Праотец Енох

Март 24th 2016 -

Праотец Енох

Енох потомок Сифа, сын Иареда и отец Мафусаила, седьмой патриарх начиная от Адама. В пятой главе Книги Бытие говорится, что Енох «ходил пред Богом» и прожил 365 лет, после чего «не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:22-24). Иосиф Волоцкий полагал, что Енох жил за 4 тыс. лет до Р.Х (Быт. 5:18–24; I Хр. 1:3).

Сама пятая глава Книги Бытие представляет собой родословную от Адама до Ноя и его сыновей. Про всех остальных предков Ноя, в отличие от Еноха, говорится «и он умер». Эти неоднозначные высказывания истолковываются, а также интерпретируются в более поздних небиблейских преданиях, как указания на то, что в отличие от других патриархов Енох не умер, так как Бог взял его на небо, освободив от вызванной грехами прародителей смерти, в награду за благочестие, ср. (Евр. 11:5). Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Енох и Илия были вознесены не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидают наступления последних дней, описанных в Откровении Иоанна Богослова[2]. Явление Еноха с пророком Илией (Элиягу) ожидается православными христианами перед Вторым пришествием Иисуса Христа.

В отличие от своих предков и некоторых потомков, Енох жил «недолго» — число лет его жизни равно числу дней солнечного года — 365 (Быт. 5:23). В Библии также сказано, что он «ходил перед Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24). Это позволяет предположить, что существовало какое-то не сохранившееся повествование о жизни Еноха. Однако, возможно, библейская формулировка означает, что хотя жизнь Еноха была сравнительно коротка, он был праведник (ср. Быт. 6:9), умер внезапно, но после смерти не сошел в подземный мир (ср. Пс. 49:16).

В еврейской апокрифической литературе эпохи Второго храма Енох выступает как человек, познавший Божественные таинства, перед которым открыты небесные книги. Еноху приписываются два еврейских апокалиптических сочинения (см. Апокалиптическая литература), так называемые книги Эноха (Еноха) — Эфиопская и Славянская. Образ Еноха имел особое значение для религиозного движения, представителями которого были члены кумранской общины. История Еноха и его сочинения обсуждаются в Юбилеев книге, в Заветах 12 патриархов содержатся аллюзии на пророчества Еноха, а в апокрифе книги Бытия (см. Мёртвого моря свитки) он — один из главных персонажей.

Популярность образа Еноха в мистической литературе вызвала отрицательное отношение к нему некоторых законоучителей этой эпохи, поэтому в раввинистической литературе он иногда предстает как грешник, а библейское утверждение, что он был взят Богом, интерпретируется просто как указание на его смерть.

В Аггаде Енох — один из ламед-вав цаддиким — праведников, которые попали в рай, миновав мучения смерти; там ему было дано имя Великий писец Метатрон (Таргум Иер. к Быт. 5:4). Ханох — центральная фигура в некоторых мидрашах, в частности, в «Сефер Енох» («Книга Енох») и в «Хаей Енох» («Жизнь Еноха»). Енох жил в уединении, но ангел повелел ему идти к людям, чтобы наставить их на пути Бога. Он учил людей 243 года, на протяжении которых на земле царили мир и процветание. За его труды Бог решил сделать его царем небесных ангелов. Ханох поднялся на небо в пламенной колеснице, Бог облек его в великолепные одежды, возложил на его голову корону и открыл перед ним все двери мудрости; Он преобразил тело Еноха в пламень и дал ему имя Метатрон.

Законоучители Эрец-Исраэль в 3 в. отрицали чудесное превращение Еноха и утверждали, что он всю жизнь провел в колебаниях между праведностью и грехом, и Бог взял его из этого мира, чтобы он вновь не впал в грех. Отрицательное отношение к Еноху в этот период было, по-видимому, реакцией на использование христианством легенды о взятии Ханоха на небеса.

В исламе комментаторы Корана отождествляют с Енохом пророка Идриса, которого Бог «взял», то есть не дал ему умереть. Образ Еноха в исламе отражает влияние еврейских псевдоэпиграфов.

Комментарии закрыты.