Как Константинопольский патриархат ликвидировал два Киевских

Февраль 5th 2021 -

Как Константинопольский патриархат ликвидировал два Киевских

В январе 2019 года православный мир столкнулся с фактом атаки на основы канонического права Святой Церкви со стороны Константинопольского патриархата.

В столь беспрецедентной экспансии патриарх Варфоломей сделал ставку на украинских раскольников, поэтому и речь будет идти о сложившихся взаимоотношениях Константинопольского патриархата и его компаньонов в лице бывших Киевских патриархатов, упомянутых во множественном числе, что вовсе не является ошибкой, а закономерностью, вытекающей из самой природы тридцатилетнего украинского раскольнического движения.

Метаморфозы раскольнических баталий

Пока патриарх Варфоломей (Архондо́нис), с высоты стамбульских холмов, убеждает предстоятелей  поместных православных церквей признать Православную церковь Украины (ПЦУ), в Киеве против столь настойчивых намерений Константинопольского патриархата с не меньшей настойчивостью восстал патриарх Филарет (Денисенко).

Вселенский патриарх Варфоломей

Вселенский Патриарх Варфоломей

Патриарх Варфоломей и его последователи в Украине утверждают, что томос был выдан новой церкви, составленной из представителей самораспустившихся УПЦ-КП и УАПЦ. Патриарх Филарет выдвигает весомый контраргумент о том, что Киевский патриархат был обманом втянут в новую структуру, которая не отвечает ожиданиям его паствы и не соответствует действительному статусу автокефальной церкви. Возникшее противостояние набирает силу. И если данные о Константинопольском патриархате достаточно  широко представлены в информационном пространстве, то смысл термина «Киевский патриархат», в контексте разразившегося противостояния, требует более подробного освещения. В сложившейся ситуации ясное понимание причинно-следственных связей становится краеугольным камнем в церковно-правовой оценке действий Константинопольского патриархата.

Для начала необходимо определиться, когда у украинских раскольников появились киевские патриархаты и каково их происхождение. Формально Киевский патриархат был провозглашён 5-6 июня 1990 г. на соборе УАПЦ, проходившем в киевском Доме кино. Известно, что главным решением собора было учреждение Киевского патриархата УАПЦ. Патриархом Киевским и всея Украины был заочно избран Мстислав (Скрыпник), возглавлявший УПЦ в США и епархии УАПЦ за пределами Америки. Отчего тогда, к определению Киевский патриархат оказалась накрепко привязана фигура Филарета?

В ситуации легко разобраться, если обратиться к страницам документа, именуемого «Гражданский устав патриаршей канцелярии Украинской Автокефальной Православной Церкви. Официальное название ‒ Киевская Патриархия» (фотокопии прилагаются). Судя по реквизитам, датой возникновения Киевского патриархата считается 30 ноября 1990 года. Именно в этот день текст документа был утверждён патриархом Мстиславом и Синодом епископов УАПЦ. Юридическая регистрация Киевского патриархата состоялась 19 марта 1991 г. Судя по печатям с советской символикой, Киевский патриархат был зарегистрирован и получил официальный статус до распада Советского Союза. Даты документа позволяют нам точно обозначить путь становления Киевского патриархата УАПЦ, от формального до юридического. Остаётся выяснить, каким образом возник Киевский патриархат, возглавляемый Филаретом. И в этом вопросе документ даёт нам чёткий ответ.

Патриарх УПЦ КП Филарет (по центру)

Патриарх УПЦ КП Филарет (по центру)

В 1992 году Филарет и Л. Кравчук, при создании церкви под названием УПЦ-КП, нашли оригинальное решение. Зачем придумывать новый Киевский патриархат, если в УАПЦ он уже есть! Надо только провести «объединение церквей» и в действующий устав Киевского патриархата УАПЦ внести некоторые поправки. Сказано – сделано. Изменения и дополнения были зарегистрированы 23 июля 1992 года тем же государственным органом. Вот как звучит 5-й пункт документа: Во всём тексте Устава слова «Украинская Автокефальная Православная Церковь» заменить на «Украинская Православная Церковь – Киевский патриархат». Таким образом, Киевский патриархат УАПЦ превратился в Киевский патриархат УПЦ-КП. Этот факт указывает на то, что новообразованная УПЦ-КП в юридическом смысле была прямой правопреемницей УАПЦ! Однако украинские автокефалисты с данным решением не согласились. Под руководством новоизбранного патриарха Димитрия (Яремы), сбросив накинутые на неё цепи «объединения», УАПЦ в 1995 году добилась возобновления юридического статуса своего Киевского патриархата. Украинская Православная Церковь к объединительным процессам 1992 года вообще никакого отношения не имела, так как  нет данных о её самороспуске, а о судьбе её уставных документов Филарет до сих пор предпочитает умалчивать.

Таким незатейливым путём в Украине параллельно сформировались, пройдя регистрацию в государственных органах и получив юридическое право на жизнь, два религиозных объединения, каждое под управлением собственного Киевского патриархата. Пока на них из далёкого Стамбула не кинул взгляд патриарх Варфоломей. Он и раньше публично заигрывал с украинскими раскольниками, но тогда трезвый рассудок брал верх над безрассудством. В украинском издании «Релігія і світ» от 14 апреля 1993 года был опубликован перевод обширной статьи под названием «Украина: борьба за церкви и души», ранее вышедшей в газете «Der Spiegel». Немецкое издание сообщало, что Филарет, прибыв в Стамбул и внеся пожертвование в сумме 25 000 тысяч долларов, имел разговор с Вселенским патриархом, но эта поездка ничего не изменила в раскольническом статусе новообразованной УПЦ-КП...

Глава УПЦ КП Филарет наградил орденом Святого Андрея Первозванного бывшего заместителя директора ЦРУ Джека Девайна

Глава УПЦ КП Филарет наградил орденом Святого Андрея Первозванного бывшего заместителя директора ЦРУ Джека Девайна

Достаточно вспомнить историю вокруг письма-обращения архиереев УАПЦ от 26 августа 2009 года к патриарху Варфоломею, которые просили принять свою церковь в Константинопольскую патриархию на правах автономии. В ответ на это 28 сентября 2009 года Синод Константинопольского патриархата принял решение направить в Киев специальную комиссию, прибытие которой было назначено на 3 октября, где на предполагаемой встрече с архиереями УАПЦ намечалось оговорить детали упомянутого обращения.

Произвольные действия относительно канонов были очевидны, тем более, что 26 июля 2008 года, во время Божественной литургии, причастившись из одной чаши Святых Христовых Таин совместно с предстоятелем УПЦ, патриарх Варфоломей I с высоты Соборной площади Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры озвучил свое крайне отрицательное отношение к любым украинским раскольникам. Об этом услышали все, но спустя год патриарх Варфоломей вступает с одними из них в переговоры, создает какую-то специальную комиссию, которая должна рассмотреть «детали» их принятия в свою юрисдикцию и делает это так, как будто бы канонов вовсе не существует. Благо практического продолжения это не имело, хотя «зияющая рана» украинского раскола не давала покоя ему в течение последующих лет.

Метки: , ,

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.