Мученик Афанасий Кулакиот

Сентябрь 7th 2016 -

Мученик Афанасий Кулакиот

Память: 26 августа/8 сентября

Мученик Афанасий Кулакиот был родом из Кулакии, современной Халастры или Пиргоса Фессалоник. Родители его были уважаемыми, состоятельными и благочестивыми людьми.

Мать его звали Лулудой, а отца – Полихрусом, он был старостой в деревне. Как пишет святой Никодим Святогорец, отец Афанасия очень заботился об образовании своего сына: “Сначала он обучился начальной грамоте, а затем был послан в Салоники, в греческую школу, где учителем был Афанасий Париос. Афанасий был талантливым и усердным ребенком”. В Салониках Афанасий учился в известной школе “Эллиномусион”, где директором и преподавателем был преподобный Афанасий Париос в периоды 1758—1760 гг. и 1767—1786 гг.

Впоследствии он продолжил обучение на Святой Горе в академии “Афониада”, где было множество именитых учителей. Святой Никодим Святогорец говорит: “В поисках большей пользы для себя, он отправился в Ватопедскую школу, где учителем в те годы был Панагиотис Паламас. Успешно обучившись грамматике, он взялся за изучение “Логики” Евгения Вульгариса под руководством учителя Николая Тзатзулиоса из города Мецово, посланным Великой Церковью в это образовательное учреждение, которым руководил мудрейший учитель Евгений Вульгарис. Когда же Николай оставил школу, ушел и Афанасий”.

Он приехал в Константинополь и познакомился с новорукоположенным Патриархом Антиохийским Филимоном. Более двух лет он оставался рядом с ним в Дамаске, после чего возвратился на Афон, откуда уехал к себе на родину, где, вероятно, познакомился с деятельным ученым епископом Кампанийским Феофилом Папафилисом.
В Кулакии была конюшня, где встречались люди из различных мест. Там часто бывал и Афанасий. Однажды, когда он беседовал с турецким эмиром на духовные темы, обсуждая исламское учение, – Афанасий хорошо знал турецкий и арабский языки, на которых написаны различные мусульманские тексты – у эмира сложилось впечатление, что Афанасий исповедует ислам. Эмир настаивал на этом, несмотря на возражения Афанасия. Тогда эмир приказал хозяину конюшни задержать Афанасия и не дать ему уйти, в то время как сам отправился в Салоники, чтобы донести турецкому судье, что Афанасий, исповедуя ислам, отрекся от своей веры и перешел в Православие. Судья выслушал эту клевету эмира и попросил привести к нему Афанасия. Представ перед судьей, Афанасий честно рассказал, что никогда не отрекался от своей христианской веры, никогда не принимал ислам и не отказывался от него в пользу христианства. Судью убедили его слова, и он справедливо заключил, что объяснение слов Корана не делает Афанасия последователем ислама. Однако эмир и находящиеся рядом с ним аги негодовали и настаивали на том, что Афанасий высмеивает их религию, совершая тем самым великий грех. Судья, в конце концов, уступил и потребовал, чтобы Афанасий принял ислам, на что тот, конечно, ответил отказом и был заключен под стражу.

Судья надеялся, что сможет переубедить молодого Афанасия с помощью угроз и наказаний. Эмир тем временем повсюду распространял клевету о том, что Афанасий предал свою веру. Эти лживые слухи дошли и до отца новомученика. Отец поверил этим слухам, хотя имел возможность с помощью своего богатства, авторитета и связей мог подкупить турок и спасти сына, “украшение его дома, гордость его рода”, как пишет святой Никодим.

Судья вновь попытался убедить Афанасия отречься от своей веры и спастись, но тот остался непоколебимым в своих убеждениях. Тогда судья вынес решение повесить его за городом в местности, называемой Агиа Параскеви, где сейчас располагается Неапольское кладбище Салоник. Здесь местные нищие христиане похоронили славного новомученика. Афанасий принял мученическую смерть 8 сентября 1774 года в возрасте 25 лет. В этот день чтят его память. На месте его мучений и на родине святого в его честь воздвигают храмы.

Служба, молебный канон и акафист, посвященные новомученику Афанасию, написаны монахом Герасимом Микраяннанитом. Память святого отмечают и в первое воскресенье октября среди других святых “Афониады”. Служба, канон и акафист в их честь также написаны Герасимом Микраяннинитом.

Источник: монах Моисей Свтяогорец, Ватопедский синаксарь, изд-во Священной Великой Обители Ватопед, Святой Афон 2007.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Комментарии закрыты.