Праведная Вероника

Июль 24th 2019 -

Праведная Вероника

В Православной церкви (Элладская, Сербская, Православная церковь в Америке) память Вероники отмечена 12 /25 июля. В месяцеслове Русской Православной Церкви нет упоминания о святой Веронике.

Свята́я Верони́ка — христианская святая I века. В православии под именем Вероника почитается женщина, которая, согласно Евангелию, исцелилась, прикоснувшись к одеждам Иисуса Христа (Мф. 9, 20-22)...

Согласно историку Евсевию Кесарийскому святая Вероника1 была родом из Кесарии Филипповой (Панеады).

Исцеление кровоточивой жены. Фрагмент христ. саркофага. IV в. (Латеранский музей. Рим)

Впервые имя Вероники появляется в «Актах Пилата» (III-IV в.), вошедших впоследствии в качестве составной части в апокрифическое Евангелие от Никодима (IV-V вв.): во время суда над Христом В. свидетельствовала, что 12 лет страдала кровотечением и исцелилась от одного прикосновения к краю одежды Спасителя (Гл. 7).

В благодарность за исцеление сделала статую Иисуса Христа, которую поставила перед своим домом, чтобы все прохожие воздавали ей поклонение и таким образом оживляли в сердцах память о Богочеловеке2. На постаменте у ног Христа было написано: «Богу, Спасителю мира». У подножия росло растение, исцелявшее все болезни.

Оставшиеся годы святая Вероника провела в святости и богоугодных делах и почила в мире, представ перед лицом Господа.

Память Вероники Кровоточивой (греч. ἡ αἱμορροοῦσα) отмечена под 12 июля в Синаксаре Константинопольской церкви Х в. (SynCP. Col. 818) и Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 338), под 13 июля — в ряде византийских календарей (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.) и древнерусского Прологах (РГАДА. Тип. 173. Л. 160; Тип. 174. Л. 116 об., XIV в.). В древнерускую литературу сказание о Вероники попало из славянского перевода хроники Иоанна Малалы (через посредство Летописца Еллинского и Римского) и вошло в некоторые списки Четиих Миней под 16 авг. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 415-417 (2-я паг.)). В русском. Хронографе редакции 1617 г. в гл. 53 содержится ст. «О вопрошении кровоточивым недугом исцелевшия жены от Ирода царя сотворити Образ Христов», восходящая к тому же тексту Хроники Малалы (Творогов. С. 6-7).

В русском искусстве изображения Плата Вероники появляется под западным влиянием в XVII в. и сперва на гравюрах. Позже появляются и живописные изображения. Иконографической особенностью Плата Вероники в отличие от Спаса Нерукотворного является изображение тернового венца на голове Христа. По видимому, в поздней церковной традиции Плат Вероники и Спас Нерукотворный объединены в единую категорию, даже празднование Веронике совершалось 16 (29) августа, в день перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа в 944 г.

В католической традиции Вероника является женщиной, которая, согласно средневековому преданию, отерла своим платом лицо Иисуса Христа во время Крестного пути на Голгофу. История о Веронике, как о женщине, которая вытерла своим платом лицо Иисуса Христа во время Его шествия на Голгофу, появилась не ранее XII—XIII веков вероятнее всего, во францисканской среде. Это зафиксировано в Библии Рожера из Аржантёя (ок. 1300). Крестный путь (Via Dolorosa), которым идут паломники в Иерусалиме, включает VI остановку на том месте, где произошло это событие. В наст. время здесь находится храм (арх. А. Барлуцци), принадлежащий греко-католич. (униатскому) женскому. монастырю «младших сестер Иисуса», в нижней части которого, по преданию, располагался дом Вероники.

Вероника находилась в Иерусалиме во время осуждения Господа Иисуса Христа на крестные страдания. Когда Спаситель нес Свой крест на Голгофу, она слилась с толпой иудеев и следовала за Ним. Увидев Его, павшего под тяжестью креста, она сжалилась над Ним и, подбежав, напоила Его водой. Сделав это, она полотенцем вытерла Его окровавленное лицо. Придя домой, она обнаружила, что на полотенце запечатлелся Его лик. Это полотенце святой Вероники со временем попало в Рим и стало здесь известным под именем Нерукотворного образа.

Отличается этот образ от Нерукотворного образа Восточной Церкви тем, что в нем на челе Спасителя изображается терновый венец.

По этому преданию, на ткани осталось «истинное изображение» (лат. icona vera) лица Иисуса. Это изображение называют Платом Вероники. Предполагают, что от этого латинского названия и произошло имя Вероника. При устройстве мраморного кивория в базилике Святого Петра (1197) было свидетельство почитания плата Вероники. Известна также «вуаль Вероники» — «Лик из Манопелло». О. О. Козарезова отмечает, что icona vera служило указанием на догмат об истинности икон (иконопочитание), так как об этом свидетельствует изображение лика Христа, чудесным образом отпечатлевшееся на ткани.

Согласно латинскому. апокрифу «Смерть Пилата» (Mors Pilati) (Гл. 2-3), последовательница Христа Вероника решила заказать Его портрет художнику, но Спаситель, узнав ее желание, приложил холст к Своему Лику и запечатлел на нем Свой Образ. Через некоторое время после Распятия до тяжело болевшего императора Тиберия дошли слухи о знаменитом целителе, совершавшем чудеса в Палестине. Не зная о казни Иисуса, он отправил за ним своего служителя Волусиана. Вероника убедила посланца императора, что для исцеления достаточно с благоговением воззреть на Нерукотворный образ. Волусиан и Вероника доставляют образ Спасителя в Рим, и воздавший Ему почести Тиберий выздоровел.

В апокрифе «Кара Спасителя» (Vindicta Salvatoris) рассказывается, что Волусиан отнял силой у Вероники изображение Спасителя и отослал его для поклонения императору Тиберию, который исцелился от проказы.

Перед смертью Вероника передала плат с изображением Спасителя сщмч. Клименту, папе Римскому.

В поздних вариантах этой легенды говорится о том, что изображение Спасителя было отослано в Эдессу и передано дочери царя Авгаря по имени Вероника. Предполагают, что само имя Вероника произошло от лат. названия изображения Христа — vera icon (подлинный образ).

Согласно Гервасию из Тилбери (около 1210 года), Вероника отождествляется с Марфой, сестрой Лазаря. В другой средневековой легенде Вероника названа женой мытаря Закхея и повествуется о проповеди ими Евангелия в Центральной Галлии.

Средневековые легенды представляют также вариант с Вероникой-принцессой, ведущей переписку с Иродом.

В цикле «Легенды о Христе» (1904) Сельмы Лагерлёф кульминационное место занимает легенда «Плат святой Вероники», где автор объединяет несколько сюжетов из разных христианских источников, относимых к легенде о Веронике, в единую историю об одном персонаже, подающем платок Иисусу во время несения креста. Здесь Вероника по сюжету является кормилицей римского императора Тиберия, который, заболев проказой, послал её за пророком из Назарета, исцелившим прокаженного. Кормилица увидела шествие с преступником, осуждённым на распятие. Когда преступник упал, она сжалилась над ним и отёрла его слёзы и кровь своим платком. Кормилица получила имя Вероника («потому что ей было суждено принести людям истинное изображение Спасителя») при крещении перед смертью.

Образ на плате хранился долгое время в ц. Санта-Мария Маджоре, а затем — в базилике св. Петра в Риме. Первые достоверные сведения о почитании плата В. в часовне Девы Марии, находившейся перед внутренней входной стеной базилики св. Петра, относятся к IX в.

1.  Согласно одному из латинских преданий, когда Господь нес Крест на Голгофу, святая Вероника подала Ему плат, чтобы отереть окровавленный лик. Черты Спасителя запечатлелись на ткани, которая впоследствии стала считаться одним из нерукотворных образов. Однако, согласно одному очень древнему апокрифу – «Актам Пилата», Вероника (Береника) была той самой кровоточивой женой, которая упоминается в Евангелии. У нее было изображение Христа, и она показала его императору Тиберию в Риме. После ее смерти драгоценное изображение было передано св. Клименту. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
2. Евсевий Кесарийский. Церковная история. VII, 18 // SC. 41. 192. Возможно, это единственный случай почитания статуи в православной традиции. Эта статуя Христа была уничтожена по приказанию Юлиана Отступника, попытавшегося восстановить язычество (361). См.: Созомен. Церковная история. V. 21 // PG. 67. 1280.

Комментарии закрыты.