в Юрьегорский монастырь в 1633 г. патриархом Филаретом. Феодосий пытался несколько раз убить настоятеля, затем, ограбив монастырскую казну, вместе с 17 насельниками бежал из обители.

Житие рассказывает о присущем Дамиану даре прозорливости. Накануне отъезда по хозяйственным делам в Каргополь преподобный предсказал свою близкую кончину. Перед смертью он принял схиму с именем Диодор (это имя часто встречается в списках Жития как основное монашеское имя преподобного).

Скончался 27 ноября 1633 года и был погребен в Каргополе. Спустя 2 месяца после преставления преподобного братия Юрьегорского монастыря перевезла его нетленные останки в основанную им обитель. Похоронен он был в Троицком соборе, на юж. стороне, где от его мощей совершались чудеса (1-е датируется 1656). После кончины преподобного было найдено его завещание, в котором он наставлял братию, в частности запрещал держать в монастыре хмельные напитки.

В 1803 г. на месте обветшавшего Троицкого храма был построен новый с таким же посвящением. Под церковью с юж. стороны была устроена часовня, где находилось надгробие преподобного, мощи которого почивали под спудом. Неподалеку, у колодца, по преданию вырытого Диодором для монастырских нужд, находилась устроенная в 1890 г. на месте кельи Диодором часовня. Троицкая церковь и часовня не сохранились, совр. местонахождение мощей преподобного неизвестно.

Сведения о преподобном содержатся в его Житии, составленном в сер. XVII в., а также в посвященном ему рассказе в «Повестях о соловецких пустынножителях» (кон. XVII в.). Выделяют 4 редакции Жития прп. Диодора: Первоначальную, Распространенную, Сокращенную и Краткую. Первоначальная редакция была составлена предположительно в 1641—1648 гг., ее авторами могли быть Александр (Булатников) и прп. Елеазар Анзерский. Повествование о пребывании Диодора на Соловках в Житии вторично, оно восходит к «Повестям о соловецких пустынножителях».

Прп. Диодор назван в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.). В нач. XIX в. имя Диодора было внесено в «Верное и краткое исчисление... преподобных отец Соловецких» (РНБ. Солов. № 1195/1366), в нач. ХХ в. включено в «Архангельский патерик». Канонизация Диодора подтверждена включением его имени в Соборы Новгородских святых (празднование возобновлено в 1981), Соловецких святых (празднование установлено в 1993), Карельских святых (празднование установлено в 1974 Финляндской Церковью).

Несмотря на то что преподобный преставился 27 ноября, его память в XIX-XX вв. праздновалась 20 ноября. По мнению еп. Никодима (Кононова), «перенесение празднования с 27 на 20 ноября явилось плодом практического соображения: праздновать память преп. Диодора одновременно с храмовым праздником — накануне Введения во храм Пресвятой Богородицы». Вопрос о возвращении дня памяти на 27 ноября рассматривался по представлению Соловецкого монастыря на заседании Синодальной Комиссии по канонизации святых 29-30 ноября 2000 г. По данному вопросу было принято положительное решение, заключение Комиссии было утверждено 9 декабря 2000 г. патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
В Минее помещены тропарь, кондак и 2 молитвы Диодору.

Тропарь, глас 2
Желанием духа распалився,/ мятеж мирский отринув,/ ко Единому Богу любовию прилепися/ и Того вседушне взыскуя,/ во внутреннюю пустыню отыде,/ при водах вселися,/ идеже в слезах и трудех пребывая многолетное время,/ в терпении мнозе житие Ангельское проходил еси/ в наставлении Божественнаго разума,/ стадо инок собра мудре,/ ихже посещая, не остави, Диодоре преподобне, отче наш,/ Пресвятей Троице моляся/ от зол всяческих избавити и спасти души наша.

Первое упоминание об изображении прп. Диодора содержится в его Житии, в рассказе о том, как старец Феодосий, сосланный в Юрьегорский монастырь патриархом Филаретом ок. 1633 г., избивал преподобного и сеял смуту в обители. Тогда же Феодосий «по вражию научению на бревне вырезав лице старцево и подписа имя Демьяново и поругався много, бив щелыгами, и сотвори смеятися всем братиям, иже с ним».

Первый образ преподобного был написан вскоре после его смерти. Он уподоблялся иконографическому типу прп. Сергия Радонежского, уже сложившемуся в рус. иконописной практике («брада аки Сергиева»). Иконописный подлинник сводной редакции ХVIII в. рекомендует писать Диодора, «Каргопольскаго новаго чудотворца», т. о.: «...подобием надсед, изжелта, брада аки Сергиева, ризы преподобническия и в схиме». Эту информацию повторил в 1882 г. Н. П. Барсуков. В текстах др. подлинников XVIII в., 30-х гг. XIX в. под 27 июля сказано: «В схиме, надсед, брада изжелта Сергиева, ризы преподобническия».

Комментарии закрыты.