Слово в день памяти святого пророка Самуила

Сентябрь 1st 2012 -

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Противъ неблагочиннаго поведенія дѣтей въ храмѣ Божіемъ.

I. Св. нынѣ прославляемый пророкъ Самуилъ былъ еще отъ чрева матери предуказанъ Богомъ, какъ судія и первосвященникъ народа израильскаго.

Отецъ его Елканъ имѣетъ двухъ женъ Анну и Феинану. Послѣдняя имѣла дѣтей, а Анна была неплодна. А неплодство женщины считалось большимъ позоромъ у евреевъ, поэтому и Анна терпѣла поношеніе. Каждый годъ Елканъ со всѣмъ своимъ семействомъ отправлялся въ городъ Силомъ, гдѣ была скинія и ковчегъ завѣта и куда для принесенія жертвы стекались всѣ племена израильскія. Однажды послѣ принесенія жертвы Феинана укорила Анну за неплодство; та въ глубокой горести пришла въ скинію (переносный храмъ у евреевъ) и пламенно молилась Богу, да отыметъ Онъ поношеніе безчадія, обѣщая рожденное дитя, если оно будетъ мужескаго пола, посвятить на служеніе Богу. Молитва Анны исходила изъ глубины сердца и выражалась только въ движеніи устъ, голоса же не было слышно. Бывшій въ то время первосвященникъ Илій, посмотрѣвъ на Анну, подумалъ, что она пьяная, и сказалъ: «выйди изъ святаго мѣста и протрезвись». Анна отвѣчала ему: «никогда не вкушала я ничего опьяняющаго, но въ скорби души моей я изливаю предъ Богомъ свою молитву о снятіи съ меня поруганія за безчадіе». Илій, по внушенію отъ Бога, сказалъ скорбящей Аннѣ: «иди съ миромъ, Богъ исполнитъ прошеніе твое». Она успокоилась и возвратилась домой съ твердою надеждою на обѣтованіе Божіе, которое скоро и исполнилось. Неплодство Анны разрѣшилось: она зачала и родила сына, котораго назвала Самуилъ, что значитъ испрошенный у Бога. По истеченіи трехъ лѣтъ отъ рожденія Самуилъ былъ отведенъ въ Силомъ и тамъ, по обѣту матери, оставленъ для служенія при скиніи. Въ то время также при скиніи жили дѣти первосвященника Илія Офни и Финеесъ. Пользуясь слабостію престарѣлаго родителя, они потеряли всякое уваженіе къ святынѣ, не имѣли страха Божія, вели себя безчинно въ домѣ Божіемъ. Богъ вразумляетъ первосвященника Илія сначала чрезъ одного пророка, потомъ чрезъ прор. Самуила, который не слѣдовалъ примѣру развращенныхъ товарищей своихъ, но исполнялъ свои обязанности при скиніи съ благоговѣніемъ, потому и угоденъ былъ предъ Богомъ и людьми. Однажды Самуилъ спалъ въ скиніи и услышалъ голосъ: «Самуилъ, Самуилъ!» Подумавъ, что его зоветъ Илій, онъ подошелъ къ нему, но первосвященникъ сказалъ, что онъ его не звалъ. Это повторилось въ другой разъ и потому Илій, предугадывая призваніе Божіе, велѣлъ Самуилу, если онъ еще услышитъ голосъ, отвѣчать: «слышитъ рабъ Твой, Господи!» Когда на таинственный голосъ въ третій разъ Самуилъ откликнулся такъ, какъ былъ наученъ Иліемъ, Богъ открылъ ему приближающуюся казнь на домъ Илія за неблагочиніе дѣтей его. Самуиль откровенно сказалъ Илію то, что ему открылъ Господь, но онъ попрежнему оставался безпеченъ въ исправленіи своихъ развращенныхъ дѣтей. Вскорѣ, дѣйствительно, наказаніе Божіе постигло все семейство первосвященника. Когда на израильтянъ напали враги Филистимляне, то Илій, для большаго успѣха въ побѣдѣ, отпустилъ въ войско ковчегъ завѣта съ своими сыновьями, но и святыня не помогла; ковчегъ завѣта былъ взятъ въ плѣнъ, израильтяне были побѣждены и сыновья первосвященника были убиты. Услышавъ объ этомъ, Илій упалъ со стула и тутъ же умеръ; также внезапно умерли и остальные члены семьи. Такъ истребился родъ первосвященника Илія; вмѣсто Илія впослѣдствіи былъ избранъ Самуилъ, который возстановилъ благочестіе въ народѣ израильскомъ, управлялъ израилемъ до глубокой старости и помазалъ на царство, по повелѣнію Божію, первыхъ царей израильскихъ — Саула и Давида. (См. «Воскр. день» за 1894 г.).

II. Изъ этого разсказа вы, братія христіане, видите какая строгая кара постигаетъ дѣтей, неблагочиніемъ въ храмѣ Божіемъ оскорбляющихъ Бога! А кто виноватъ въ неблаговоспитанности дѣтей? Конечно, родители, которые съ раннихъ лѣтъ не вкоренили въ сердца дѣтей страха и благоговѣнія къ Богу. Поэтому и гнѣвъ Божій постигаетъ, какъ мы видѣли, не только дурныхъ дѣтей, но и родителей ихъ. Да это и понятно: вѣдь, дѣти все хорошее и дурное перенимаютъ главнымъ образомъ у родителей. Каковы родители, таковы по большей части и дѣти. Если родители сами не любятъ ходить въ храмъ Божій, а занимаются въ праздники какими-либо пустыми дѣлами, то нельзя ожидать, чтобы и дѣти ихъ шли съ охотою въ храмъ Божій; если и придутъ подобныя дѣти въ церковь, то стоятъ въ ней нескромно, безчинно, зная, что за ними не слѣдятъ ихъ родители. Нѣтъ, родители, старайтееь учить дѣтей страху Божію съ раннихъ лѣтъ. Если кто въ молодости нехорошъ, послѣ исправить трудно. Притомъ же старайтесъ учить ихъ не словомъ, убѣжденіемъ только, а главнымъ образомъ собственнымъ примѣромъ, потому что добрая ваша жизнь убѣдительнѣе всякихъ словъ. При этомъ помните, что за небрежное воспитаніе дѣтей вы дадите строгій отвѣтъ Богу; напротивъ, если дѣти ваши будутъ благовоспитаны, то вы предъ лицомъ Господа съ радостью скажете: вотъ я, Господи, и дѣти мои, которыхъ Ты мнѣ далъ.

III. Итакъ, пусть же родители пріучаютъ своихъ дѣтей входить въ храмъ Божій и стоять въ немъ съ вѣрою, благоговѣніемъ и страхомъ Божіимъ, словомъ, стоять «добрѣ», какъ и приглашаетъ къ сему св. церковь нарочитыми возгласами. (Состав. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 186-188.

Господь всѣхъ насъ зоветъ ко спасенію чрезъ многообразныя средства: естественныя и сверхъестественныя.

I. Св. пророкъ Самуилъ, память коего совершается нынѣ, возрасталъ при скиніи, т. -е. переносномъ храмѣ народа Божія, и былъ единственною отрадою первосвященника Иліи. Скоро стало явно, что онъ угоденъ Богу, и что Богъ послалъ ему благодать Свою, и черезъ него будетъ возвѣщать Свою волю. Однажды двѣнадцатилѣтній отрокъ, который спалъ всякую ночь въ храмѣ Божіемъ, былъ пробужденъ голосомъ, призывающимъ его. Думая, что его зоветъ Илій, онъ поспѣшно всталъ и пошелъ въ сѣни, гдѣ первосвященникъ спалъ при дверяхъ храма. «Ты звалъ меня, отецъ мой?» — сказалъ онъ Илію. — «Нѣтъ, дитя мое», отвѣчалъ тотъ, «я не звалъ тебя, поди и засни». Но лишь отрокъ заснулъ, какъ тотъ же голосъ вновь воззвалъ: «Самуилъ, Самуилъ!» Отрокъ всталъ, опять пошелъ къ первосвященнику; и такъ до трехъ разъ. Тогда Илій понялъ, что отрока зоветъ Господь, и сказалъ ему: «если ты опять услышишь, что зовутъ тебя, то отвѣчай: говори, Господи! рабъ Твой слушаетъ Тебя». Дѣйствительно, Самуилъ услышалъ въ четвертый разъ тотъ же голосъ и отвѣчалъ: «говори, Господи! рабъ Твой слушаетъ Тебя»; и Господь началъ говорить Самуилу, и возвѣстилъ ему, что накажетъ Илія за то, что, знавши о беззаконіяхъ сыновей своихъ, онъ не укрощалъ ихъ.

Самуилъ всталъ поутру, открылъ двери храма, но не рѣшился передать первосвященнику, что Богъ сказалъ ему о немъ. Но Илія призвалъ его и потребовалъ, чтобы онъ ему все пересказалъ. Услышавъ слова Господни, Илій сказалъ: «Господь Владыка! да будетъ воля Его».

Господь благословилъ Самуила, и съ этихъ поръ сталъ часто возвѣщать черезъ него волю Свою. Всѣ во Израилѣ поняли, что на юношѣ пребывалъ Духъ Господень, и почитали его какъ пророка, а послѣ бѣдственной смерти Иліи избрали его въ судьи и начальника себѣ.

II. Братія христіане! И насъ Господъ зоветъ къ Себѣ, подобно пророку Самуилу, и притомъ чрезъ различныя и многообразныя средства: чрезъ совѣсть, чрезъ случай и обстоятельства жизни каждаго, чрезъ слово Божіе, церковь и наконецъ чрезъ Духа Святаго, наставляющаго на всякую истину, так. образомъ чрезъ А) естественныя и Б) сверхъестественныя средства.

А. а) Самое первое къ наученію себя у каждаго человѣка средство есть его совѣсть. У кого изъ людей нѣтъ совѣсти? Кто не слышитъ, хотя по временамъ, голоса, повелѣвающаго ему то или другое дѣлать, а это или сіе оставить? Что же такое совѣсть, какъ не гласъ Самого Бога? Онъ, Отецъ небесный, посылая насъ въ міръ сей, далъ намъ сіе драгоцѣнное напутіе; Онъ вложилъ въ душу нашу сей глаголъ неумолкающій. Если бы мы слушались своей совѣсти, то внутрь насъ непрестанно совершалось бы непосредственное откровеніе воли Божіей, и мы безъ наставниковъ знали бы все, что намъ должно дѣлать. Но вотъ наше несчастіе! Вмѣсто того, чтобъ поступать по совѣсти, мы большею частію идемъ вопреки ей; водимся чувствами, привычками, страстями, а о совѣсти небрежемъ, заглушаемъ ее, подавляемъ, такъ что она какъ бы умолкаетъ. Но есть средство выйти изъ сего несчастнаго состоянія. Омой свою совѣсть слезами покаянія: и она снова станетъ свѣтлой и будетъ отражать и показывать тебѣ весь образъ бытія твоего; очисти и освободи слухъ душевный отъ сора страстей: и паки будешь слышать внутрь себя гласъ Божій; ибо совѣсть, какъ мы сказали, есть откровеніе въ насъ воли Божіей.

б) Второе средство къ наученію себя у наждаго есть собственная жизнь. Не напрасно жизнь называютъ школою и говорятъ — «вѣкъ живи, вѣкъ учись»: жизнь подлинно есть школа, и притомъ Божія. Ибо въ чьихъ рукахъ наша жизнь и кто управляетъ ею? Богъ: безъ Его воли, какъ учитъ слово Божіе, не падаетъ съ головы нашей ни одного волоса. Если безъ воли Божіей не можетъ упасть волосъ, тѣмъ болѣе не можетъ произойти съ нами что-либо важное. Посему на все, что ни случается съ нами въ жизни, мы должны смотрѣть какъ на уроки премудрости Божіей и во всемъ видѣть благую волю Божію, насъ вразумляющую. Такъ должно смотрѣть и на несчастія. Если промыслъ посылаетъ ихъ на насъ, то всегда съ особенною цѣлію, — научить насъ чему-либо, или для обузданія въ насъ чувственности, гордости и прочихъ страстей. Въ такомъ случаѣ несчастія именно подобны тѣмъ сильнымъ средствамъ, кои опытные врачи предписываютъ больнымъ въ крайности, и коихъ свойство то, что они или производятъ рѣшительный поворотъ на лучшее, или истощаютъ силу жизненную. Посему несчастія всегда должны бы оказывать самое благотворное дѣйствіе на духъ нашъ: они предупреждаютъ насъ о гнѣвѣ Божіемъ и зовутъ насъ къ обращенію и спасенію.

Б. Столько у насъ къ наученію средствъ естественныхъ! Такъ можемъ мы учиться у своей совѣсти и отъ своей жизни! Но мы христіане: у насъ кромѣ естественныхъ средствъ къ наученію, есть не мало сверхъестественныхъ, данныхъ намъ свыше.

а) Таково слово Божіе, — писанія пророковъ и апостоловъ. Чему не могутъ они научить насъ? Слово Божіе, по свидѣтельству апостола, полезно на все: ко ученію, ко обличенію, къ исправленію, къ наказанію еже въ правдѣ, да совершенъ будетъ Божій человѣкъ и на всякое дѣло благое уготованъ (2 Тим. 3, 16-17). А кто не можетъ имѣть св. книгъ, если захочетъ? Ибо цѣна ихъ менѣе цѣны тѣхъ орудій, коими ты работаешь.

«Но многіе не умѣютъ читать». Такъ слушай, когда читаютъ слово Божіе въ церкви. Здѣсь, въ продолженіе года, прочитываются всѣ евангелія, всѣ посланія апостольскія, большая часть писаній пророческихъ. Но вотъ несчастіе нашего времени! Нынѣ многіе умѣютъ читать и небрегутъ о томъ, чтобъ узнать и прочитать слово Божіе; бросаются на самыя негодныя книги, на самыя жалкія и душетлѣнныя басни, пожираютъ ихъ съ жадностію, а не хотятъ узнать, что написано къ нимъ съ неба о ихъ вѣчномъ спасеніи! Что можетъ быть преступнѣе такого невниманія?

б) Второе сверхъестественное средство къ наставленію у каждаго изъ насъ есть церковь. Я говорю сверхъестественное: ибо мы можемъ строить только стѣны храмовъ; а церковь создана единожды и навсегда непосредственно Самимъ Богомъ: она основана на чудесахъ, держится чудесами, и производитъ чудеса, ибо основана на краеугольномъ камени — Сынѣ Божіемъ; держится силою Духа Святаго, воскрешаетъ умершихъ грѣхами для жизни вѣчной. Что же есть церковь, какъ не богоучрежденное для всѣхъ училище? Тутъ въ одной литургіи ты услышишь всю жизнь своего Спасителя и всю тайну твоего спасенія; тутъ на одномъ иконостасѣ изображенъ предъ тобою весь соборъ святыхъ, дабы ты могъ избрать любого для подражанія его жизни. Въ продолженіе года въ церкви пройдутъ предъ тобою всѣ праздники — съ ихъ таинствами и величіемъ, всѣ дни святыхъ — съ ихъ добродѣтелями и подвигами, всѣ посты — съ ихъ слезами и умиленіемъ душевнымъ, всѣ дни поминовенія усопшихъ — съ памятію о смерти и судѣ страшномъ. И много ли нужно для того, чтобы каждому учиться въ церкви? Нужны только глаза и слухъ, вниманіе и смыслъ. Приходи кто угодно, всѣмъ отверсты двери; не потребуютъ справокъ, кто ты и имѣешь ли право учиться; не подвергнутъ испытаніямъ въ способности и познаніяхъ. И чѣмъ же многіе отвѣчаютъ на любовь сей матери? тѣмъ, что почти никогда не ходятъ въ церковь; тѣмъ, что и пришедши въ нее, — загнанные какимъ-либо случаемъ, — стоятъ нѣкоторые разсѣянно, дерзко, мятежно, предаются даже разговорамъ, смѣху! Что можетъ быть преступнѣе такихъ поступковъ?

в) Наконецъ, братія, у всѣхъ насъ есть такой наставникъ, выше, божественнѣе Коего нельзя ни пожелать, ни представить: ибо это Самъ Духъ Святый — третіе Лице Пресвятыя и достопоклоняемыя Троицы. Припомните, что говорилъ Спаситель предъ вознесеніемъ на небо ученикамъ Своимъ, когда они скорбѣли объ Его отшествіи. Лучше, говорилъ Онъ, дабы Я отшелъ отъ васъ; ибо если не отойду Я, то Утѣшитель не пріидетъ: аще же пойду, послю Его къ вамъ; Онъ Духъ истины, пребудетъ съ вами въ вѣкъ и наставитъ васъ на всякую истину. Въ день Пятидесятницы сей Пресвятый Духъ дѣйствительно сошелъ въ видѣ огненныхъ языковъ на апостоловъ и изъ рыбарей содѣлалъ ихъ учителями вселенскими: но Онъ сошелъ на апостоловъ разъ и видимо съ тѣмъ, чтобы потомъ пребывать всегда въ церкви Христовой, сходить невидимо на каждаго изъ насъ въ таинствѣ крещенія, сходить для того, чтобы потомъ руководить и просвѣщать и наставлять каждаго въ жизнь вѣчную. Посему каждый изъ насъ, вслѣдствіе таинства крещенія, имѣетъ полное право обращаться за наставленіемъ къ Самому Пресвятому Духу. Какъ обращаться? Съ самою простою и краткою, только искреннею и отъ сердца молитвою. Напримѣръ, когда почувствуешь особенную нужду въ наставленіи, а видимыхъ наставниковъ нѣтъ; то обратись внутренно ко Пресвятому Духу, и говори такъ: Душе Святый, посланный для наставленія меня Спасителемъ моимъ, видишь, что я не знаю, какъ поступать мнѣ въ настоящемъ случаѣ, видишь и желаніе мое поступать право и истинно: просвѣти убо и наставь меня благодатію Своею. — Быть не можетъ, совершенно не можетъ быть, чтобы Духъ Святый не исполнилъ Своего дѣла, не внялъ такой молитвѣ, не сказалъ тебѣ, какъ поступить, что сдѣлать или оставить.

III. Итакъ, вотъ сколько имѣемъ мы учителей и наставниковъ, и естественныхъ и сверхъестественныхъ, и видимыхъ и невидимыхъ, зовущихъ насъ ко спасенію и наставляющихъ на семъ пути.

Не будемъ же сожалѣть, что большая часть изъ насъ незнакомы съ земными науками: для царствія Божія онѣ не нужны; будемъ же пользоваться Богомъ данными средствами къ наставленію нашему; паче же всего постараемся познанное, хотя и малое, всегда оправдывать дѣлами; тогда мы опытно узнаемъ, что путь на небо не прегражденъ никому, и что если въ чемъ, то въ познаніи пути сего нѣтъ ни для кого недостатка. Аминь. (Сост. по пропов. Иннок., архіеп. херс, т. Ѵ, стр. 61-71 и др. источн.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Метки:

Комментарии закрыты.