О Браке и семейной жизни. Святая Царица-Мученица Александра

Октябрь 9th 2018 -

Если один из супругов уважает другого, он возвышается, а если нет, то он унижен

В этой книге Императрицы Александры Феодоровны содержатся отрывки из писаний, которые ее вдохновля­ли. Они были записаны Государыней в дневнике (ГАРФ, ф. 640, on. 1, д. 301) в сентябре 1899 года, через 5 лет после ее свадьбы, когда она имела уже троих дочерей. Тогда с особым чувством она перечитывала книгу Дж.Р. Миллера "Домостроительство, или Идеальная семейная жизнь ". Цитаты ясно показывают, что было близко сер­дцу ее, что ее мучило и беспокоило в повседневной жизни. Интересно будет обратить внимание на некоторые под­черкивания в тексте, сделанные рукой Государыни.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Для меня эти выдержки из записей Императрицы Александры Феодоровны явились подлинным откровением. Насколько много ныне встречается ду­ховных сочинений, посвященных монашеству, настоль­ко скуден перечень книг, которые знакомили бы со­временного читателя с христианским осмыслением супружества. А между тем большинство христиан изби­рают путь венчанного брака, именуемого святыми От­цами «пристанью целомудрия».

Не станем скрывать, самая жизнь наша проводится в заботах о снискании насущного хлеба, взаимная ограниченность и греховность супругов часто наклады­вают свой заметный отпечаток на взаимоотношения мужа и жены. Постепенно скудеют, ущербляются те чувства, которые делали влюбленных самыми счастли­выми существами на свете, меркнет свет жертвенности и рыцарства, повседневность обесцвечивает общение супругов. Они подчас ощущают себя бурлаками, чрез силу влекущими баржу семейного бытия. Не то, оче­видно, было достоянием опыта венценосных Николая и Александры. Врожденное благородство, чистота чувств и намерений сочетались с сознательным и продуман­ным усилием сохранять и оберегать тот союз, который стал поистине образцом для верноподданных и был за­печатлен в завершение жизненного пути мученическим подвигом.

Для нас всего важнее то, что Александра Феодоровна, читая книги, выписывает из них наиболее созвуч­ное ее собственному супружескому опыту. Очевидно, под ее руками лежали различные сочинения и по жанру, и по содержанию. Философские размышления, этика супружества, поэзия, духовные изречения — все состав­ляло пищу для ее богомыслия. Думаем, что далеко не каждый из изучаемых ею авторов был православным, но душа Царицы, умевшей любить «так искренно, так нежно», с христианской мудростью и рассудительностью извлекала перлы нравственных сентенций и максим, более всего говоривших ее женскому сердцу.

Внутренняя сила опубликованных записок — в до­бродетельном образе жизни благочестивой, всецело преданной семейному идеалу Царицы. Вот почему та­ким покоем, всепокоряющей искренностью, небесной красотой дышат приводимые ниже выписки! В наше время, когда самые обыкновенные общечеловеческие понятия о долге, чести, совести, ответственности, вер­ности становятся неочевидными, когда, по выражению Евангелиста Матфея, «по причине умножения беззако­ния, во многих охладела любовь» (Мф. 24, 12), чтение данных материалов может явиться настоящим событи­ем духовного порядка. Советы, предостережения супру­гам, мысли о подлинной и мнимой любви, размышле­ния о взаимоотношениях ближайших родственников, свидетельства об определяющем значении домашнего интерьера и атмосферы в нравственном становлении личности ребенка — вот далеко не полный перечень эти­ческих проблем, затронутых Царицей.

Сколько ни перечитываешь материалы, все время обретаешь что-либо новое, нужное тебе именно в дан­ный день и час, ибо жизнь в супружестве претендует на вовлечение всех творческих сил человека в ее орбиту. Государыня помогает нам новыми глазами взглянуть

на богоучрежденное супружество, оценить этот дар в свете Христовой любви с тем, чтобы разумно служить друг другу ради славы Божией. Читатель, обладающий добрым и милостивым сердцем, кротким и тихим нра­вом утвердится в означенных добродетелях; а тот, чье сердце, быть может, поражено окамененным нечувстви­ем, давно забыло, что есть нежность и снисходитель­ность, терпение и благодушие, не сможет не восчув­ствовать стремления измениться к лучшему, вспомнит свою первую любовь и покается. Сейчас, когда рушат­ся все общественные устои, и народ страждет под гне­том собственной безнравственности, верим, публикуе­мые материалы откроют многим глаза на супружеские добродетели и уберегут иных от ошибок, за которые, к сожалению, столь горько и долго приходится потом расплачиваться.

«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малей­ших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот вели­ким наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). Послед­нее, несомненно, сбылось над державной Государыней Земли Русской. Святая Великомученица Императрица Александра, моли Бога о нас!

Иерей Артемий Владимиров,
настоятель храма Всех Святых,
что в Красном Селе, г. Москва.

О браке и семейной жизни

Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Под­разумевается, что супружеская жизнь — жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве.

Божественный замысел поэтому в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь и мужа, и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. Если все же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина не в самих брачных узах; вина в людях, которые ими соединены.

*  *  *

Брак — это Божественный обряд. Он был частью за­мысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле.

*  *  *

После заключения брака первые и главнейшие обя­занности мужа по отношению к его жене, а у жены — по отношению к мужу. Они двое должны жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Прежде каждый был несовершенен. Брак — это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

*  *  *

День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубо­кая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соеди­няются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь.

*  *  *

По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливыми очень велика, но нельзя забы­вать и о возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супру­жеских отношений.

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.