Синаксарь во Святой Великий Четверг

Апрель 13th 2017 -

Тайная вечеря

Святые отцы, всё премудро устроившие, преемственно от божественных апостолов и Священных и Божественных Евангелий заповедали нам в святой и Великий Четверг вспоминать четыре (события): 1) Божественное умовение (ног); 2) Тайную Вечерю и установление Святых Таин; 3) необычайную молитву и, наконец, 4) предательство.

 Омовение ног ученикам Афон. Монастырь Дионисиат.

Поскольку иудейская пасха приходилась на вечер пятницы, а (этой) прообразовательной (пасхе) уместно было сопровождаться и явлением истинной в том, чтобы Агнец — Христос принес Себя в жертву за нас, — то Он, по словам святых отцов, ел пасху с учениками раньше времени, в вечер четверга.

В мире молитвы. Краткие сведения о православном богослужении. Протопресвитер о. Михаил Помазанский

О чем нам говорит Великий Четверг

Слово в Великий Четверток на Страсти Христовы. Свят. Иннокентий Херсонский

Ибо это навечерие и вся пятница считаются у евреев одним днем, — так они исчисляют сутки. [Как говорят некоторые, в том числе и святой Златоуст], Господь с апостолами совершили ее и тогда по закону: во-первых, стоя, препоясанными и обутыми в обувь свою, опираясь на посохи, (соблюдая) и прочее, что повелено, — чтобы не сочли Его нарушителем закона. Приготовил же всё Зеведей — он и был человек, несущий кувшин воды (13. И посылаетъ двухъ изъ учениковъ Своихъ и говоритъ имъ: пойдите въ городъ; и встрѣтится вамъ человѣкъ, несущій кувшинъ воды; послѣдуйте за нимъ.Мк. 14, 13; 10. Онъ сказалъ имъ: вотъ, при входѣ вашемъ въ городъ, встрѣтится съ вами человѣкъ, несущій кувшинъ воды; послѣдуйте за нимъ въ домъ, въ который войдетъ онъ, Лк. 22, 10), по мнению Афанасия Великого, хотя другие думают иначе. Потом, когда уже наступила ночь, Господь, открывая ученикам превосходнейшее, преподал им в горнице и таинство новой Пасхи.

Во время вечери, говорит (Евангелие), Он возлежал с двенадцатью (2. И во время вечери, когда діаволъ уже вложилъ въ сердце Іудѣ Симонову Искаріоту предать Его Ин. 13, 2; 20. Когда же насталъ вечеръ, Онъ возлегъ съ двѣнадцатью учениками; Мф. 26, 20).

— Очевидно, не это была законная пасха, потому что (здесь) вечеря, возлежание, хлеб и вино, а там все испеченное на огне и опресноки, (была же она) прежде начала вечери [ибо так пишет божественный Златоуст].

— (Потом) Иисус встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду, влил воду в умывальницу (и начал умывать ноги ученикам) (4. всталъ съ вечери, снялъ съ Себя верхнюю одежду и, взявъ полотенце, препоясался; Ин. 13, 4), делая всё Сам, чем одновременно и пристыдил Иуду, и вместе с тем напомнил другим ученикам, чтобы не искали первенства. Этому Он учил и после умовения, говоря: кто хочет быть первым, да будет последним из всех (26. а вы не тáкъ: но кто изъ васъ больше, будь какъ меньшій, и начальствующій, какъ служащій. Лк. 22, 26; 44. и кто хочетъ быть первымъ между вами, да будетъ всѣмъ рабомъ. Мк. 10, 44), Самого Себя поставив в пример (15. Ибо Я далъ вамъ примѣръ, чтобъ и вы дѣлали тó же, что Я сдѣлалъ вамъ. Ин. 13, 15).

Видео:

Страстная Седмица. Великий Четверг. Закон Божий

Проповедь в Великий Четверг, прот. Петр Процюк

О картине Тайная вечеря Андрея Миронова

Омовение ног (Якоппо Тинторетто)

Омовение ног

Оказывается, раньше других Христос умыл ноги Иуды, бесстыдно севшего на первое место; а потом подошел к Петру, но тот, имея самый горячий нрав, запретил Учителю (делать это) и снова разрешил (омыть) не только ноги, но и руки и голову (8. Петръ говоритъ Ему: не умоешь ногъ моихъ во-вѣкъ. Іисусъ отвѣчалъ ему: если не умою тебя, не имѣешь части со Мною. 9. Симонъ Петръ говоритъ Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Ин. 13, 8—9).

Омыв же их ноги и показав странное возвышение через смирение (14. Сказываю вамъ, что сей пошелъ оправданнымъ въ домъ свой болѣе, нежели тотъ: ибо всякій, возвышающій самъ себя, униженъ будетъ, а унижающій себя, возвысится. Лк. 18, 14), надев одежду Свою и возлегши опять, наставлял их любить друг друга и не стремиться к начальству.

Когда они ели, Он начал говорить о предательстве. Поскольку ученики недоумевали, о ком Он говорит (22. Тогда ученики озирались другъ на друга, недоумѣвая, о комъ Онъ говоритъ. Ин. 13, 22), то Иисус тайно сказал одному Иоанну: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам, предаст Меня (26. Іисусъ отвѣчалъ: тотъ, кому Я, обмокнувъ кусокъ хлѣба, подамъ. И, обмокнувъ кусокъ, подалъ Іудѣ Симонову Искаріоту Ин. 13, 26), — ведь если бы услышал это Петр, то, как самый вспыльчивый, он убил бы Иуду. И еще сказал: обмакивающий со Мною руку в блюдо (20. Онъ же сказалъ имъ въ отвѣтъ: одинъ изъ двѣнадцати, обмакивающій со Мною въ блюдо. Мк. 14, 20), так как было и то, и другое.

Потом, в конце вечери, взяв хлеб, сказал: приимите, ядите. Также и чашу, говоря: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета; сие творите в Мое воспоминание (22. И когда они ѣли, Іисусъ, взявъ хлѣбъ, благословилъ, преломилъ, далъ имъ и сказалъ: пріимите, ядите; сіе есть Тѣло Мое. 23. И взявъ чашу, благодаривъ, подалъ имъ; и пили изъ нея всѣ. 24. И сказалъ имъ: сіе есть Кровь Моя новаго завѣта, за многихъ изливаемая. Мк. 14, 22—24; 19. И взявъ хлѣбъ и благодаривъ, преломилъ и подалъ имъ, говоря: сіе есть Тѣло Мое, которое за васъ предается; сіе творите въ Мое воспоминаніе. 20. Также и чашу послѣ вечери, говоря: сія чаша есть новый завѣтъ въ Моей Крови, которая за васъ проливается. Лк. 22, 19—20; 26. И когда они ѣли, Іисусъ взялъ хлѣбъ и благословивъ преломилъ и, раздавая ученикамъ, сказалъ: пріимите, ядите: сіе есть Тѣло Мое. 27. И взявъ чашу, и благодаривъ, подалъ имъ и сказалъ: пейте изъ нея всѣ; 28. ибо сіе есть Кровь Моя новаго завѣта, за многихъ изливаемая, во оставленіе грѣховъ. Мф. 26, 26—28); впрочем, совершая это, и Сам ел и пил с ними.

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.