Слово в четверток недели 1 -й Великого поста.Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Март 9th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Слушая наставления здравого смысла ветхозаветной книги Притчей Соломоновых, это длинное перечисление простейших нравственных установок, которые вроде бы и без лишних напоминаний известны всякому, мы можем представить себе приветливого, благосклонного к учащимся, но, в целом, довольно скучного учителя с наставительно поднятым вверх указательным пальцем.

Вкусы меняются, темпы жизни убыстряются. И сегодня нам приходится редко читать или слушать подобные многословные нравоучения. Но в том далеком прошлом античного мира, особенно мира библейского, людям нравились такие прописные истины житейской мудрости.

Читать по теме: Слово на часах, в четверток недели 1 -й Великого поста, о епитимии. Свт. Иннокентий Херсонский

Слово на утрене, в четверток недели 1 -й Великого поста, о исповеди. Свт. Иннокентий Херсонский

Слово в четверг 1-й седмицы Великого поста за великим повечерием архимандрита Кирилла (Павлова)

«Блажен муж, — читаем мы сегодня, — который снискал мудрость и человек, который приобрел разум». И далее перечисляется, что эта мудрость лучше серебра и золота; она дает благоденствие и богатство; она – дерево жизни.

Все эти правила благоразумия могли быть написаны в любое время и в любом месте. С ними согласится иудей и мусульманин, буддист и язычник, верующий и атеист. Но что нам, христианам, дают эти общепонятные изречения разума, помимо общепонятной же пользы в мирском житейском смысле?

Когда мы читаем эти слова премудрости, мы невольно, если мы вообще знакомы со Священным Писанием Нового Завета, вспоминаем то, что написано о здравом смысле и человеческой премудрости у святого апостола Павла: «Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие, — пишет Павел в Первом послании к Коринфянам, и далее продолжает он продолжает свою мысль словами, которые уже сами могут казаться безумными иудею, мусульманину, буддисту, язычнику и атеисту. Он пишет: «И Иудеи требуют чудес; и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев – соблазн, а для Еллинов – безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость». Вот они сказаны эти слова, которые отличают христианство от всех и от всего на свете. Весть о Христе распятом, слово крестное, для мира – безумие, для нас, спасаемых, — Евангелие, Благая Весть, сила и премудрость Божия.

Но именно это и слышали первые христиане, к которым обращался апостол в словах ветхозаветной премудрости. Сквозь века, сквозь образы, исторические примеры, мысли, назидания и пророчества древности, они слышали слово Божие, обращенное не только к тем, их далеким предкам, но и к ним, и прежде всего к ним, достигшим последних дней.

Те, благочестивые и неблагочестивые предки, имея уши, не слышали, да при всей доброй воле и не могли расслышать то, что слышали в слове Божием верующие во Христа и живущие во Христе. Это они блаженны, ибо снискали мудрость — Христа. Они блаженны, ибо приобрели разум – Христов. Это они нашли в премудрости – Христе — ту драгоценную жемчужину, которая дороже всего серебра и всего золота мира. Это они во Христе обрели такое долгоденствие, о котором не могли и мечтать, жившие по несколько сотен лет ветхозаветные праотцы. Это они получили в наследство богатство неба и земли, ибо они видели перед собою дерево жизни – Крест Христов — великий символ премудрости Божией.

Так всякое слово ветхозаветной мудрости, пронизанное светом Евангелия, расцветало во всем своем изначальном и совершенном смысле. «Я знаю, что я ничего не знаю» — устами Сократа, по преданию, говорила древняя языческая мудрость. «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою» — увещевал пророк Исаия. «Не будь мудрецом в глазах твоих» — вторит ему сегодняшнее чтение из ветхозаветной книги Притчей.

Да, высшие проявления мудрости века сего проявлялись в скромном признании своего бессилия и у Сократа, и у Исаии, и у других античных и библейских авторов. Новозаветная мудрость подтверждает ветхозаветную скромную самооценку, но в то же время с достаточной смелостью утверждает себя: «Кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумен, чтобы быть мудрым». Будь безумным в глазах мира сего, тогда ты будешь мудрым и в сем, и в будущем веке. Но что это значит — безумие в этом мире?

Речь, конечно, не о прискорбном психическом заболевании, хотя мир может и так оценивать безумие или мудрость во Христе: любовь, милосердие, верность, долготерпение, доброту. Разве предельно долготерпеливый, верный или кроткий человек, по-человечески-то рассуждая, нормален? Разве он не выходит за границы здравого смысла, общепонятной нормы?

Например. С кем-то поступают несправедливо; он мог бы защищаться, но он не отвечает местью и даже прощает обидчику. Если бы он был, так сказать, нормальным, умным, разве так просто он дал бы себя в обиду? Но он ведет себя ненормально, безумно.

Или. Если некто до самозабвения добр по отношению к другим, если он помогает бедному, не ожидая награды, разве это нормально?

А любовь, которая без остатка жертвует собой? Разве она нормальна? Разве она не безумие в глазах здравомыслящего мира? Но именно такое мудрое безумие заповедал нам Спаситель. Именно о такой мудрости слышали христиане, слушая слова ветхой премудрости. Именно такая безумная мудрость во Христе – дерево жизни для тех, которые приобретают ее, и блаженны, которые сохраняют ее. Аминь.

Метки:

Комментарии закрыты.