Преп. Антоній-римлянинъ

Август 16th 2012 -

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Объ упованіи на Промыслъ Божій.

I. Преподобный Антоній-римлянинъ, новгородскій чудотворецъ, память коего совершается нынѣ, родился въ Римѣ отъ благочестивыхъ родителей, принадлежавшихъ къ церкви восточной, православной.

Въ это время раздѣленіе церквей на восточную и западную уже произошло, и въ Римѣ преслѣдовали тѣхъ, которые уклонялись отъ церкви западной; почему и родители Антонія скрывали свое истинное вѣроисповѣданіе. По смерти ихъ, Антоній роздалъ часть своего имѣнія нищимъ, а на остальную — пріобрѣлъ церковные сосуды и другія вещи, положилъ все въ бочку и пустилъ ее въ море; а самъ удалился въ пустыню, будучи 18-ти лѣтъ. Встрѣтившихся монаховъ онъ упросилъ постричь его и около 20-ти лѣтъ прожилъ въ одномъ изъ монастырей. Затѣмъ удалился къ морю и поселился на одной скалѣ, но въ 1106 году, сентября 5-го дня, произошла буря, оторвавшая скалу его отъ берега и понесшая каменную глыбу по морю. Камень, по устроенію Промысла Божія, не утонулъ, плылъ по водамъ и наконецъ достигъ Новгорода. Антоній сначала, не зная языка славянскаго, не могъ понять, куда онъ прибылъ; но въ Новгородѣ нашлись люди, знавшіе и латинскій, и греческій языкъ; они и разъяснили ему все. Княжилъ въ Новгородѣ въ это время Мстиславъ, сынъ Владиміра Мономаха. Святитель новгородскій Никита далъ Антонію то селеніе, къ которому онъ присталъ, и выстроилъ ему деревянную церковь. Впослѣдствіи Антоній основалъ здѣсь монастырь и былъ первымъ его игуменомъ. Вещи, пущенныя въ бочкѣ въ море, чудесньмъ образомъ прибыли въ Новгородъ.

«Ветхій Римъ, отечество твое, оставивъ, поется ему въ тропарѣ, на камень яко на легкій корабль восшелъ еси и на немъ паче естества аки безплотенъ по водамъ шествовалъ еси, промышленіемъ Божественнаго разума направляемъ, великаго Новгорода достиглъ еси и обитель въ немъ сотворивъ, тѣло твое въ немъ предложилъ еси, яко даръ освященъ. Тѣмъ молимъ тя, отче Антоніе, моли Христа Бога, да спасетъ души наша». (Троп.).

II. Въ жизни препод. Антонія-римлянина нельзя не видѣть, братія, явныхъ путей Промысла Божія, охраняющаго жизнь человѣка среди бушующихъ волнъ моря и безопасно сохраняющаго брошенныя въ море сокровища. Зная, что надъ нами бодрствуетъ недремлющій Промыслъ Божій, мы должны съ дѣтскою вѣрою и сердечною любовію уповать на него.

Увѣрьтесь крѣпко въ той истинѣ, утвердитесь всѣмъ сердцемъ и всею мыслію въ томъ отрадномъ вѣрованіи, что во всѣхъ случаяхъ и обстоятельствахъ жизни вы находитесь подъ премудрымъ и всеблагимъ надзоромъ и попеченіемъ любвеобильнаго Отца, Владыки неба и земли; что все благопотребное для жизни нашей подается намъ Его щедроподательною десницею, что отъ Его отеческаго благословенія зависитъ все наше счастіе и временное и вѣчное, а отъ Его гнѣва все несчастіе и погибель.

а) Въ самомъ дѣлѣ, если и на всѣ творенія великія и малыя простирается всеблагое промышленіе Отца небеснаго, то можетъ ли Онъ оставить и презрѣть человѣка, на которомъ напечатлѣлъ Онъ Свой божественный образъ, для спасенія котораго не пощадилъ единороднаго Сына? Взгляните, говоритъ Господь, на птицъ небесныхъ; онѣ не сѣютъ, ни жнутъ, ни собираютъ въ житницы; и Отецъ вашъ небесный питаетъ ихъ; кольми паче васъ, маловѣры! Посмотрите и на полевыя лиліи, какъ онѣ растутъ? Не трудятся, ни прядутъ. Но и Соломонъ во всей славѣ своей не одѣвался такъ, какъ всякая изъ нихъ. Если же и траву полевую, которая сегодня растетъ, а завтра будетъ брошена въ печь, Богъ такъ одѣваетъ, кольми паче васъ, маловѣры! Кто же отъ васъ пекійся можетъ приложити возрасту своему локоть единъ? (Матѳ. 6, 26-30). Кто изъ самыхъ мудрыхъ и прозорливыхъ людей можетъ предвидѣть и предуразумѣть, что встрѣтитъ его въ грядущій день, или обѣщать себѣ продолженіе жизни и здоровья хотя бы на одинъ часъ? Кто изъ самыхъ заботливыхъ и попечительныхъ можетъ обезпечить жизнь свою отъ всякой бѣды и скорби, отъ всякаго зла и напасти? Кто изъ самыхъ искусныхъ и многосвѣдущихъ, бросая сѣмена свои на землю, можетъ быть увѣренъ напередъ, что посѣянное принесетъ ему изобильный плодъ? Кто изъ самыхъ трудолюбивыхъ и предусмотрительныхъ можетъ быть увѣренъ, что пріобрѣтенныя имъ блага многа послужатъ ему на лѣта многа? Все это въ волѣ Божіей, все зависитъ отъ Его благоволенія или гнѣва. Отымите благословеніе Божіе отъ земли, и она окаменѣетъ подъ стопами нашими, не произведетъ сама собой ни одной живой былинки. Отымите благословеніе Божіе и отъ человѣка, отъ его жизни и силъ, отъ его дѣлъ и трудовъ, и никакое искусство не продлитъ его жизни ни на одно мгновеніе.

б) Посему-то и учитъ насъ св. вѣра наша, чтобы мы уповали не на свой только разумъ и силы, но на всеобъемлющую премудрость и всемогущую силу Божію; не на сокровища земныя, но на неиждиваемое сокровище благости и милосердія Божія, не на князи и сыны человѣческія, въ нихже нѣсть спасенія, но на Бога жива и истинна; чтобы мы всего ожидали не отъ своихъ только трудовъ, заботъ и попеченій, но отъ благости и милосердія Отца небеснаго, Который знаетъ всѣ наши нужды и подаетъ намъ все потребное прежде прошенія нашего. Какъ бы ни былъ ты счастливъ и благополученъ во всемъ, помни, возлюбленный, что все, что имѣешь, чѣмъ наслаждаешься и утѣшаешься въ жизни, не твое, все подается тебѣ свыше отъ Отца свѣтовъ, все подано тебѣ только на время и все можетъ быть взято отъ тебя навсегда. Съ другой стороны, какъ бы ни было тягостно положеніе, въ которомъ ты находишься, какими бы ни былъ ты окруженъ скорбными обстоятельствами, никогда не забывай, братъ мой, что есть всевидящее око, которое видитъ твою скорбь; есть всемогущая премудрость, которая можетъ избавить тебя отъ всѣхъ возможныхъ бѣдствій; есть высочайшая любовь, которая любитъ тебя болѣе, нежели матерь дитя свое, есть щедродательная десница, которая готова подать тебѣ все благопотребное во время свое.

в) Уповать на Промыслъ Отца небеснаго должно разумно, благочестно и со страхомъ Божіимъ. Можетъ ли уповать на любовь и милость родителей своихъ преступный сынъ, забывшій благодѣянія ихъ, пренебрегшій любовь ихъ, не покоряющійся власти ихъ? Такъ и грѣшникъ, забывающій объ Отцѣ небесномъ, не исполняющій Его свв. заповѣдей, достоинъ ли ожидать отъ Него даровъ Его? Не менѣе ложно было бы упованіе наше на Промыслъ Божій, если бы мы, уповая на Бога, сами оставались безпечными въ отношеніи къ самимъ себѣ, не трудились въ потѣ лица своего по заповѣди Господней. Помощь Господня приходитъ только къ тому, кто трудится и молится, а не къ тому, кто бездѣйствуетъ и предается унынію. Господь хощетъ, чтобы все потребное для жизни нашей было вмѣстѣ и плодомъ благословенія, которое Онъ изливаетъ на землю, и плодомъ труда, на который Онъ осудилъ человѣка. Было бы дерзко и безумно воображать, что Господь будетъ творить чудеса для поддержанія людей лѣнивыхъ и праздныхъ, для сбереженія ихъ имущества, когда они сами расточаютъ его; для сохраненія ихъ здоровья и силъ, когда они сами разрушаютъ ихъ. Отеческаго попеченія Божія достоинъ только тотъ, кто своею жизнію и дѣлами старается быть достойнымъ сыномъ Отца небеснаго, кто принимаетъ дары Божіи съ благодареніемъ, употребляетъ ихъ въ славу Божію и спасеніе души своей, кто проводитъ жизнь трудолюбивую и богобоязненную. Ищите прежде царствія Божія и правды Его и все, потребное для жизни вашей временной, приложится вамъ.

III. Молитвами препод. Антонія римлянина да сохранитъ насъ Господь въ крѣпкой и разумной вѣрѣ въ Промыслъ Божій. (Сост. по Ч. -М. и проп. Димитрія, архіеп. херс., т. I).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Метки:

Комментарии закрыты.