Проповедь в среду 2-й седмицы Великого поста. Иерей Михаил Браверман

Март 15th 2011 -

Библия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Вся история человечества восходит к первой книге Библии, к Бытию. Именно в ней заключен смысл трагедии человеческого рода, потерявшего Богообщение, изгнанного из рая. И именно в книге Бытия начало нашей надежды, нашего возвращения к Богу, потому что в Бытие дано нам обетование о приходе в мир Мессии. И в Бытии мы встречаем упоминание о призывании имени Божия.

После того, как совершилось первое братоубийство и человеческая кровь осквернила Божественную землю род людей разделился. На тех, кого Священное Писание называет детьми человеческими, сынами человеческими, чье помышление – зло на всякое время. И на тех, кого Священное Писание называет детьми Божиими, на тех людей, которые не забыли Бога, Творца и Создателя, тех людей, чья жизнь была устремлена к Богу.

Убежавший от лица Божьего гнева Каин стал родоначальником цивилизации, городской культуры. Его потомки стали играть на гуслях, стали изготавливать орудия из железа, из меди. То есть стали делать то, что, начавшись в братоубийстве, приведет к войне.

С распространением человека распространялся и грех. Каин убил брата, но его потомок говорит: «Я убил мужа и отрока. Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха отмстится в семьдесят раз всемеро». Так умножались на земле беззакония, так распространялся по лицу земли грех.

Но память о Боге сохранили другие потомки Адама. Святой праведный Енох, который ходил пред Богом и о котором Священное Писание говорит удивительные слова: «Не стало его, потому что взял его Бог». был Сиф, сын Адама, и его сын Енос, с рождения которого, как говорит Священный Текст начали призывать имя Божие.

Пройдут тысячелетия, и святой праведный Моисей, собираясь вывести еврейский народ из рабства и смерти в египетском плену, то есть собираясь совершить ветхозаветную Пасху, будет спрашивать Бога: «Как имя Тебе?» И на вопрос об имени Бог ответит: «Я есть Сущий». Это имя не говорит нам о том, Что есть Бог, оно говорит нам о том, что Бог есть истинное Бытие. И поэтому все остальное представляется по отношению к Богу как бы не сущим, несуществующим.

Когда в III веке до Рождества Христова придет время, и книги Священного Писания будут переводиться с еврейского на греческий язык, священное имя Бога «Сущий» передадут через слово-термин, обозначающее Бога: по-гречески Кириос, по-церковнославянски Господь. И значит, исповедать Иисуса Христа Господом – значит, назвать Его Истинным, Сущим Богом, Который когда беседовал с Адамом в раю, Который когда-то вместе с Моисеем выводил народ из рабства, а когда пришла полнота времен Этот Сущий, все наполняющий Бог воплотился и стал человеком – Иисусом, Спасителем, Христом, Тем, на Ком закончилось все ожидание и все обетования Ветхого Завета.

Мы призываем имя Божие, призываем это имя в совершенстве, потому что Бог нам открылся в полноте как Отец, Сын и Святой Дух. И наша молитва, наша устремленность к Богу – это наша надежда стать детьми Божиими, детьми Бога Отца Небесного. Именно во Христе Спасителе люди получают возможность быть детьми Божиими в самом таинственном и в то же время точном смысле, потому что Сын Божий «нас ради человек и нашего ради спасения» стал Сыном Человеческим, стал нашим Братом по человеческой природе. И значит, Его Отец Небесный стал и нашим Отцом, нашим Отцом Небесным. Аминь.

Комментарии закрыты.